Министерство образования и науки Пермского края | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1» | |
СТАТЬЯ |
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:
«Инновации в образовании при работе с детьми ОВЗ»
2023
Должность | Ф. И. О. | Подпись | |
Разработал | Обучающийся группы КП-20 | Золотарёва Н.В. | |
Проверил | Методист | Норваткина В.В. |
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
Главная цель инновационной деятельности-развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик, реализующего инновационные средства обучения, развития и воспитания.
К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.
В работе с детьми с ОВЗ применяются следующие педагогические технологии:
Виды здоровьесберегающих технологий:
1. Медико-профилактические: организация санитарно-гигиенического режима в учреждении, организация и контроль за реализацией охранительно-оздоровительного режима, режим питания и профилактические мероприятия по укреплению здоровья.
2. Физкультурно-оздоровительные: утренняя гимнастика и организованные физкультурные мероприятия, музыкально-ритмические мероприятия, подвижные игры, прогулки, спортивные праздники, оздоровительная гимнастика после сна, динамические паузы и логоритмические упражнения в процессе коррекционно-развивающего воздействия с использованием дидактических игр валеологической направленности, пальчиковой и артикуляционной гимнастики; элементы самомассажа и дыхательной гимнастики; элементы гимнастики для глаз;
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка-совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка.
4. Коррекционные технологии: арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии (способствует снятию нервно-психического напряжения, и приносит ребенку эстетическую радость, положительную энергетику, благоприятно влияющую на здоровье, самочувствие и формирование личностных качеств).
Виды и методы арт-терапии:
5. Валеологического просвещения родителей.
В работе с родителями применяем разные формы работы:
- педагогические беседы с родителями (о режиме дня, адаптации, об одежде и др.);
- групповые родительские собрания в традиционной и нетрадиционной формах;
- консультации;
- папки-передвижки из серии пальчиковые игры для развития мелкой моторики, буклеты, информация в уголке для родителей, анкетирование, выставки совместных работ, изготовленных детьми вместе с родителями или самими родителями. Совместные мероприятия объединяют семью, выстраивают доверительные отношения между членами семьи.
Технология дифференцированного обучения основана на различие способностей, склонностей темпов обучения детей, гендерных различий и представляющих собой широкий спектр мероприятий, состоящих не только в выявлении потенциальных умственных способностей, но и в решении социальной и коммуникативной компетенций индивида.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, различают дифференциацию:
- по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
- по полу (мужские, женские, смешанные);
- по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные);
- по уровню умственного развития (или по уровню достижения): одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания;
- по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
- по уровню здоровья (группы здоровья).
Моделирование, эксперимент, метод проектов невозможны без применения исследовательских технологий.
Метод проектов дает возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности, позволяет педагогам расширить образовательное пространство, познавательного мышления ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Экспериментирование является одной из форм, где организуется ситуация, провоцирующее познавательную активность. В экспериментировании у ребенка развивается творческие способности, коммуникативные навыки.
Игровые технологии:
Игровые технологии — совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр.
Феномен и значение игровой технологии состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание, труд.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ являются:
Главным принципом достижения эффективности обучения и воспитания при использовании инновационных технологий является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей, также с учетом быстрой психической и физической истощаемости детей с ОВЗ.