Автоматизация. Л. Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: звук [Л]
Цели: автоматизация звука Л
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формировать представление о правильной артикуляции звука [л]; -формировать правильную артикуляцию звука [л].
Коррекционно-развивающие:
-развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику;
-развитие мимической моторики через гимнастику для лица;
-развивать подвижность артикуляционного аппарата;
-формировать навык фонематического слуха на звук [л];
-дифференцировать правильное и неправильное произношение звука [л];
-закреплять звук в чистом виде, слогах, словах с данными слогами и предложениях с отработанными словами.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркала, ватные палочки, профили артикуляционного уклада, схемы артикуляционного уклада, картинка ( остров, теплоход, акула, баклан, ласточка, скала, плот, теплоход, флаг, лодка, плащ)
Ход занятия:
Этап | Содержание |
Сегодня мы отправимся в путешествие на теплоходе. Там нам придется много говорить. Давай хорошо подготовимся. Разотри ладошки до появления тепла. | |
На морях бывают штормы, Там большие ходят волны. (волнообразные движения сцепленных рук перед собой, подуть на руки – изобразить шторм). Выше дома, выше крыш (увеличить амплитуду волн) Пароход им - как малыш! (максимальные волны сцепленными руками). | |
4. Развитие мимической моторики | Массаж лица волнообразными движениями: По морям и океанам От середины лба к вискам. Буду плавать капитаном. Вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам Буду волны покорять, По мышцам щек от крыльев носа к вискам. Чудный остров открывать. От середины подбородка к ушам |
5. Артикуляц. гимнастика | В небе солнышко сияло, море безмятежно спало Упр. «Лопатка» Но поднялся ветер вдруг, и все ожило вокруг Упр. «Подуй на челочку» Волны в берег биться стали, расплескались, заиграли Упр. «Индюк» Может, это водяной крутит палкой под водой? Упр. «Маляр» Может, Черномор на дне так готовится к войне? Упр. Молоток» Может быть, конек морской вскачь пустился под водой? Упр. «Лошадка» Стой, конек, остановись, шторм на море – прекратись! Упр. «Останови лошадку» |
Пора отправляться в путешествие. Поплывем на теплоходе. Даем прощальный гудок (Упр. «Гудит теплоход»: Л___). Догадалась, какой звук будешь произносить правильно? | |
6. Анализ артик. звука 7. Характеристика звука | Давай вспомним, как мы произносим звук Л. В каком положении наши губы? (Улыбаются) Где находится кончик языка? (Вверху. За верхними зубками.) Как мы произносим звук Л – с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко? Гласный или согласный звук Л? |
8. Формирование фонематического слуха | А теперь перейдем в каюту и поиграем в игру «Услышь звук Л» (лапа, свет, лопата, ложка, зайка, колодец, кол, коза, котел.) |
9. Физминутка. | Мы подплыли к острову. Выходи и разомнись. Повторяй за мной движения и слова со звуком Л, показывай части тела. Вот со звуком Л слова: лоб, затылок, голова, Кулаки, ладошки, локти…Звука Л нет в слове ногти. Глазки, тело и лопатки…Звука Л нет в слове пятки. |
А на этом острове живет колдун. Все вокруг заколдовано. Мы с тобой должны все расколдовать. Чтобы узнать, что нужно делать, подуй на крышку первого сундука. Поиграем в игру «Скажи наоборот». Как ты думаешь, этот колдун добрый? (Нет, злой) – А сундуки эти пустые? (Нет, полные) А море мелкое? (Нет, глубокое) А яблоко соленое? (Сладкое) Осталось подуть на крышку второго сундука. Оказывается, колдун заколдовал слова в предложениях. Исправим их? Выполняем задания из второго задания. Игра «Исправь меня»: Елка ходила около лося. Оладьи съели Милу. Колодец подошел к Павлу. Около голубей сидела лужа. Лошадь скакала на всаднике. | |
10. Автоматизация в слогах, словах, предлож. | Мы вышли в открытое море. Спокойно плещутся волны: ЛА- ЛО, ЛУ-ЛЫ, ЛЫ-ЛЭ…Набегают большие волны: ПЛА-ПЛО,ПЛУ-ПЛЫ, ГЛО-ГЛУ, ФЛЫ-ФЛА …Акулы с плеском выпрыгивают из воды: АЛК-ОЛК, УЛК-ИЛК, ОЛК-ЭЛК… Летают бакланы и кричат: АЛА-АЛО, УЛА –УЛЫ, ИЛА-ИЛЭ…Низко парят ласточки: СЛЫ-СЛЫ? СЛО-СЛО? ЗЛУ-ЗЛУ?. На этих картинках изображено то, что окружает нас в путешествии. Назови их, четко проговаривая звук Л. (Ребенок проговаривает: акула, баклан, ласточка, скала, плот, теплоход, флаг, лодка, плащ). Нам пора отплывать. Что мы сейчас делаем? (Плывем) А от острова мы что сделали? (Отплыли) И скоро к берегу (что сделаем) подплывем. |
11. Итог занятия | Понравилось тебе путешествие? А какой звук помогал тебе правильно говорить? |