Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка внеурочного занятия по физике на тему «Конвекция»

- развитие критического мышления - развитие творческого потенциала будущего исследователя - развитие умений сотрудничать и работать в группе - развитие умений самостоятельно систематизировать информацию - развитие умения решать учебные задачи

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Балтасинская гимназия »

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Конкурсного внеурочного занятия по предмету: физика

Тема: «Конвекция»

Класс: 8

Преподаватель: Нигаматзянов Азат Адвартович, высшая квалификационная категория, стаж работы 29 лет

Балтасинский район, пгт Балтаси, февраль, 2022-год

Цели и задачи

Цели внеурочного занятия:

- развитие критического мышления;

- развитие творческого потенциала будущего исследователя;

- развитие умений сотрудничать и работать в группе;

- развитие умений самостоятельно систематизировать информацию;

- развитие умения решать учебные задачи

Задачи внеурочного занятия:

- создание условий для достижения обучающимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу

- ориентация на достижение обучающимися социальной зрелости

- удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и их родителей. При этом решаются следующие основные педагогические задачи: включение обучающихся в разностороннюю деятельность

- формирование навыков позитивного коммуникативного общения

- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата

- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); формирования стремления к здоровому образу жизни

- воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма к своей стране

- подготовка обучающихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современном мире

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- самостоятельно приобрели знания и практические умения по теме «конвекция»

- продолжили формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и учителем

- убедились в возможностях предмета для решения задач повседневной жизни

Метапредметные результаты:

- обучающиеся умеют проводить эксперимент, прогнозировать результаты

- умеют работать индивидуально, в парах, группах, организовывать учебное сотрудничество, аргументировать свою точку зрения

- продолжили формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, определять понятия, создавать обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы, умение создавать схемы

Предметные результаты:

- обучающиеся умеют распознавать и описывать вид теплопередачи-конвекция

Конспект внеурочного занятия

Таблица 1

Структура внеурочного занятия

Стадии организации процесса обучения

Задачи

Функции

Вызов

Актуализация имеющихся знаний

Пробуждение интереса к теме

Структурирование процесса обучения

Мотивационная (привлечение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).

Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся, ранее приобретенных знаний по теме. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление

Получение новой информации

Соотнесение новой информации с собственными знаниями

Информационная (получение, приобретение новой информации по теме). Системная (классификация полученной информации).

Мотивационная (подкрепление и сохранение интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

Определение направлений для дальнейшего изучения темы

Анализ всего процесса изучения материала

Целостное осмысление и обобщение полученной информации

Проблематизация (новый «вызов»)

Коммуникационная (обмен мнениями, суждениями о новой информации в письменной и устной формах).

Информационная (приобретение нового знания) .

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению знаний). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний по предлагаемому в опросу, выработка собственной позиции или склонение к позиции одноклассника, оценка процесса)

Таблица 2

Ход занятия

Этапы занятия и их содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Вызов.

Обобщение имеющихся знаний по данной проблеме

Пробуждение интереса к изучаемому явлению

Осознание обучающимися о недостаточности знаний для целостного восприятия темы

Провоцирует обучающихся

Задает вопросы

Создает ситуацию актуализации опыта обучающихся

Формирует мотивацию обучающихся

Выяснение темы занятия и формулировка его цели.

Постановка проблемных вопросов.

Игра «Знаете ли вы, что…»

«Знаете ли вы, что радиаторы для отопления ставят у пола?»

«Знаете ли вы, что подвал - самое холодное место в доме?»

«Знаете ли вы, что пламя горячей свечи заостренное?»

«Знаете ли вы, что вентиляционные окна в комнате ставят наверху ближе к потолку?»

«Знаете ли вы, что листья осины колеблются даже в безветренную погоду?»

«Знаете ли вы, что вышеизложенные вопросы объясняются одним и тем же физическим явлением?»

 «Мозговой штурм»

Взять лист бумаги и ручку и ответить на вопросы:

Что вы знаете о конвекции? Или вам кажется, что вы это знаете. Или вы думаете, что вы это знаете.

«Сброс идей в корзину»

Фиксирует реплики. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

Все сведения кратко в виде тезисов записывает в «корзинке» идей на доске, даже если они ошибочны и без комментариев

Организует обсуждение всех разногласий, возникшие в ходе обсуждения

Предлагает выделить те идеи, которые считают наиболее важными с точки зрения обсуждаемой проблемы

Отвечает на провокацию

Вспоминает все, что знает по данной теме

Формулирует первые гипотезы

Определяется в своих мотивах и целях

Отвечает на вопросы учителя

Выдвигает предположения о теме занятия «Конвекция».

Актуализирует личный жизненный опыт.

Формирует умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принимает учебные цели и задачи

записывает все, что думает и знает (допускаются и ошибочные суждения).

делятся друг с другом известным знанием. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Обучающиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

Выясняют, в чем различие в ответах, почему, выбирается правильный, с точки зрения этой пары, ответ.

Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений.

Выделяют важные идеи и

критически оценивает результат

Осмысление.

Активное получение новой информации

Предлагает текст по теме

Организует процессы усвоения материала

Управляет групповой динамикой

Поддерживает мотивацию и цели

Учит работать сообща

Организует работу: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Цель - систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит работа с текстом «Конвекция»

(приложение 1)

Организация групповой презентации

На экране показывает таблицу и организует постановку вопросов и ответов

Таблица «толстых» и тонких вопросов.

(приложение 3)

Включается в процессы осмысливания (а не запоминания)

Участвует в групповом взаимодействии

Делает коррекцию своих целей

Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в виде…

Учится работать в группе

Обучающийся читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает записи по мере осмысления новой информации, отслеживает понимание при работе с изучаемым материалом, активно корректирует цели своей деятельности. Отслеживает собственное понимание текста с помощью составления таблицы (приложение 2)

«Инсерт» или «Чтение с пометками»

Во время чтения текста обучающийся делает на полях пометки:

«V» – уже знал;

«+» – новое;

« – » – думал иначе;

«?» – не понял, есть вопросы. После чтения обсуждают в группах маркировки текста.

в парах, группах фронтально осуществляют обсуждение отдельных категорий таблицы.

Каждая группа (член группы) делает свое выступление

Устно задают вопросы и проговаривают ответы

Рефлексия.

Обобщение полученной информации

Выработка собственного отношения к изучаемому материалу

Управляет подведением итогов

Ставит новые вопросы и задачи на будущее

Оценивает деятельность обучающегося

подводит итог занятия, проверяет, какой материал был усвоен обучающимися.

Прием «Рефлексивные вопросы»

Что показалось вам сегодня трудным? Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе? Что в изучении сегодня для вас самое главное? Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими? Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны? Какие новые мысли, чувства у вас появились? Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Были ли моменты недовольства собой? Заметили ли вы свои успехи?

Прием «Закончи предложение»

Если бы я раньше знал\а про конвекцию, то….

Для человека в жизни очень важно….

Меня удивил тот факт, что…

Еще стоит разобраться в том, что….

Новый вызов

Когда мы собрали весь теоретический материал по нашей теме, нам не хватает самого главного-это опытное подтверждение теории

Предлагает следующие проектные работы:

«Измерение времени протекания естественной и вынужденной конвекции» (на примере нагревания воды)

«Тяга. Способы улучшения тяги?»

«Расчет скорости конвекционных потоков при нагревании жидкостей»

«Ветер»

«Моя бумажная вертушка»

«В стихотворении А.С.Пушкина "Кавказ" есть такие строки: "Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне"».

«Мой эксперимент: охлаждение кастрюли с горячей жидкостью проводилось двумя способами: 1 - кастрюля ставилась на лед и 2 - лед помещался на кастрюлю».

«Определить скорость естественного перемешивания воды в двух случаях: 1 - холодную воду наливают в горячую и 2 - горячую воду наливают в холодную

Организует работу по самоанализу

Суммирует в групповой работе весь полученный материал

Задает вопросы на будущее

Делает самооценку своей деятельности

Сравнивает занесенные в таблицу знания с информацией фиксированной учителем на доске на стадии «Осмысление»

Выделяет правильные знания

взаимодействует в группе, оценивает изучаемый объект, высказывает свое собственное суждение и отношение

Записывает задание на дом. Предлагает варианты собственных проектов.

Заполняет анкету самоанализа

(приложение 4)

Список источников, использованной литературы и Интернет-ресурсов

Приложение 1

Конвекция

Мир физических явлений чрезвычайно разнообразен. Физика обладает необыкновенным свойством. Изучая самые простые явления можно вывести общие законы. Многие физические закономерности можно получить из собственных наблюдений. Замечательным местом для наблюдения физических явлений и проведения экспериментов является самая обычная кухня. Кухня – это место, которое мы посещаем постоянно. Мы даже не задумываемся, что там могут происходить какие-то физические явления. В повседневной жизни мы не найдём другого такого места, где происходило бы столько удивительного и загадочного, как в кухне. Именно здесь мы смешиваем, нагреваем, охлаждаем, замораживаем, размораживаем, а бывает, что и сжигаем всевозможные виды животного, растительного и неорганического сырья. В этом месте происходит множество явлений: световые, тепловые, электрические, электромагнитные и др. Время не стоит на месте, люди придумывают все больше техники, а без знаний физики будет невозможен прогресс. Тепловые явления – это явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изменением температуры. К таким явлениям относятся, например, нагревание и охлаждение воды в емкости, таяние льда, плавление металлов и др. Итак, какие же тепловые явления мы встречаем на кухне? Испарение, кипение, конвекция, теплопроводность, изменение агрегатного состояния веществ – все это тепловые явления. Конвекция – это вид теплопередачи, при котором внутренняя энергия передается струями и потоками. Впервые термин «конвекция» был предложен английским ученым Вильямом Прутом еще в 1834 году. Использовался он для описания перемещения тепловых масс в нагретых, движущихся жидкостях. Первые теоретические исследования явления конвекции стартовали лишь в 1916 году. В ходе экспериментов было установлено, что переход от диффузии к конвекции в подогреваемых снизу жидкостях возникает при достижении некоторых критических температурных значений. Позже это значение получило определение «число Роэля». Оно было так названо в честь исследователя, занимавшегося его изучением. Результаты опытов позволили дать объяснение перемещению тепловых потоков под влиянием сил Архимеда. В основе явления конвекции лежит расширение более холодного вещества при соприкосновении с горячими массами. В таких обстоятельствах нагреваемое вещество теряет плотность и становится легче по сравнению с окружающим его холодным пространством. Наиболее точно данная характеристика явления соответствует перемещению тепловых потоков при нагревании воды. Движение молекул в противоположных направлениях под воздействием нагревания – это именно то, на чем основывается конвекция. Излучение, теплопроводность выступают схожими процессами, однако касаются прежде всего передачи тепловой энергии в твердых телах. Рассмотрим применение конвекции на кухне. Когда мы готовим пищу на плите, то жидкость из холодной превращается в теплую. Почему так происходит? Все дело в том, что здесь проявляется явление конвекция. Жидкость при конвекции нагревается снизу вверх. Нагретые слои жидкости – менее плотные и поэтому более легкие – вытесняются вверх более тяжелыми холодными слоям. Холодные слои жидкости, опустившись вниз, в свою очередь, нагреваются от источника тепла и вновь вытесняются менее нагретой водой. Благодаря такому движению вся жидкость равномерно прогревается. Различают два вида конвекции: естественную (или свободную) и вынужденную. Так, нагревание жидкости является примером естественной конвекции. Вынужденная конвекция наблюдается, если перемешивать жидкость мешалкой, ложкой и т.д. Если жидкости прогревать не снизу, а сверху, то конвекция не происходит. Нагретые слои не могут опускаться ниже холодных, более тяжелых. С явлением конвекции связаны процесс охлаждение продуктов в холодильнике. Газ фреон, циркулирующий по трубкам холодильника, охлаждает воздух в верхней части холодильной камеры. Холодный воздух, опускаясь, охлаждает продукты, а затем снова поднимается вверх. Решетка сзади холодильника предназначается для отвода тепла, образующегося при сжатии газа в компрессоре. Механизм ее охлаждения также конвективный, поэтому надо оставлять пространство за холодильником свободным для конвективных потоков. Все чаще явление конвекции реализуется в современных бытовых приборах, в частности в духовых шкафах. Газовый шкаф с конвекцией позволяет готовить разные блюда одновременно на отдельных уровнях при различной температуре. При этом полностью исключается смешение вкусов и запахов. Нагрев воздуха в традиционном духовом шкафу основывается на работе единственной горелки, что приводит к неравномерному распределению тепла. За счет целенаправленного перемещения горячих потоков воздуха при помощи специализированного вентилятора блюда в конвекционном духовом шкафу получаются более сочными, лучше пропекаются. Такие устройства быстрее нагреваются, что позволяет уменьшить время, требуемое на приготовление пищи. По этим примерам можно понять, что конвекция играет большую роль на кухне. Она помогает при приготовлении пищи в духовке или просто на плите, сохраняет продукты от жары в холодильнике. Все это помогает поддерживать нормальную функциональную жизнедеятельность людям.

Приложение 2

Конвекция

Процесс объяснения

Содержание

ответа обучающегося

«V» – уже знал;

«+» – новое;

« – » – думал иначе;

«?» – не понял, есть вопросы.

1 шаг - знакомство с новым видом теплопередачи, его видимыми особенностями, определение

2 шаг - усвоение исходных фактов или данных.

Виды конвекции, примеры

3 шаг - выделение взаимодействующих объектов (тела, вещества, частицы) и установление их состояний. Мыслительное действие, а именно анализ.

Переносчики энергии, способы нагрева жидкостей и газов

4 шаг - раскрытие механизма протекания явления путем разделения процесса на составляющие. Определение причин и характеристик. Под влиянием каких сил происходит перемещение тепловых потоков?

5 шаг - краткое суммирование с выделением главного результата.

Синтез знаний, вычленение основных сведений из материала.

6 шаг - практическое применение.

Примеры проявления конвекции в жизнедеятельности человека.

Приложение 3

Таблица «толстых» и тонких вопросов

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

На что похоже…?

Кто? Что?

Когда? Может…?

Будет…? Мог ли…?

Было ли? Согласны ли вы?

Верно ли?

Приложение 4

Анкета самоанализа

1.На занятии я работал активно / пассивно;

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен;

3.Занятие для меня показался коротким / длинным;

4.За занятие я не устал / устал;

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже;

6.Материал занятия мне был понятен / не понятен,

полезен / бесполезен, интересен / скучен.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области