Никулина Екатерина Викторовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Класс: 3
Тема урока: Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных: мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам.
Тип урока: Урок открытия новых знаний и первичного закрепления.
Технология сотрудничества.
Цель: Создание условий для получения учащимися новых знаний по теме урока.
Задачи:
1. Образовательные:
-Научить отличать имена существительные от других частей речи на основе морфологических признаков.
2. Развивающие:
- Развивать логику, внимание и мышление.
3. Воспитательные:
- Формировать умение точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника.
Формируемые УУД:
- Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение.
Оборудование: презентация, учебники.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
2. Актуализация знаний.
-Что вы любите делать больше всего?
- Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру.
Работа с презентацией (работа в парах). Учащиеся выполняют задание в парах, из букв-вариантов ответов собирают слово.
Выпишите слово самолет, разберите слово по составу (работа в парах). Определите часть речи.
3. Постановка проблемы
Какие трудности возникли, при работе со словом? Что было трудно определить? Из всего, что мы сейчас сказали, давайте сформулируем тему нашего урока. О чем мы будем говорить на уроке? Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?
4. Усвоение новых знаний и способов действия.
На этом уроке мы будем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное. Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.)
Каждая группа получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования
Работа в группах:
(1-2 группа):
а) Подчеркни только имена существительные.
б) Докажи, что они являются именами существительными:
- На какой вопрос отвечает слово?
- Что обозначает слово?
в) сделайте вывод
3-4 группа:
а) Подчеркни имена существительные;
б) Определи число имен существительных.
5-6 группа:
а) Подчерни имена существительные;
б) Составь предложение с любым именем существительным, подчерни грамматическую основу.
Давайте сформулируем общее правило. Оцените свою работу в группах.
5. Физминутка.
Раз—подняться, потянуться,
Два- согнуться, разогнуться,
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре- руки шире,
Пять руками помахать,
Ну а шесть-тихонько сесть.
6. Первичное закрепление нового материала
Работа над рубрикой «Давай подумаем». Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Что понимают под этим словом? Верны ли наши предположения? Прочитаем об этом в рубрике «Обрати внимание» на стр.8.Теперь применим полученные знания и выполним упражнение. Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях. (Упр. 9 на стр.9).
Нужно разделить слова на два столбика:
1-слова, которые отвечают на вопрос КТО?
2 – слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?
Комментируем свой выбор.
7. Подведение итого урока.
Над какой темой работали?
Составим кластер «Имя существительное».
8. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке?
-В чем были трудности?
-Что для этого нужно сделать?
Оцените свою работу с помощью светофора (Зеленый- у меня все получилось; желтый- возникли небольшие трудности; красный- мне было трудно на уроке, нужно поработать над темой еще раз).