Конспект итогового занятия по развитию речи
в старшей группе «Насекомые »
Цель: 1. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства).
Задачи:
-образовательные: активизация и актуализация словаря по теме насекомые; совершенствование навыка составления рассказов-описаний об объектах по мнемотаблице; совершенствовать грамматического строя речи; совершенствования навыков слогового анализа.
-развивающие: учить детей образовывать множественное число существительных, использовать глаголы, прилагательные; развивать у детей познавательный интерес, зрительное внимание и восприятия, память, логическое мышление, связную речь; закрепить знания о частях тела, образе жизни насекомых.
-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательность, самостоятельности; воспитывать экологическое отношение ко всему живому, понимании пользы для человека, подвести к осознанию взаимосвязи всего живого на земле.
Словарная работа:
Существительные: пчела, муха, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, жук , божья коровка, грудка, брюшко, лапки, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало;
Прилагательные: полезные, вредные ясное, желтое, яркое, теплое, ласковое, лучезарное;
Глаголы: летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, звенит, пищит, прыгает, опыляет, охраняет, откладывают, засыпают.
Оборудование: письмо, задания, волшебная поляна, изготовление дидактических игры на тему: «Выбери цветок», мнемотаблица «Насекомые», музыкальное сопровождение для разминки по УМК, звук жужжания пчелы на телефоне.
Предварительная работа: беседы о насекомых; рассматривание картинок с изображением насекомых; чтение произведений с героями насекомыми; использование музыки разминки по УМК.
1) Организационный момент
Воспитатель: Дети, сегодня у нас на занятии гости, давайте поприветствуем их и пожелаем им доброго утра.
-С добрым утром! (дети присаживаются на свои места)
2) Основная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я вышла из дома меня первым встретило солнышко и у меня сразу поднялось настроение. А скажите пожалуйста какое оно наше солнышко? (ясное, желтое, яркое, теплое, ласковое, лучезарное, весеннее)
Воспитатель: Правильно! А кого ещё разбудило весной солнце? (насекомых)
На лугу трещит кузнечик
В небе бабочка парит
На цветке мохнатый, громкий,
Полосатый шмель жужжит,
Насекомые летают, скачут, ползают, парят,
Красотой нас удивляют,
Пользу также приносят!
Воспитатель: О ком говорилось в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорилось о насекомых!
Воспитатель: А что делают насекомые? (летают, скачут, ползают, парят, и тд.)
Воспитатель: Чем они все похожи?
Воспитатель: Они разные по внешнему виду но все они имеют два одинаковых признака.
-Ребята, а как вы думаете насекомые полезные или вредные? Назовите полезных насекомых (божья коровка, пчела, бабочка, муравьи)
-А какие вредные? (саранча, клопы, мухи, комары)
Насекомые населяют всю нашу планету Земля – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы отправимся в гости к насекомым!
Дети: Да!
Воспитатель: Нам с вами сегодня придеться много потрудиться и давайте мы все вместе поиграем с нашим язычком, а потом отправимся на волшебную поляну насекомых.
Артикуляционная гимнастика.
Наступил солнечный денёк. Язычок проснулся рано (рот открыть, медленно вытягивать язык к подбородку). Он взял с собой ведерко (чашечка), грабли (пропускать язык сквозь зубы), лопату (лопатка) и отправился в сад. В саду было много работы. Взяв грабли, язык стал аккуратно сгребать засохшую траву (пропускать язык между зубами, назад — вперед). Потом язычок взял лопату и стал перекапывать землю (упираться языком то в одну щеку, то в другую). Обрадовался язычок, что теперь в саду стало чисто и красиво. Вдруг он услышал, что кто – то жужжит (ж-ж-ж) в стороне (звукоподражание). Это была пчела. Пчелка кружила то у одного цветка, то у другого (облизать губы, то в одну сторону, то в другую). Ещё где-то слышалась песенка комара (з-з-з). Под вечер язычок заметил, что в саду стали просыпаться кузнечики. Они сидели в траве и громко стрекотали (щик-щик-щик). Солнышко медленно опускалось за верхушки деревьев, и в саду становилось темнее ( открыть широко рот и медленно закрывать). Язычок прилег на качели и не заметил, как задремал. Ночью около язычка кружилось много светлячков, которые охраняли чудесный сад (облизать губы).
Воспитатель: Ребята, чтобы попасть на цветочную поляну надо сказать волшебные слова. Приготовились, закрыли глаза и говорим: «Раз, два, три обернись на цветочной поляне очутись». Открываем глаза, цветочная поляна есть, а где же наши насекомые? (находят письмо)
Воспитатель: Дети, а что это? (поднимает конверт)
Дети: Письмо!
Воспитатель: А как думаете от кого? Давайте прочитаем!
Дети: Да, давайте!
Воспитатель читает письмо: Пишет вам Всемогущий колдун-чародей, надоели мне букашки-таракашки, заколдовал я их на цветочной поляне, не хочу их больше видеть, надоели, то пищат, то жужжат, то звенят.
А сейчас такая тишь и благодать. Но если кто найдет цветочную поляну и захочет увидеть букашек-таракашек, я придумал задания, но они надеюсь для многих будут не выполнимы. И никто никогда не узнает о насекомых.
Воспитатель: Дети, представляете какой он злой этот колдун-чародей, он не хочет, чтобы вокруг нас весело жужжали, пищали, звенели насекомые. А давайте поможем нашим насекомым! Он злой колдун, а мы превратимся в добрых волшебников.
Разминка по УМК.
Воспитатель: Вот первое задание на цветке:
1. Отгадайте загадки
1.Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Туи уж вдоволь нажужжусь. (жук)
2.Шевелись у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
3. В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает. (пчела)
4. Я по потолку ползу
Никогда не упаду,
Лапки чищу я всегда
Там присоски у меня. (муха)
5. Надо мною он кружит
И пищит, пищит, пищит. (комар)
6. Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской. (кузнечик)
7. Я летаю, как хочу
Боком, взад, вперед лечу.
Есть огромные глаза
Я летунья - …(стрекоза)
8. Этот малыш, сильнее слона
Веточки носит он без труда. (муравей)
Воспитатель: Какие молодцы, с первым заданием мы справились, можем снимать наш заколдованный цветок и под ним прячется (……………..).
(снимает второе задания и зачитывает!)
2. Игра «Угадай кто?»
Стрекочет (кто?) – кузнечик
Бегает (кто?) – муравей
Ползает (кто?) – гусеница
Звенит (кто?) – комар
Собирает мед (кто?) – пчела
Жужжит (кто?) – жук
Порхает (кто?) – бабочка
Воспитатель: Молодцы! И под вторым цветком у нас затаился(…………….).
(снимает третье задание).
3.Игра «Четвертый лишний»
1.жук, пчела, муравей, кошка
2.кузнечик, жук, комар, паук
3.слон, бабочка, шмель, гусеница
4.стрекоза, бабочка, муха, муравей
5.муха, муравей, грач, пчела
Воспитатель: Так под этим цветком у нас (……………).
Что то я немного устала, дети давайте с вами сделаем физминутку, а потом продолжим расколдовывать наших насекомых.
Физминутка «Жук»
Я нашла себе жука | (дети вытягиваю руки вперед, |
На большой ромашке | Как бы показывая жука). |
Не хочу держать в руках, | (Изображают, как кладут |
Пусть сидит в кармашке. | в карман) |
Ой, упал, упал мой жук, | (Нагибаются.) |
Нос испачкал пылью. | (Показывают на нос.) |
Улетел мой майский жук, | (Машут руками) |
Зажужжали крылья. |
Воспитатель: Ребята вы отдохнули? Следующее задание:
4. «Один -много»
Муравей – муравьёв
Гусеница – гусениц
Комар – комаров
Пчела – пчел
Жук - жуков
Стрекоза – стрекоз
Муха – мух
Воспитатель: Дети открываем заколдованный цветок?
Дети: Да!
Воспитатель: Под ним у нас (…………………).
Ой, дети с каждым заданием все сложнее и сложнее
(снимает пятое задание )
5. Назови насекомых в названии которых спрятались звуки:
Ж, З, С,Ч
Воспитатель: И как раз под этим цветочком у нас запряталась бабочка.
(снимает шестое задание).
6. Игра «Чудесный мешочек» Назови первый звук
7.Выбери цветок (слоговой анализ)
Жук – 1 слог мак
Бабочка – 3 слога
Пчела – 2слога
Муха – 2слога
Комар – 2 слога
Кузнечик – 3 слога
Стрекоза – 3 слога
Муравей – 3 слога
8. Расскажи про насекомое (рассказ по мнемотаблице)
Воспитатель: Молодцы! Открываем, кто у нас тут последний затаился (………….).
3) Заключительная часть
(раздаётся звук жужжания пчелы)
Воспитатель: Дети, кто это жужжит? (находят корзинку с угощениями)
Дети: Это пчела!
Воспитатель: пчёлка благодарит вас за то, что вы расколдовали насекомых и просит и впредь быть заботливыми и не обижать насекомых, а это её угощение.
Воспитатель: Дети, вы сегодня все были такие молодцы, справились со всеми заданиями, расколдовали насекомых. А вам понравилось наше путешествие? Были у вас затруднения? Кому расскажите о нашем приключении? А теперь пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова «Раз, два, три обернись снова в детском саду очутись»
5.Этап развития бабочки по цепочке
1. Бабочка откладывает яйца.
2. Из яичек вылупляются личинки - гусеницы.
3. Гусеница превращается в куколку.
4. Из куколки появляется бабочка.
(дети выставляют на мольберте схему этапов развития бабочки)
Леша Д.: Стрекоза. Стрекозы живут около воды: рек, ручьев, озёр. Летает стрекоза очень быстро, ловко уворачивается. Стрекозы – охотники. У них отличное зрение. Стрекозы как вертолёты носятся над водоёмом в поисках добычи. Их добыча – мелкие комары, мошки.
Коля М.: Стрекоза. Стрекозы – красивое насекомое. Они бывают разных цветов синие, зеленые, черные. У стрекозы четыре крыла и удлинённое тело. Глаза стрекозы очень большие и занимают почти всю голову. За час стрекоза может съесть 40 мух.
Марик Д.: Муравьи. Они строят гнёзда в почве, древесине, наземные сооружения – муравейники. Они уничтожают насекомых вредителей. Муравьи большие трудяги. Есть муравьи – пастухи они пасут тлю, потом её доят и получают сахарное молоко. За год накапливают пять литров «молока».
Варвара Л.:Муха. У мухи шесть ног и четыре крыла. Крылья прозрачные. Два передних крыла для полёта. Задние крылья для равновесия в полёте. Они называются жужальца. На ногах у мухи есть липучки. Они помогают мухе ползать даже вверх ногами. Муха переносит разные болезни. Она ползает везде, и к лапкам прилипает грязь с микробами. Проползёт муха по чистому месту и оставит на нём микробов.
Тимур Д.: Пчела. Пчела, это насекомое – труженица. У нее большие глаза. Своим хоботком пчела достает нектар из цветка. На ногах у нее кисточки, которые она собирает цветочную пыльцу, а еще там на ногах есть корзиночки для этой пыльцы. Пчелы перерабатываю нектар то есть цветочную пыльцу в полезный ароматный мед.
Алина М.: Кузнечик Кузнечиков обычно можно встретить в кустах. Питается другими насекомыми, сочными частями растений. Самки откладывают до 100 яиц в рыхлую землю; в следующую весну из них вылупляются личинки, которые питаются тлёй. Кузнечик вредитель полей. Он обладает очень хорошим аппетитом.
Игорь П.: Кузнечик. Кузнечики - необычные насекомые. Они бывают зеленого и коричневого цвета. У них очень мощные, длинные задние лапки, поэтому они далеко прыгают, и ушки у них находятся на лапках, а стрекочут они крыльями, одни кузнечики питаются травкой и цветами, а другие – мелкими насекомыми – мухами, бабочками и гусеницами.
Диана З.: Жук - бронзовка . Красивая бронзовка живёт в лесах, равнинах, горах. Жук сверху золотисто – зелёный, снизу медно- красный, ноги синие. Часто встречается на различных цветах. Личинки обитают в гнилой древесине. Питаются соком, вытекающим из деревьев, грызут зрелые плоды деревьев. Занесены в Красную книгу.
Саша Л.:Комар. Это самый несносный кровосос. Но не все комары сосут кровь, некоторые виды питаются нектаром и соком растений. У кровососов питаются кровью только самки, а самцы питаются соком растений. Осенью все самцы умирают, а самочки зимуют в щелях. Весной они просыпаются и летят к воде. На поверхности воды откладывают яйца. Вскоре выводятся личинки и кормятся водорослями, остатками умерших животных и растений.
Миша Г.: Бабочка. Питаются бабочки пыльцой и нектаров цветущих растений. Есть бабочки которые питаются соками деревьев, перезревшими и гниющими фруктами. Они приносят и пользу и вред. В стадии гусеницы они уничтожают листья на плодовых деревьях и поэтому погибает урожай.
Упражнение «Скажи ласково»;
Муравей- муравейчик
Гусеница-гусеничка
Комар-комарик
Пчела-пчелка
Жук – жучок
Карлсон: Ой дети, в этом задания надо рассказать стишки про насекомых, вы знаете?
Дети: Да!
Леша Д.: «Паучок».
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Егор Л.: «Трудолюбивая пчелка».
Пчелка трудится весь день
И работать ей не лень.
От цветка летит к цветку,
Клеит на брюшко пыльцу.
Будет пчелкам, чем питаться.
Нужно летом им стараться.
Даша А.«Жук».
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.
Рита П:.«Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел,
Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется.
Диана З.:«Стрекоза».
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась, раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
«Жук»
Общая и мелкая моторика.
Цель: Координация речи и движений, развитие моторики.
В группу к нам жук влетел, Зажужжал и запел: ж-ж-ж. | Грозят пальцем |
Вот он вправо полетел, Каждый вправо посмотрел. Вот он влево полетел, Каждый влево посмотрел. Жук на нос хочет сесть, | Кказывают рекой и провожают взглядом Указывают рекой и провожают взглядом Правой рукой направление движения к носу со стороны |
Не дадим ему присесть. | Грозят пальцем |
Жук наш приземлился. | Присесть |
Зажужжал и закружился. Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. | Делают вращательные движения типа «волчка» и встают |
Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко. Жук, вот левая ладошка. Посиди на ней немножко. | Поочерёдно протягивают руки и смотрят на них |
Жук наверх полетел И на потолок присел. | Поднимают руки вверх и смотрят |
«Муравей»
Пальчиковая гимнастика
Стоит на горе домишко, | Показывают крышу над головой |
Ползет туда муравьишко, | Перебирают пальчиками |
Он тащит соломинки, щепки, | Сжимают, разжимают кулачки |
Чтоб дом получился крепким. | Кисти взяли в замок |
Вокруг суетятся братишки – Старательные муравьишки, | Перебирают пальчиками |
Несут в муравейник они червячка, Букашку, жучка, паучка. | Шевелят указательными пальцами, остальные сжаты в кулак |
Кто строит, кто кормит детишек – Крошечных муравьишек. | Бьют кулак об кулак Движения пальцев «солят» |
Вот так – целый день в работе, В трудах, беспокойстве, заботе. | Держась за голову качают ей. |
Комар
Летит муха вокруг уха: жжж
(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп!
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп!
(ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку
Паучок
Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение — дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками — солнышко светит)
Паучок ползет опять,
(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
(«паучки» ползают на голове)