Тема: Составные высказывания | Тип: урок «открытия» новых знаний | |||||
Цель урока: способствовать формированию у учащихся знаний о составных высказываниях | ||||||
Задачи: - образовательная: ознакомление с видами составных высказываний; - развивающая: развивать умение решать выражения с многозначными числами; - воспитательная: воспитания эстетического вкуса, аккуратности и доброжелательного отношения к окружающим при выполнении заданий. | ||||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные: - знать понятие составные задачи; - уметь различать составные высказывания на «или» и «и»; - уметь решать задачи на движение; - уметь решать выражения с многозначными числами. | Метапредметные: - формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных слов) слов; -преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную; - выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя; -высказывать свою точку зрения по инициативе учителя. | Личностные: - оценивать свои достижения на уроке; - определять мотивы учебной деятельности; - проявлять самостоятельность в информационной деятельности; - проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; | ||||
Ресурсы урока: доска, презентация Рower Point, компьютер, проектор, экран, магнитики, раздаточный материал, учебники. | ||||||
Ход урока | ||||||
Этапы | Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | УУД | |||
I.Организацион-ный этап | - приветствие, знакомство; - Встали все красиво, здравствуйте, ребята. Меня зовут _________________ и сегодняшний урок математики проведу у вас я. | Приветствуют учителя | ЛУУД | |||
- эмоциональный настрой к уроку; - Ребята, давайте наш урок начнем с необычного приветствия. Я буду читать стихотворение, и в конце каждого предложения вы хором будете говорить ПРИВЕТ! Когда встречаем мы рассвет, Мы говорим ему… (дети хором) ПРИВЕТ! С улыбкой солнце дарит свет, Нам, посылая свой … ПРИВЕТ! При встрече через много лет Вы крикните друзьям … ПРИВЕТ! И улыбнутся вам в ответ От слова доброго … ПРИВЕТ! И вы запомните совет: Дарите всем друзьям … ПРИВЕТ! | Настраиваются к уроку | |||||
- проверка готовности у уроку. - Улыбнитесь друг другу, сели тихо и красиво, руки на партах, локти у края, спина прямая. Посмотрите все ли у вас готово к уроку? Быть в порядке должны у вас парта, книги и тетради. | Организуют рабочее место | |||||
II. Проверка усвоения материала прошлого урока | Выполняют самостоятельную работу на умножение, по вариантам. - На вычисление вам дается 2 минуты. Поменяйтесь карточками с соседом по парте и исправьте их ошибки. На доске показаны правильные варианты ответов. 1 вариант 2 вариант 5х9= 8х6= 7х6= 9х3= 6х6= 8х2= 5х2= 4х4= 7х4= 2х9= 3х9= 5х8= 4х3= 3х4= 3х5= 4х7= | Выполняют самостоятельную работу. | ЛУУД -принимать социальную роль обучающегося; | |||
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности. | На презентации выходит несколько высказываний и предложении. Поделите на два столбика 1) предложения 2) высказывания -Как вы определили , что это высказывание? Высказывание – это предложение, в котором можно определить истинность и ложность. -Сейчас вам нужно будет ответить ложное или истинное данное высказывание. -«Сегодня 4 февраля» - истинное -«Сегодня четверг» - ложное -«Зимой снегири улетают в теплые края» - ложное -«Зимой снегири улетают в холодные края» - истинное -«Сегодня 4 января» - ложное -«Сегодня среда» - ложное -Выходят высказывания с союзом «или». Посмотрите! Попробуйте ответить на вопрос: «Чем они отличаются от высказываний в первом столбике?» 1 столбике- только одно высказывание, а 2-ом столбике- два высказывания -А знаете ли вы, как называются такие высказывания? | Вспоминают что такое высказывание. Устанавливают, какие высказывания истинные, а какие ложные. | ||||
2.Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). - Значит, с чем будет связана наша тема? - Да, тема нашего урока «Составные высказывания». -Исходя из темы урока, какую цель мы можем поставить на урок? Цель: Познакомить с составными высказываниями. | Формулируют тему и цели урока | РУУД - определять и формулировать цель деятельности на уроке; | ||||
IV. Организация познавательной деятельности | Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации). - Чтобы достичь цели нашего урока, мы должны с вами составить последовательность действий: 1.Узнаем, что такое составное высказывание. 2.Познакомимся при помощи каких союзов образуются составные высказывания . 3.Выполним задания на составные высказывания. | Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия | РУУД - определять и формулировать цель деятельности на уроке; | |||
2.Поиск решения («открытие» нового знания). А теперь вернемся к высказываниям и попробуйте соединить данные высказывания с союзом «или». Можем ли мы это предложение назвать высказыванием? (Если можем - то какие эти высказывания?) -«Сегодня 4 января» - истинное -«Сегодня 4 февраля» -ложное -Попробуйте соединить их союзом «или», то есть попробуйте составить составное высказывание. -«Сегодня 4 января или сегодня 4 февраля»(и) - Теперь скажите, истинное оно или ложное? Запомните, составное высказывание с союзом «или» истинно, если истинно хотя бы одно из двух составляющих его высказываний. В остальных случаях оно ложно. И их можно записать короче. -«Сегодня 4 января или сегодня 4 февраля»(и) - Попробуем остальные высказывания тоже соединить союзом «или». -«Сегодня четверг»-истинное -«Сегодня среда»-ложное -«Сегодня среда или четверг»(л) -«Зимой снегири улетают в теплые края»-ложное -« Зимой снегири улетают в холодные края»-истинное -«Зимой снегири улетают в теплые или холодные края»(и) - Сейчас откроем учебники, страница 36. Прочитайте каждый про себя. -Давайте прочитаем высказывание и определим истинно оно или ложно 1)Л 2)И -А теперь соединим эти высказывания при помощи союза «или» «Ель - лиственное или хвойное дерево» - А это высказывание у нас истинное или ложное? -Давайте вернемся, к примеру «Ель – лиственное или хвойное дерево» -Обратите внимание, при помощи чего соединены два высказывания? (союза «или») -Кто ж сможет сказать, что такое составное высказывание? (составное высказывание- это высказывание, которое оно состоит из двух простых высказываний и соединенное при помощи союза «или») -Значит, высказывание, которое у нас получилось при соединение с союзом «или» («Ель – лиственное или хвойное дерево») - оно истинное (потому что одно из высказываний истинное) «2+2=4» (и) «2+2=5»(л) «2+2=4 или 2+2=5»(и) Найдите задание 2 на странице 36.Выполним его устно. Определите истинное или ложно составное высказывание с союзом «или» если: 1) первое высказывание истинно, а второе ложно;(и) -Сейчас страницу 38 и найдите №6. - Определим, какое высказывание истинное, а какое ложное. (1-и., 2-л.) - Теперь их соединим союзом «и». - Как думаете, ложное или истинное получилось? - Запомните, составные высказывания с союзом «и» истинно, если истинны оба составляющих его высказывания. В остальных случаях оно ложно. - Теперь найдите №7. -Вам нужно определить, истинно или ложно составное высказывание с союзом «и»: 1) первое высказывание истинно, а второе ложно(л) 2) первое высказывание ложно, а второе истинно(л) 3) оба высказывания ложные(л) 4) оба высказывания истинные(и) | Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе | КУУД - слушать и понимать речь других; РУУД - выполнять учебное действие; ПУУД - анализировать информацию учебника; | ||||
3.Первичное закрепление. - Сейчас вычислим значения выражений. Найдите на странице 41 №17. - Будем работать в тетрадях. 1 вариант выполняет верхние 2 примера, а 2 вариант нижнее 2. На выполнение вам 3 минуты. - Проверяем. Поменяйтесь тетрадками и проверьте друг друга. | ||||||
4.Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений) - Найдите на странице 43 №23. Прочитайте про себя. - О чем идет речь в задаче? (О грузовой и легковой машине). - Что нам известна? (Из Москвы в дачный поселок выехала грузовая машина со скоростью 43 км/ч.) Еще? (В то же время из этого поселка в Москву выехала легковая машина со скоростью 56 км/ч. Расстояние по шоссе от Москвы до поселка 198 км.) - Что нужно найти? (Через сколько часов машины встретятся). - Сможем сразу ответить? (Нет, сначала надо найти скорость сближения) - А потом? ( Время, когда они встретятся) - С помощью какого действия найдем скорость сближения? (сложением) - А каким действие узнаем, через сколько часов они встретятся? (делением). - Напишите в тетрадях №23. К доске выйдет 1 ученик. - Запишем только решение. 1) 43+56=99(км/ч) 2) 198:99=2(ч) Ответ: через 2 часа они встретятся. | Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе | КУУД - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - применять навыки делового сотрудничества в группе; | ||||
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - Найдите на странице 42 №21. Выполним с вами верхние 2 ряда. - Напишите в тетрадях номер задания. По одному выходим к доске, остальные в тетрадях. (Если останется время) - На странице 42 есть №18. Вычислим значения первые 2 выражения. 1 к доске. - Запишите целиком выражение. В каком порядке мы должны вычислять? -Да, сначала то, что в скобках, а потом? (Умножение или деление). С какой стороны? (Слева направо). | Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников | КУУД - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; | ||||
III. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - организация оценивания учебной деятельности обучающихся. - Вспомните, какую цель мы в начале урока поставили? Смогли ее достичь? Оцените себя, справились вы сегодня или нет. На доске «Лесенка успеха» . | Отвечают на итоговые вопросы | КУУД -высказывать свою точку зрения по инициативе учителя. | |||
Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности | ЛУУД - оценивать свои достижения на уроке; | |||||
Выставление отметок. - В целом, класс отлично поработал. Но хотелось бы отметить работу __________ и ____________. Вы сегодня были самыми активными, поэтому я оцениваю вашу работу на отлично. А остальным, хотелось бы пожелать так же трудиться и активничать. Всем спасибо! | ||||||
VI. Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении - Вашей домашней работой будет: Стр.42 №21 (нижние 2 ряда); стр42 №18 (4 выражение) | Фиксируют домашнее задание |