Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Система эффективной подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ с применением инновационных технологий

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Система эффективной подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ с применением инновационных технологий.

«Образование – это индустрия, направленная в будущее»

(С.П. Капица)

Согласно Закону Российской Федерации “Об образовании в РФ” освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов стала важнейшей частью нашей жизни. И это вполне понятно: несколько напряженных дней в мае—июне способны определить будущее ребенка. Какие результаты будут получены в ходе ГИА, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.

Новые формы проведения итоговой аттестации школьников ЕГЭ и ОГЭ имеют ряд преимуществ. Для выпускников это возможность получить объективную оценку своих знаний, а также предоставление реальных шансов поступления в вуз, для учителей – возможность скорректировать свою работу в целях достижения более высоких и стабильных результатов.

Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединённых в программу подготовки к ГИА.

Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ выделяют следующие составляющие:

Разрыв между фактически изучаемым на уроках химии материалом и предъявляемым при проведении экзаменов в форме ЕГЭ и ОГЭ продолжает углубляться. Сокращение времени, отводимого учебным планом на изучение химии, и изменение содержания предмета в условиях проводимой реформы образования затрудняет получение учащимися высоких результатов при выполнении тестов ЕГЭ и ОГЭ.

Одно из решений проблемы – совершенствование методики подготовки учащихся к экзаменам.

Главной организационной формой обучения в средней школе является урок, именно на нем реализуется учебная программа.

В практике своей работы я использую все виды уроков в зависимости от дидактических целей. Но особое внимание уделяю подготовке и проведению обобщающих уроков, т.к. обобщение и закрепление ЗУН, приведение их в стройную систему помогает в подготовке к экзамену, а также способствует устранению возникших в процессе обучения пробелов.

Для того чтобы на экзамене учащиеся показали хорошее знание предмета, повторение пройденного материалав выпускном классе надо начинать не за 2–3 месяца до конца учебного года, а с первых дней занятий, ибо успех старшеклассников на экзамене во многом определяется организацией повторения учебного материала.

Как максимально использовать урок для подготовки учащихся к тому, чтобы они смогли продемонстрировать свои знания во время итоговой аттестации?

С этой целью на уроках применяю опорные конспекты, таблицы, схемы как один из способов реализации принципа системности и систематичности при изучении химии.

В хорошей символической схеме учебный материал «упакован» так, что в устном его озвучивании можно многократно варьировать отдельными частями схемы. Вариативное систематическое повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и внутреннюю стройность. На мой взгляд, использование таких видов опор повышают эффект обучения или повторения материала.

Оптимальным долгосрочным вариантом подготовки учащихся в рамках урока к итоговой аттестации является частичное включение контрольно-измерительных материалов выпускного экзамена в проверочные работы на протяжении всего школьного курса, начиная с 8 класса. Так учащиеся постепенно знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в тестовой форме, привыкают к формулировке заданий и типам тестов.

Объективная реальность нашего времени - необходимость использования эффективных форм и методов не только обучения на этапе непосредственной подготовке к итоговой аттестации, но и форм и методов контроля. При всех их достоинствах традиционные методы контроля зачастую субъективны. Так же есть трудности, связанные и с учащимися: использование шпаргалок, списывание, "взаимопомощь" на контрольной работе, что искажает достоверность оценки знаний учащихся и мешает преподавателю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.

На современном этапе при оценке знаний перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка. Тестовый контроль способствует повышению уровня самостоятельной деятельности учащихся, эффективности обучения, активизации мыслительной и творческой деятельности, выявлению пробелов в усвоении ими изученного материала, позволяет рационально использовать время на уроке.

В виду того, что структура тестов претерпевает изменения в последнее время большое внимание нужно уделять умению детей работать с разными вариантами тестовых заданий: с выбором одного ответа и множественным выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности. Поэтому в своей учебной практике вместо стандартных контрольных работ использую различные тесты. С учащимися мы пытаемся находить заведомо неправильные ответы (т.е. если ученик не уверен в правильности своего ответа, он должен проанализировать, какие из ответов не подходят точно). Это облегчает выбор верного ответа.

Одним из направлений организационно-методической работы при подготовке обучающихся к ГИА является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. Сейчас благодаря интернету (сайтам http://www.fipi.ru/, http://reshuege.ru/, http://egeigia.ru/ и т.д.) накопилась большая база заданий, которые входят в состав экзаменационных контрольно-измерительных материалов (КИМов). Теперь учащимся уже не нужно покупать большое количество тестового материала, а можно в режиме он-лайн решить диагностическую работу или полный вариант теста.

Высокую эффективность при подготовке обучающихся к итоговой аттестации имеет использование ИКТ. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только наполнить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
При подготовке к ГИА информационно-коммуникационные технологии можно применять, используя готовые электронные продукты (электронные лекции, электронные учебники, мультимедийные презентации, видеоуроки, ЭОР).

Современный этап общественного развития характеризуется стремительными инновационными преобразованиями во всех сферах общества. Инновации все больше приобретают роль индикатора развития школы и образования в целом. Мерой инновационного потенциала, жизнеспособности, жизнестойкости общества становится способность его обеспечивать социальное пространство для созидательной, творческой преобразовательной деятельности, адекватной оценки продуктов творчества. «Смысл работы современной школы сегодня в том, чтобы научить детей жить в мире, которого еще нет, и справляться с задачами, о которых учителя мало что знают… Едва ли не ко всему, что делается в школе, сегодня принято добавлять приставку «само»». (А.Ю.Уваров: «Педагогический дизайн»). Самоидентификация, самореализация, самоактуализация, самоопрос, самоконтроль. Поэтому только совместными усилиями учитель-ученик можно добиться положительного результата.

Для осуществления поставленной цели надо решить следующие задачи:

1.Научить приемам самостоятельной подготовки к ГИА.

2.Выбрать наиболее успешные результативные формы подготовки.

3.Использовать современные инновационные технологии–

Педагогическая технология – выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника.

Пути решения поставленных задач при подготовке к ЕГЭ вижу в применении следующих технологий:

1.Развитие критического мышления.

2.Индивидуализация и дифференциация обучения.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Формирование критического мышления проходит три фазы:

1.Вызов. Ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.

2.Реализация смысла. Главными задачами этого этапа являются: активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.

3.Рефлексия. Направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Остановимся более подробно на тех приемах и стратегиях технологии развития критического мышления, которые мы применяем на уроках химии, развивая критическое мышление и формируя культуру работы с текстом. Их можно разделить в соответствии с направлениями работы.

1.Учимся воспринимать информацию.

Для развития умения воспринимать информацию возможно использование приемов: «Знаю- хочу узнать – узнал», «Зигзаг», «Корзина идей, понятий, имен…». Данные приемы помогают преодолеть трудности восприятия информации и формирования целей.

Рассмотрим прием «Корзина идей, понятий, имен…».

Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. В результате на доске формируется кластер (пучок) ,отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

2. Учимся работать с текстом.

Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются приемы: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Двойной дневник», «Составление кластера», «Фишбоун». Чтение с остановками – чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, и делаются прогнозы о дальнейшем содержании.

Прием «чтение с пометками»:

Учитель предлагает проработать текст параграфа учебника, используя установленную знаковую систему.

Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста.

Критерии оценки результата в технологии критического мышления

Проблемное обучение

Способы организации проблемного обучения

Технология разноуровневого обучения Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием.

Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.

пример: Такой подход я реализую через различные формы и методы работы на уроках химии: разно уровневые задания по типу мышления, тематические визитные карточки, игры-головоломки ,тренинг-олимпиады, маршрутные листы, предметные тренажеры и другие вариативные задания.

Необходимо отметить, что психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются компетенции:

уровеньобученности и обучаемости;

уровень общих умственных способностей;

скорость усвоения;

индивидуальный стиль умственной деятельности;

психофизические особенности учащихся

К сожалению, индивидуализация идёт пока в основном от педагога. Преподаватель сам отмеряет степень сложности задания для учащегося. На первый взгляд, вроде бы всё в порядке. Учитель учёл уровень способностей и знаний учащихся и в соответствии с этим даёт им задание. Однако при таком индивидуальном подходе, дифференцируя задания на “сильных” и “слабых” учащихся, мы тем самым ориентируем их на то, что один из них, действительно слабый и более сложное задание ему не под силу, а другой - сильный, значит, и задание дается потруднее. Получается, что педагог определил каждому “место под солнцем”, его положение в классе, и возможность сменить это место, изменить свой статус, перебраться на более высокую ступень целиком зависит от учителя.

Каким же образом можно снять существующие противоречия, каким образом ликвидировать вышеописанные тенденции, каким образом осуществлять дифференциацию на более продуктивном уровне?

Во многих случаях задания, с учётом степеней трудности, должны подбираться учителем, но выбираться учащимися индивидуально, самостоятельно, по своим силам. В данном случае дифференциация будет осуществляться не от учителя, а от ученика. Такую дифференциацию можно осуществить как при опросе, так и при усвоении и закреплении знаний учащихся.

Хотим предложить вам одну структурную часть, которая наиболее ярко показывает своеобразие дифференцирования заданий на примере актуализации знаний. Эту часть можно назвать самоопросом или самоконтролем. Для осуществления дифференцированного подхода возможны компьютерный или стендовый варианты, где расположены ряды заданий. Первый ряд заданий - обычно это определение какого-либо термина. Необходимо этот термин назвать. Ответ на это задание в основном рассчитан на узнавание. Задания второго ряда рассчитаны на воспроизведение материала. Например, дать определение какого-либо понятия. В третьем ряду задания даются, к примеру, на нахождения соотношения между какими-либо явлениями. Четвёртый ряд представлен заданиями проблемного характера. Нетрудно заметить, что задания I и II рядов рассчитаны в основном на работу памяти, задания III и IV рядов - работу мышления, на умение рассуждать, находить сходство и различие. Ответ учащихся за каждое задание оценивается баллами. Учащиеся имеют право самостоятельно набрать задания на то количество, на которое они хотят ответить. Обычно все хотят ответить на 5 баллов. Значит, нужно набрать заданий тоже на 5 баллов. Брать задания можно с любых рядов и в любой комбинации. Правильность ответов учащиеся сверяют на слайде или стенде самоконтроля.В это время учитель может осуществлять другие формы актуализации знаний.

Что же дает такой подход, и каков ожидаемый результат?

Во-первых, ликвидируются противоречия в определении содержания учебного задания - несоответствие содержания, характера, степени трудности и познавательных возможностей сильных и слабых учеников.

Во-вторых, ослабляется второе существенное противоречие -противоречие организационных форм учебной деятельности - темп фронтальной работы класса и темп индивидуальной работы каждого ученика.

В-третьих, в данном случае дифференцированный подход осуществляется не как приспособление обучения к индивидуальным особенностям учащегося, а как приспособление индивидуальных особенностей к процессу обучения.

В-четвёртых, данных подход позволяет повысить уровень притязаний личности, вырабатывает правильную самооценку, способствует самоутверждению личности.

Мы считаем, что дифференциация является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, нормализации их учебной нагрузки и т.д. Поэтому на своих уроках с успехом используем так называемые тренажеры по химии - модульные дидактические материалы: разноуровневые тесты, опорные схемы-конспекты, алгоритмы практических заданий маршруты групп и индивидуальные образовательные траектории.

Тренажеры позволяют:

1.Систематически изучать предмет.

2.Подготовиться к экзаменам любой формы.

3.Одновременно получать и применять информацию.

4.Организовать уроки разного типа.

5.Самостоятельно заниматься предметом.

Из методику внутрипредметной дифференциации на уроках химии я применяю различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи:

опоры различного типа (от плаката - примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы);

алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы);

указание типа задачи, закона, правила;

подсказка (намёк, ассоциация) идеи, направления мысли;

предупреждение о возможных ошибках;

разделение сложного задания на составляющие.

Технология тестового контроля Подготовка к ЕГЭ должна быть направлена в первую очередь на формирование умения работать с различными видами тестовых заданий, рационально планировать время работы над различными частями экзамена, учитывая особенности экзаменационной работы и системы оценивания.

– Виды тестовых заданий.

Задания всех частей экзаменационной работы предназначены для оценки учебных достижений с учетом требований к общеобразовательной подготовке на профильном уровне изучения химии. Однако классы, в которых изучение химии ведется на профильном или углубленном уровне, существуют не во всех школах. Мы считаем, что, изучая химию на базовом уровне, ученики не в состоянии должным образом подготовиться к ЕГЭ, сдавать который им, возможно, придется. Помочь учащимся в этой ситуации следует за счет выделения в учебном процессе времени для повторения, систематизации и обобщения основных теоретических вопросов курса химии, что вполне реально осуществить с помощью элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по химии».

– технология проектного обучения

– технология игрового обучения

– обучение в сотрудничестве

– использование ИКТ

- типы уроков с применением ИКТ

– программная поддержка курса и «плюсы» использования электронных изданий и пособий

– сайты к ЕГЭ

– интеграция

– здоровьесберегающие технологии. Здоровье сберегающие технологии -Древнегреческий философ Геродот говорил так: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Под здоровьем ребенка понимают физическое благополучие, социальное и душевное здоровье.

Под здоровьесберегающими технологиями понимают совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:

учет и ндивидуальных особенностей ребенка,

воспитание умения ребенка самостоятельно защищать себя от стрессов, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты,

недопускание чрезмерной изнуряющей интеллектуальной нагрузки при усвоении учебного материала,

обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантирует поддержание только благоприятного морально – психологического климата в коллективе.

Использование современных образовательных технологий при подготовке к ЕГЭ продиктовано реальной необходимостью. Не смотря на то, что ЕГЭ позволяет: 1.Получить объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников средней школы. 2.Выявить овладение учащимися содержанием, отраженным в обязательном минимуме и требованиях стандарта. 3.Определить направления совершенствования учебного процесса, это новая форма, о которой и учителя-то имеют очень приблизительную информацию.

Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность школьника, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности.

При подготовке учащихся  9 и 11 классов к сдаче ОГЭ и ЕГЭ очень помогают консультативные групповые занятия. В выпускных классах ведутся консультации«Трудные вопросы ОГЭ и ЕГЭ». На этих занятиях уже идет направленная подготовка к итоговой аттестации. Эти занятия охватывают как сильных учащихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и   слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. Разбираем демонстрационный вариант и тестовые задания из открытого банка. Знакомимся с системой оценивания, учимся работать с тестом.  Провожу тренировочные работы в классе, затем ученики самостоятельно работают над вариантами тестов дома, после проверки происходит разбор заданий, вызвавших затруднения. Последнее занятие месяца проводим в игровой форме, где задания ОГЭ и ЕГЭ представлены для учащихся в формате викторины, марафона или смотра знаний. Соревнования могут проходить между командами или в личном зачете. Такая форма проведения консультаций снимает напряжение учащихся, повышает их заинтересованность, но при этом выполняет свою основную функцию – подготовка ребят к успешной сдаче экзамена.

В течение  года проводятся  тренировочные, репетиционные работы внутри школы. Учащимся создаются реальные условия проведения экзамена. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать  темп своей  работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет  веру в свои  силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала.

В.П.Беспалько

Доклад на тему:

«Система эффективной подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ с применением инновационных технологий».

Подготовила:

Балабанова Анна Александровна

учитель химии, МБОУ «СОШ №7»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области