Министерство образования и науки Пермского края | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1» | |
СТАТЬЯ |
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми ОВЗ»
Должность | Ф.И.О. | Подпись | |
Разработал | Обучающийся группы КП-20 | Сарапулова А.А. | |
Проверил | Методист | Норваткина В.В. |
2023
Как говорила Российский государственный и политический деятель Швецова Людмила Ивановна – «Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности». И я считаю, что нельзя с ней не согласиться. В современном мире много времени отдано тому, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями здоровья в социализации, в открытии и усвоении новых знаний. И это, на самом деле, действительно, здорово, ведь все больше и больше случаев, когда люди с ОВЗ становятся известными актерами, политическими деятелями, спортсменами международного уровня, успешными врачами и так далее. Именно поэтому, необходимо помогать развивать те качества и умения, которые заложены в каждом человеке, в том числе, людях с особенностями.
Главной средой социализации является школа. Именно в ней закладываются все необходимые знания и понятия, которые пригодятся в жизни. Именно поэтому от педагога зависит очень многое. То, как он будет преподносить материал, и то, как он будет относиться к самим детям, будет являться надежным фундаментом в жизни ребенка. Поэтому, педагогу необходимо найти такие методы, средства и формы обучения детей с ОВЗ, чтобы они были всесторонне развитыми людьми.
В работе с детьми с ОВЗ применяются следующие педагогические технологии:
1. Технология разно уровневого обучения.
2. Коррекционно-развивающие технологии .
3. Технология проблемного обучения.
4. Проектная деятельность.
5. Информационно-коммуникационные технологии.
6. Здоровье сберегающие технологи.
7. Игровые технологии.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.
В работе с детьми с ОВЗ применяются следующие педагогические технологии:
Виды здоровьесберегающих технологий:
1. Медико-профилактические: организация санитарно-гигиенического режима в учреждении, организация и контроль за реализацией охранительно-оздоровительного режима, режим питания и профилактические мероприятия по укреплению здоровья.
2. Физкультурно-оздоровительные: утренняя гимнастика и организованные физкультурные мероприятия, музыкально-ритмические мероприятия, подвижные игры, прогулки, спортивные праздники, оздоровительная гимнастика после сна, динамические паузы и логоритмические упражнения в процессе коррекционно-развивающего воздействия с использованием дидактических игр валеологической направленности, пальчиковой и артикуляционной гимнастики; элементы самомассажа и дыхательной гимнастики; элементы гимнастики для глаз;
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка-совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка.
4. Коррекционные технологии: арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии (способствует снятию нервно-психического напряжения, и приносит ребенку эстетическую радость, положительную энергетику, благоприятно влияющую на здоровье, самочувствие и формирование личностных качеств).
Виды и методы арт-терапии:
5. Валеологического просвещения родителей.
В работе с родителями применяем разные формы работы:
- педагогические беседы с родителями (о режиме дня, адаптации, об одежде и др.);
- групповые родительские собрания в традиционной и нетрадиционной формах;
- консультации;
- папки-передвижки из серии пальчиковые игры для развития мелкой моторики, буклеты, информация в уголке для родителей, анкетирование, выставки совместных работ, изготовленных детьми вместе с родителями или самими родителями. Совместные мероприятия объединяют семью, выстраивают доверительные отношения между членами семьи.
Технология дифференцированного обучения основана на различие способностей, склонностей темпов обучения детей, гендерных различий и представляющих собой широкий спектр мероприятий, состоящих не только в выявлении потенциальных умственных способностей, но и в решении социальной и коммуникативной компетенций индивида.
Игровые технологии — совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр.
Главным принципом достижения эффективности обучения и воспитания при использовании инновационных технологий является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей, также с учетом быстрой психической и физической истощаемости детей с ОВЗ. Только благодаря грамотному подходу специалиста, можно будет достичь высоких результатов!