Интересные формы родительских собраний в дополнительном образовании детей.
«Прийти вместе – это начало,
Остаться вместе – это развитие,
Работать вместе – это успех»
Генри Форд
За период работы у меня сформировался свой собственный стиль работы с родителями. Хочу поделиться своим опытом. Думаю, что это поможет молодым, начинающим педагогам в профессиональной деятельности.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.
Не надо удивляться, что посещаемость родителями собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. На мой взгляд, одной из основных причин является неинтересная и однообразная форма проведения. А ведь собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей, но и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы.
Совершенно очевидно, что традиционно сложившиеся формы проведения родительских собраний себя изжили. Необходимо включать родителей в обсуждение проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их разрешения.
Родители должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками. Хотя нельзя совсем не проводить собрания в традиционной форме. Где родители приобретают новые знания по подходам воспитания детей.
На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности педагога и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.
Регулярность собраний нужно определить обязательно, так как частое посещение аналогичных собраний у родителей вызывают негативные эмоции. Для продуктивной работы моего коллектива достаточно трёх встреч в год . У каждого собрания должна быть своя тематика проведения.
Я хочу познакомить вас с теми формами собраний, которые были проведены мной и имели результат.
(проведу игру)
Задача:
• познакомить родителей друг с другом и деятельностью коллектива
• научить родителей подготовке детей к занятиям и элементарным правилам поведения
• выбрать представителей в родительский комитет коллектива.
Организационный этап:
Звучит музыка, на экране транслируется презентация о коллективе, руководитель и педагоги, работающие в этом коллективе, общаются с родителями, всевозможные выставки
Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители, мы рады приветствовать вас у нас в гостях на родительском собрании по случаю нового учебного года. Наступил момент, когда в наш коллектив поступили новые участники, и нам бы хотелось всем познакомиться друг с другом, познакомить родителей вновь поступивших детей с нашим коллективом, традициями и правилами, творчеством наших детей и их родителей. И нашу встречу сегодня я так и назвала «Будем знакомы!»
Вначале я предлагаю всем присутствующим привстать со своих мест и по очереди назвать себя по имени или имени и отчеству, или по фамилии: так, как бы хотели, чтобы Вас называли в нашем коллективе. Но закончить свою фразу нужно следующими словами: «но никто не знает, что я…….»
Например, начнём с меня. Я – Татьяна, педагог дополнительного образования, веду кружок НТМ, но никто не знает, что я люблю рыбачить зимой!
При этом педагог подаёт свою левую руку рядом стоящему родителю, давая понять, что ему можно произносить своё имя и закончить «загадочную» фразу (игра-знакомство проходит да замыкания круга с первым игроком).
2. Ток-шоу.
Ток-шоу толкуется как интервью с известным лицом или группой лиц. Исходя из этого, на родительское собрание, проводимое в форме ток-шоу, приглашаются интересные для родителей люди, которые могут помочь в решении педагогических проблем. При этом следует учитывать, что шоу – это всегда яркое представление, рассчитанное на внешние эффекты.
3. Собрание «Мастер – класс» - собрание, на котором родители могут провести мастер класс, демонстрируя свои достижения в области воспитания детей. Предварительно даётся тема нескольким родителям, и поручаю каждому провести маленький фрагмент занятия, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, например, что такое НТМ, для кого и для чего это нужно и с чем его едят. В конце собрания подводятся итоги и сразу решается вопрос о всех материалах и принадлежностях которые нужны будут для занятий.
Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.
Второе родительское собрание проводим дистанционно. Цель этого собрания проинформировать большее число занятых родителей.
Здесь я часто использую форму, которую можно условно назвать «Волшебная шкатулка». К каждому родительскому собранию ребята пишут письмо родителям, помещают его в конверт, надписывают и опускают в волшебную шкатулку. Далее это обсуждается с родителями
Очень важно для педагога является мнение родителей по проведённому собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменные ответы детям, оформление коллажа или газеты.
2. Собрание - «Запись в моём блоке» Формулирую проблему и прошу всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывают в комментариях. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как реагировать, если ребёнок ничем не хочет заниматься и отказывается ходить на дополнительные занятия, каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
На третьем собрании интересно и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер- это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.
Выездные родительские собрания. Родители вместе с детьми выезжают на экскурсию или отправляются в поход. В непринужденной обстановке обмениваются мнениями с другими родителями по волнующим их вопросам.
К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести
Гостиная
Родительское собрание в форме гостиной – достаточно интересная форма работы с родительским коллективом, которые хорошо сплачивает родителей. Это собрание-беседа с включением поэзии, музыки, которые создают атмосферу праздника. Поэтические и музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы они помогали в поиске ответов на вопросы, которые перед родителями ставит и собственный ребёнок. Гостиные могут проводиться 2-3 раза в год.
Кафе.
Родительское собрание, проводимое в форме кафе, очень близко по форме к гостиной. Только в оформлении такого собрания, помимо звучащей музыки, будут дымящийся чай в чашках, конфеты, фрукты в вазах, может быть, блюда, предложенные родителями на дегустацию.
Собрание в письменной форме.
Родительское собрание в письменной форме проводится всё чаще и чаще. Это очень удобная форма проведения собрания. Учитель направляет родителям документы, рекомендации, правила, другую информацию, а родители оценивают её и вносят свои предложения.
Грамотное сочетание новых и традиционных форм работы с родителями позволяет повысить эффективность воспитательного процесса, укрепляет связь между родителями и детьми, повышает у детей способность и активность к сотрудничеству, творческому самовыражению.