Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Автор: Прокофьева Наталья Александровна

Организация: МДОУ «Детский сад с. Елшанка Новобурасского района Саратовской области»

Детский сад – только первая ступень к развитию полноценного члена общества: умного, доброго, а главное, здорового человека.

Выдающиеся ученые Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Е.И., Исенина, М.И., Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.

Очень важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность, зажатость. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух – четырех строчный текст для них не составляет труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот – жест побуждает к самостоятельному произнесению ребёнком соответствующих стихов. Одно только условие необходимо соблюдать – пальчиковые игры должны выполняться ребёнком без затруднения и приносить ему только радость.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, - это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы пальчиковых игр - нравятся малышам, дети с удовольствием повторяют (если ребенок разговаривает) за взрослыми тексты и движения. Если у ребенка не развита речь - эти игры его раскрепощают, и он с удовольствием произносит то, что позволяет его речевое развитие. В дальнейшем, при ежедневном повторении игры и введении новых игр, которые заинтересуют ребенка, он будет пытаться произносить за взрослым речитатив.

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, дети могут выполнить их самостоятельно с 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик (использовать только пальчиковые краски). Детям очень нравятся такие моменты игры. Они ждут, чтобы снова и снова поиграть. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке, другу или сестренке. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию. Если в вашей ситуации ребенок не говорит, очень хорошо использовать пальчиковые игры именно с мелодией, т.к. ребенок может ее вам подпевать на одном звуке, например: "а-а-а", "м-м-м" и т.д. В дальнейшем ребенку лучше будет строить свою речь, если в игре он не будет бояться сделать что-либо не так.

Для развития ручной моторики очень полезны такие упражнения:

Для развития зрительно – моторных координаций эффективно задание: «Дорисуй недостающие детали вначале к рисункам, затем к буквам.

Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актёры – это пальчики ребят. Игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребёнка, стимуляция речевых зон коры головного мозга положительно скажется на исправлении несложных речевых искажений, будет совершенствоваться память.

Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов — действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.


Мы с детками начинаем пальчиковую игру с так называемой «разогревки» – сгибания и разгибания пальцев, постукивания пальчиками, изображения «дождика» или клюющих курочек. До начала игры обсуждаем ее содержание и необходимые жесты. Одну и ту же игру проводим в нескольких вариантах, меняя упражнения игры, и конечно же оставляя неизменным любимые игры деток. Движения в пальчиковых играх не нужно выполнять строго по инструкции, их можно видоизменять и обогащать. Показываем с детками не только содержание строки, но и каждого слова. И самое главное не делаю замечаний и никогда не принуждаю ребенка к пальчиковой гимнастике, просто откладываем ее и возвращаемся к ней когда он в настроении.

В моей практике помимо развития речи и мелкой моторики, пальчиковая игра помогает мне формировать доверительные и добрые отношения с детьми, учит сосредотачиваться и быть внимательными. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектом или личностными комплексами. Дети с большим желанием и интересом разучивают новые игры, повторяют уже знакомые, самостоятельно выполняют жесты и проговаривают слова. Пальчиковые игры можно использовать как физминутки на занятиях, в процессе наблюдения на природе, в бытовой деятельности.

Пальчиковые игры детям нравятся, они занимаются с желанием, становятся более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек.

Тексты потешек:

Дружба

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики»

(Пальцы рук соединяются ритмично в замок.)

«Мы с тобой подружим маленькие пальчики.»

(Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.)

«Раз, два, три, четыре, пять.»

(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.)

«Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.»

(Руки вниз, встряхнуть кистями.)

Цветы

«Наши нежные цветы»

Щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой согнуты в локтях.

«Распускают лепестки»

Медленно раскрываем пальцы.

«Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет»

Плавные движения кистями вправо- влево.

«Наши алые цветки

Закрывают лепестки»

Медленно соединяем пальцы в щепоть.

«Тихо засыпают»,

Опускаем кисти вниз, руки согнуты перед собой в локтях.

«Головой качают».

Качаем кистями, руки перед собой согнуты в локтях

Рекомендации по проведению пальчиковых игр.

Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Можно попросить ребенка самому придумать движения на предложенный вами вариант игры. Его это заинтересует, одновременно поможет ребенку развивать свое воображение, раскрепощение.

Существуют негласные правила в проведении пальчиковых игр. Соблюдая их, вы точно сможете добиться положительного результата. Вот некоторые из них:

Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете, оставит в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

После применения серии пальчиковых игр возросло количество детей с высоким уровнем мелкой моторики и возросло количество детей со средним уровнем мелкой моторики. Уменьшилось количество детей с низким уровнем мелкой моторики. Дети научились координировать движения пальцев и кистей рук, производить их более синхронно и слаженно, в нужном темпе, правильно распределять мышечную активность. Значительно улучшилась кинестическая основа движений мелкой моторики рук детей – они научились легко и быстро менять движения кистей и пальцев рук по образцу, гораздо меньше у детей стало неточных движений.

Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу о том, что развитие мелкой моторики детей раннего возраста действительно проходит успешно, если использовать специально разработанную серию пальчиковых игр; учитываются результаты диагностики уровня развития мелкой моторики детей раннего возраста; пальчиковые игры носят коррекционно-развивающую направленность.

Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены. Пальчиковые игры, проводимые ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, основных психических процессов, а также речи детей раннего возраста. Пальчиковые игры обладают комплексным воспитательным воздействием: они требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий и приносит эмоциональное удовлетворение.

Список литературы

1.            Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.

2.            Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практич. пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004 – 236 с.

3.            Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. — №7. – (С. 33-37.)

4.            Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.

5.            Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.

6.            Любина, Г. Как учить стихи… играючи [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000. — №1. –( С. 56-58.)

7.            Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. — №1. –( С. 60-64.)

8.            Соколова,  Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. — №6. – (С. 34-36.) 

9.            Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-20с.

10. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М., 2011. – 84 с.

11. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области