Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Интегрированное занятие "В мастерской у дымковской игрушки"

Цель Познакомить детей с росписью народной глиняной игрушкой, расширить кругозор детей о художественных народных промыслах. Интегрированные задачи Образовательные задачи - Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. - Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом. Развивающие задачи - Развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек - Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. - Формировать знания о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Воспитательные задачи - Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России. - Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание творить.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 42»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Конспект занятия на тему

«В мастерской у дымковской игрушки»

Подготовительная группа


Подготовила: воспитатель

Калмыкова Е.Г.

Салават, 2022 г.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.

Тема: «В мастерской у дымковской игрушки».

Доминирующая область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие», художественно –эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: Познакомить детей с росписью народной глиняной игрушкой, расширить кругозор детей о художественных народных промыслах.

Программное содержание:

-сформировать эстетический вкус, художественное мышление, наблюдательность;

- развить чувство ритма, цвета;

- воспитать любовь к народному творчеству.

- расширить знания о культуре и истории России.

- закрепить знания о характерных особенностях росписи дымковской игрушки;

- сформировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы с кистью.

Интегрированные задачи:

Образовательные задачи:

- Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

- Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.

Развивающие задачи:

- Развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек;

- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.

- Формировать знания о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров,

к народному искусству России.

- Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание творить.

Словарная работа: дымка, игрушка барышня , вятка, свистунья.

Предварительная работа: знакомство  с дымковской игрушкой, историей ее создания, рассматривание таблиц элементов росписи, зарисовка их.

Материалы и оборудование:  Плакаты «Дымковские игрушки», образцы узоров с элементами дымковской росписи, краски, кисти ,ватные палочки, непроливайка, лист бумаги шаблон , салфетка, игрушка барышня.

1.Организационный момент.

Звенит колокольчик дети встают вкруг.

Ребята сегодня мы с вами будем наблюдать, рисовать, играть.

Игра «Глаза в глаза» пожелание на день. Дети передают сердечко.

Воспитатель: Дети стоят в кругу играет народная мелодия.

2.Сюрпризный момент.

Ребята нам сегодня в группу принесли письмо, я вскрою и узнаем что там написано. Дорогие ребята подготовительной группы, очень вас просим нам помочь изготовить сувениры и разукрасить игрушки. Образцы сувениров мы вам прислали.

С уважением дымковские мастера. Спасибо !

Проходят дети на стульчики.(стоят полукругом ,напротив мольберта )

3. Беседа по теме.

 Ребята, а у вас дома есть игрушки? А как вы думаете отличаются ли игрушки, которыми вы играете от тех, которые были давным-давно.

А игрушки нашего времени сделаны из пластмассы, резины, металла.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из народных промыслов – дымковская игрушка и будем учится элементам дымковской росписи и поможем мастерам.

Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки.

- Свистели все и взрослые и дети.

- Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров.

- Первые дымковские игрушки – это свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек. В традиционных народных представлениях домашние животные служат символами плодородия, а свист является средством противодействия злым силам.

Летом умельцы заготавливали глину. Толкли вручную комовой мел. В остальное время – лепили, сушили, обжигали изделия. Красили красками. А весной привозили игрушки в город на праздник. Дымковская игрушка лепится из местной красной глины. Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают.

Обожжённая игрушка имеет красно - коричневый цвет. Для побелки используют смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку, и она становится белой - белой.

- Для росписи дымковских игрушек использовали незамысловатые узоры: круги, колечки, точки, полоски и волнистые линии.

- Вот посмотрите какие краски используют в росписи игрушек? (Яркие: жёлтые, красные, оранжевые, зелёные, синие, чёрные)

4. Чтение стихотворения.

- Рассматриваем картинку оленя.

Ребенок

Через горные отроги,

Через крыши деревень ,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

-Расматриваем картинку барышни:

Ребенок

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

-Рассматриваем картинку дымковский конь:

Ребенок

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Воспитатель: А сейчас поиграем

5.Викторина

Дети получают смайлик за правильный ответ.

-Как назывался праздник (Свистунья)

-Почему так назывался праздник (звенел на празднике перезвон свистулек)

-Из чего была сделана дымковская игрушка (из глины)

- Какие игрушки были первыми

(свистульки в виде коне баранов козлов уток) это символ плодородия.

-Как изготавливали же игрушки (летом заготавливали глину потом лепили обжигали)

- В какое время года привозили игрушки. (Весной)

- Сначала игрушка какой цвет имела (красный )

- Для побелки какую использовали смесь (мел молоко)

-Какие узоры использовали в росписи (круги колечки точки волнистые линии. )

-Какие краски использовали в росписи (яркие красный оранжевый желтый)

-Какая самая известная игрушка ( барышня в кокошнике)

Молодцы ребята !

6.Физкультминутка

Эй, лошадки все за мной!

Поспешим на водопой!

Вот река, широка и глубока,

Не достанешь до дна.

А водица вкусна!

Пей! Хороша водица!

Постучим копытцем!

Эй, лошадки, все за мной! Поскакали мы домой.

7 . Рисование «Барышня»

Показ готового образца воспитателем (Барышня )

Воспитатель демонстрирует порядок работы над элементами росписи. Перечисляет правила дымковской росписи: элементы изображения крупно плоскости и точки наносятся в последнюю очередь надо начинать роспись со светлого тона, необходимо оставлять белое поле. Начинается упражнение с волнистых линий кругов, точек горошин сеток.

Ребята, самая известная дымковская игрушка была «Барышня водоноска» и «Девушка в кокошнике» (показ игрушки).

Посмотрите, какая красивая барышня. Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, желтые кофты и малиновые кокошники, на шеи были бусы.

8.Пальчиковая гимнастика

9.Самостоятельная деятельность детей.

Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать

трафареты. Краску аккуратно набирая на кончик влажной кисточкой, лишнюю краску убираем краем баночки, очень мокрую кисть можно промокнуть салфетке. После каждой краски кисточка хорошо промывается, после использование кладется на подставку. Чтобы краски в одном элементе не смешались, нужно подождать, пока высохнет одна, а затем рисовать другой.

А сейчас сели правильно, правильно взяли кисточки. Постарайтесь сделать наши поделки яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим палочкой только после высыхания кругов. Сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом, затем мелкие элементы другого цвета ватной палочкой. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла.

Подумайте, каким узором вы распишите свои игрушки.

Во время деятельности детей тихо звучит спокойная народная музыка.

10. Рефлексия.

Вот и побывали мы с вами в гостях у дымковских мастеров.

Понравилось вам сегодня занятие?

Что нового вы узнали на занятии, что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей.)

А сейчас все вместе отнесем наши работы на выставку и посмотрим, что у нас получилось.

Молодцы, ребята, как вы думаете, помогли мы дымковским мастерам? Понравилось вам расписывать игрушки как настоящие мастера?

А потом мы отправим их дымковским мастерам.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области