Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе на тему "Насекомые"

Закрепить знания о насекомых активизация и актуализация словаря по теме насекомые совершенствование навыка составления рассказов-описаний об объектах по мнемотаблице учить детей образовывать множественное число существительных, использовать глаголы совершенствовать грамматического строя речи совершенствования навыков слогового анализа. формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательность, самостоятельности

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект итогового занятия по развитию речи

в старшей группе «Насекомые »

Цель: 1. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства).

Задачи:

-образовательные: активизация и актуализация словаря по теме насекомые; совершенствование навыка составления рассказов-описаний об объектах по мнемотаблице; совершенствовать грамматического строя речи; совершенствования навыков слогового анализа.

-развивающие: учить детей образовывать множественное число существительных, использовать глаголы, прилагательные; развивать у детей познавательный интерес, зрительное внимание и восприятия, память, логическое мышление, связную речь; закрепить знания о частях тела, образе жизни насекомых.

-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательность, самостоятельности; воспитывать экологическое отношение ко всему живому, понимании пользы для человека, подвести к осознанию взаимосвязи всего живого на земле.

Словарная работа:

Существительные: пчела, муха, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, жук , божья коровка, грудка, брюшко, лапки, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало;

Прилагательные: полезные, вредные ясное, желтое, яркое, теплое, ласковое, лучезарное;

Глаголы: летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, звенит, пищит, прыгает, опыляет, охраняет, откладывают, засыпают.

Оборудование: письмо, задания, волшебная поляна, изготовление дидактических игры на тему: «Выбери цветок», мнемотаблица «Насекомые», музыкальное сопровождение для разминки по УМК, звук жужжания пчелы на телефоне.

Предварительная работа: беседы о насекомых; рассматривание картинок с изображением насекомых; чтение произведений с героями насекомыми; использование музыки разминки по УМК.

1) Организационный момент

Воспитатель: Дети, сегодня у нас на занятии гости, давайте поприветствуем их и пожелаем им доброго утра.

-С добрым утром! (дети присаживаются на свои места)


2) Основная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я вышла из дома меня первым встретило солнышко и у меня сразу поднялось настроение. А скажите пожалуйста какое оно наше солнышко? (ясное, желтое, яркое, теплое, ласковое, лучезарное, весеннее)

Воспитатель: Правильно! А кого ещё разбудило весной солнце? (насекомых)

На лугу трещит кузнечик

В небе бабочка парит

На цветке мохнатый, громкий,

Полосатый шмель жужжит,

Насекомые летают, скачут, ползают, парят,

Красотой нас удивляют,

Пользу также приносят!

Воспитатель: О ком говорилось в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорилось о насекомых!

Воспитатель: А что делают насекомые? (летают, скачут, ползают, парят, и тд.)

Воспитатель: Чем они все похожи?

Воспитатель: Они разные по внешнему виду но все они имеют два одинаковых признака.

-Ребята, а как вы думаете насекомые полезные или вредные? Назовите полезных насекомых (божья коровка, пчела, бабочка, муравьи)

-А какие вредные? (саранча, клопы, мухи, комары)

Насекомые населяют всю нашу планету Земля – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы отправимся в гости к насекомым!

Дети: Да!

Воспитатель: Нам с вами сегодня придеться много потрудиться и давайте мы все вместе поиграем с нашим язычком, а потом отправимся на волшебную поляну насекомых.

Артикуляционная гимнастика.

Наступил солнечный денёк. Язычок проснулся рано (рот открыть, медленно вытягивать язык к подбородку). Он взял с собой ведерко (чашечка), грабли (пропускать язык сквозь зубы), лопату (лопатка) и отправился в сад. В саду было много работы. Взяв грабли, язык стал аккуратно сгребать засохшую траву (пропускать язык между зубами, назад — вперед). Потом язычок взял лопату и стал перекапывать землю (упираться языком то в одну щеку, то в другую). Обрадовался язычок, что теперь в саду стало чисто и красиво. Вдруг он услышал, что кто – то жужжит (ж-ж-ж) в стороне (звукоподражание). Это была пчела. Пчелка кружила то у одного цветка, то у другого (облизать губы, то в одну сторону, то в другую). Ещё где-то слышалась песенка комара (з-з-з). Под вечер язычок заметил, что в саду стали просыпаться кузнечики. Они сидели в траве и громко стрекотали (щик-щик-щик). Солнышко медленно опускалось за верхушки деревьев, и в саду становилось темнее ( открыть широко рот и медленно закрывать). Язычок прилег на качели и не заметил, как задремал. Ночью около язычка кружилось много светлячков, которые охраняли чудесный сад (облизать губы).

Воспитатель: Ребята, чтобы попасть на цветочную поляну надо сказать волшебные слова. Приготовились, закрыли глаза и говорим: «Раз, два, три обернись на цветочной поляне очутись». Открываем глаза, цветочная поляна есть, а где же наши насекомые? (находят письмо)

Воспитатель: Дети, а что это? (поднимает конверт)

Дети: Письмо!

Воспитатель: А как думаете от кого? Давайте прочитаем!

Дети: Да, давайте!

Воспитатель читает письмо: Пишет вам Всемогущий колдун-чародей, надоели мне букашки-таракашки, заколдовал я их на цветочной поляне, не хочу их больше видеть, надоели, то пищат, то жужжат, то звенят.

А сейчас такая тишь и благодать. Но если кто найдет цветочную поляну и захочет увидеть букашек-таракашек, я придумал задания, но они надеюсь для многих будут не выполнимы. И никто никогда не узнает о насекомых.

Воспитатель: Дети, представляете какой он злой этот колдун-чародей, он не хочет, чтобы вокруг нас весело жужжали, пищали, звенели насекомые. А давайте поможем нашим насекомым! Он злой колдун, а мы превратимся в добрых волшебников.

Разминка по УМК.

Воспитатель: Вот первое задание на цветке:

1. Отгадайте загадки

1.Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Туи уж вдоволь нажужжусь. (жук)

2.Шевелись у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

3. В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает. (пчела)

4. Я по потолку ползу
Никогда не упаду,
Лапки чищу я всегда
Там присоски у меня. (муха)

5. Надо мною он кружит
И пищит, пищит, пищит. (комар)

6. Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской. (кузнечик)

7. Я летаю, как хочу 
Боком, взад, вперед лечу.
Есть огромные глаза
Я летунья - …(стрекоза)

8. Этот малыш, сильнее слона
Веточки носит он без труда. (муравей)

Воспитатель: Какие молодцы, с первым заданием мы справились, можем снимать наш заколдованный цветок и под ним прячется (……………..).

(снимает второе задания и зачитывает!)

2. Игра «Угадай кто?»

Стрекочет (кто?) – кузнечик

Бегает (кто?) – муравей

Ползает (кто?) – гусеница

Звенит (кто?) – комар

Собирает мед (кто?) – пчела

Жужжит (кто?) – жук

Порхает (кто?) – бабочка

Воспитатель: Молодцы! И под вторым цветком у нас затаился(…………….).

(снимает третье задание).

3.Игра «Четвертый лишний»
1.жук, пчела, муравей, кошка

2.кузнечик, жук, комар, паук

3.слон, бабочка, шмель, гусеница

4.стрекоза, бабочка, муха, муравей

5.муха, муравей, грач, пчела

Воспитатель: Так под этим цветком у нас (……………).

Что то я немного устала, дети давайте с вами сделаем физминутку, а потом продолжим расколдовывать наших насекомых.

Физминутка «Жук»

Я нашла себе жука

(дети вытягиваю руки вперед,

На большой ромашке

Как бы показывая жука).

Не хочу держать в руках,

(Изображают, как кладут

Пусть сидит в кармашке.

в карман)

Ой, упал, упал мой жук,

(Нагибаются.)

Нос испачкал пылью.

(Показывают на нос.)

Улетел мой майский жук,

(Машут руками)

Зажужжали крылья.

Воспитатель: Ребята вы отдохнули? Следующее задание:

4. «Один -много»

Муравей – муравьёв

Гусеница – гусениц

Комар – комаров

Пчела – пчел

Жук - жуков

Стрекоза – стрекоз

Муха – мух

Воспитатель: Дети открываем заколдованный цветок?

Дети: Да!

Воспитатель: Под ним у нас (…………………).

Ой, дети с каждым заданием все сложнее и сложнее

(снимает пятое задание )

5. Назови насекомых в названии которых спрятались звуки:

Ж, З, С,Ч

Воспитатель: И как раз под этим цветочком у нас запряталась бабочка.

(снимает шестое задание).

6. Игра «Чудесный мешочек» Назови первый звук

7.Выбери цветок (слоговой анализ)

Жук – 1 слог мак

Бабочка – 3 слога

Пчела – 2слога

Муха – 2слога

Комар – 2 слога

Кузнечик – 3 слога

Стрекоза – 3 слога

Муравей – 3 слога

8. Расскажи про насекомое (рассказ по мнемотаблице)

Воспитатель: Молодцы! Открываем, кто у нас тут последний затаился (………….).

3) Заключительная часть

(раздаётся звук жужжания пчелы)

Воспитатель: Дети, кто это жужжит? (находят корзинку с угощениями)

Дети: Это пчела!

Воспитатель: пчёлка благодарит вас за то, что вы расколдовали насекомых и просит и впредь быть заботливыми и не обижать насекомых, а это её угощение.

Воспитатель:  Дети, вы сегодня все были такие молодцы, справились со всеми заданиями, расколдовали насекомых. А вам понравилось наше путешествие? Были у вас затруднения? Кому расскажите о нашем приключении? А теперь пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова «Раз, два, три обернись снова в детском саду очутись»

5.Этап развития бабочки по цепочке

1. Бабочка откладывает яйца.

2. Из яичек вылупляются личинки - гусеницы.

3. Гусеница превращается в куколку.

4. Из куколки появляется бабочка.

(дети выставляют на мольберте схему этапов развития бабочки)

Леша Д.: Стрекоза. Стрекозы живут около воды: рек, ручьев, озёр. Летает стрекоза очень быстро, ловко уворачивается. Стрекозы – охотники. У них отличное зрение. Стрекозы как вертолёты носятся над водоёмом в поисках добычи. Их добыча – мелкие комары, мошки.

Коля М.: Стрекоза. Стрекозы – красивое насекомое. Они бывают разных цветов синие, зеленые, черные. У стрекозы четыре крыла и удлинённое тело. Глаза стрекозы очень большие и занимают почти всю голову. За час стрекоза может съесть 40 мух.

Марик Д.: Муравьи. Они строят гнёзда в почве, древесине, наземные сооружения – муравейники. Они уничтожают насекомых вредителей. Муравьи большие трудяги. Есть муравьи – пастухи они пасут тлю, потом её доят и получают сахарное молоко. За год накапливают пять литров «молока». 

Варвара Л.:Муха. У мухи шесть ног и четыре крыла. Крылья прозрачные. Два передних крыла для полёта. Задние крылья для равновесия в полёте. Они называются жужальца. На ногах у мухи есть липучки. Они помогают мухе ползать даже вверх ногами. Муха переносит разные болезни. Она ползает везде, и к лапкам прилипает грязь с микробами. Проползёт муха по чистому месту и оставит на нём микробов.

Тимур Д.: Пчела. Пчела, это насекомое – труженица. У нее большие глаза. Своим хоботком пчела достает нектар из цветка. На ногах у нее кисточки, которые она собирает цветочную пыльцу, а еще там на ногах есть корзиночки для этой пыльцы. Пчелы перерабатываю нектар то есть цветочную пыльцу в полезный ароматный мед.

Алина М.: Кузнечик Кузнечиков обычно можно встретить в кустах. Питается другими насекомыми, сочными частями растений. Самки откладывают до 100 яиц в рыхлую землю; в следующую весну из них вылупляются личинки, которые питаются тлёй. Кузнечик вредитель полей. Он обладает очень хорошим аппетитом.

Игорь П.: Кузнечик. Кузнечики - необычные насекомые. Они бывают зеленого и коричневого цвета. У них очень мощные, длинные задние лапки, поэтому они далеко прыгают, и ушки у них находятся на лапках, а стрекочут они крыльями, одни кузнечики питаются травкой и цветами, а другие – мелкими насекомыми – мухами, бабочками и гусеницами.

Диана З.: Жук - бронзовка . Красивая бронзовка живёт в лесах, равнинах, горах. Жук сверху золотисто – зелёный, снизу медно- красный, ноги синие. Часто встречается на различных цветах. Личинки обитают в гнилой древесине. Питаются соком, вытекающим из деревьев, грызут зрелые плоды деревьев. Занесены в Красную книгу.

Саша Л.:Комар. Это самый несносный кровосос. Но не все комары сосут кровь, некоторые виды питаются нектаром и соком растений. У кровососов питаются кровью только самки, а самцы питаются соком растений. Осенью все самцы умирают, а самочки зимуют в щелях. Весной они просыпаются и летят к воде. На поверхности воды откладывают яйца. Вскоре выводятся личинки и кормятся водорослями, остатками умерших животных и растений. 

Миша Г.: Бабочка. Питаются бабочки пыльцой и нектаров цветущих растений. Есть бабочки которые питаются соками деревьев, перезревшими и гниющими фруктами. Они приносят и пользу и вред. В стадии гусеницы они уничтожают листья на плодовых деревьях и поэтому погибает урожай.

Упражнение «Скажи ласково»;

Муравей- муравейчик

Гусеница-гусеничка

Комар-комарик

Пчела-пчелка

Жук – жучок

Карлсон: Ой дети, в этом задания надо рассказать стишки про насекомых, вы знаете?

Дети: Да!

Леша Д.: «Паучок».
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Егор Л.: «Трудолюбивая пчелка».

Пчелка трудится весь день
И работать ей не лень.

От цветка летит к цветку,

Клеит на брюшко пыльцу.

Будет пчелкам, чем питаться.
Нужно летом им стараться.

Даша А.«Жук».
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.
Рита П:.«Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел,

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется.

Диана З.:«Стрекоза».
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась, раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

«Жук»

Общая и мелкая моторика.

Цель: Координация речи и движений, развитие моторики.

В группу к нам жук влетел,

Зажужжал и запел: ж-ж-ж.

Грозят пальцем

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

Кказывают рекой и провожают взглядом

Указывают рекой и провожают взглядом

Правой рукой направление движения к носу со стороны

Не дадим ему присесть.

Грозят пальцем

Жук наш приземлился.

Присесть

Зажужжал и закружился.

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Делают вращательные движения типа «волчка» и встают

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка.

Посиди на ней немножко.

Поочерёдно протягивают руки и смотрят на них

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

Поднимают руки вверх и смотрят

«Муравей»

Пальчиковая гимнастика

Стоит на горе домишко,

Показывают крышу над головой

Ползет туда муравьишко,

Перебирают пальчиками

Он тащит соломинки, щепки,

Сжимают, разжимают кулачки

Чтоб дом получился крепким.

Кисти взяли в замок

Вокруг суетятся братишки –

Старательные муравьишки,

Перебирают пальчиками

Несут в муравейник они червячка,

Букашку, жучка, паучка.

Шевелят указательными пальцами, остальные сжаты в кулак

Кто строит,

кто кормит детишек –

Крошечных муравьишек.

Бьют кулак об кулак

Движения пальцев «солят»

Вот так – целый день в работе,

В трудах, беспокойстве, заботе.

Держась за голову качают ей.

Комар
Летит муха вокруг уха: жжж
(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп!
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп!
(ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз 
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку

Паучок
Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение — дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками — солнышко светит)
Паучок ползет опять,
(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
(«паучки» ползают на голове)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области