Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Кружковая работа по обучению грамоте в подготовительной группе

Цель кружковой работы программы создание условий для развития детей дошкольного возраста основ обучения грамоте детей через игровую деятельность. Задачи Обучающие • Познакомить с терминами звук, буква, слог, предложение, ударение. Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся. • Познакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги со словоразличительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки. • Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. • Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу. • Обогащать словарный запас и развивать речь • Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями. Развивающие • Развивать фонематический слух и умение печатать буквы • Развивать потребность в грамотности • Развивать желание читать. Воспитательные • Воспитывать любовь и уважение к книге • Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Кружок по обучению грамоте «Грамотейка»

Подготовительная группа «Всезнайки»

Пояснительная записка

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Эффективность формирования мотивации к обучению у ребенка подготовительной к школе группы полностью зависит от правильной организации образовательного процесса. Организация занятий для данного возраста приближена к школьным. Они носят учебно-тренировочный характер. Но при этом существенно отличаются по форме организации. Главное на этих занятиях - использование наглядных средств и игр, игровых дидактических упражнений. Их использование в учебно-методическом комплексе важно не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но и способствует обще речевому развитию детей, помогает овладеть всем богатством родного языка. Знакомство со звуковой стороной слова способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе, а от уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.

Цель кружковой работы программы: создание условий для развития детей дошкольного возраста основ обучения грамоте детей через игровую деятельность.

Задачи

Обучающие:

•Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение). Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.

•Познакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; со словоразличительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки.

•Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам.

•Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу.

•Обогащать словарный запас и развивать речь;

•Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.

Развивающие:

•Развивать фонематический слух и умение печатать буквы;

•Развивать потребность в грамотности;

•Развивать желание читать.

Воспитательные:

•Воспитывать любовь и уважение к книге;

•Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.

Условия реализации программы

Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме. Курс рассчитан на 1 год обучения. Занятия осуществляются 1 раз в неделю, продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» 25-30 минут. Общее годовое количество часов – 36.

Занятия проводятся с сентября по май месяц учебного года.

Предполагаемые результаты

•Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка;

•Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения;

•Уметь различать понятия «звук», и «буква» (различать гласные-согласные звуки, твёрдые- мягкие звуки);

•Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;

•Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);

•Определять место звука в слове;

•Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий), доказывая свой ответ грамотным научным языком;

•Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;

•Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;

•Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;

•Понимать и использовать в речи термин «предложение» составлять предложение из 3- 4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку;

•Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма;

•Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей;

•Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их

•Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов;

•Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении;

•Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными.

Планируемые результаты

Должны знать:

•все звуки и буквы русского алфавита;

•гигиенические правила письма;

•правильное положение тетради при письме;

уметь:

•вычленять первый и последний звук в слове;

•правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;

•писать печатные варианты букв русского алфавита;

•составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или свой;

•правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;

•использовать в речи обобщающие слова;

•правильно держать ручку;

•ориентироваться на листе бумаги;

•закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур;

•штриховать нарисованный предмет прямыми наклонными линиями.

II. Содержательный раздел.

Организация процесса обучения

В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.

Продолжительность одного занятия 25- 30 минут. В середине занятия проводится физкультурная пауза. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слов. Занятия основываются на литературном материале: загадки, стихи, сказки. В каждом занятии предлагаются задания по подготовке руки к письму.

Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:

Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

В рамках реализации программы дополнительного образования по развитию речи ребенка «Грамотейка» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста, беседы. Проводятся консультации, анкетирование родителей, организовывается просмотр детских работ.

V. Перспективный план работы кружа «Грамотейка»

1

«Звуки».

Цель: Дать представления о звуках различного происхождения.

2

«Гласные звуки».

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».

3

«Согласные звуки».

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.

4,5

«Алфавит» (2 занятия).

Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите.

6,7

«Гласные и согласные звуки» (2 занятия).

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.

8

«Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги».

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

9

«Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.

10

«Слова и предложения».

Цель: Учить составлять и читать короткие слова и предложения.

11

«Слова и предложения».

Цель: Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения.

12,

13

«Повторение» (2 занятия).

Цель: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.

14

«Как древние люди общались друг с другом».

Цель: Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях.

15

«Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»

Цель: Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её.

16

Итоговое и занятие.

Цель: Воспитывать любовь к чтению и грамматике.

III. Результативность использования учебно-методической разработки:

Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как обучение грамоте.

Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике подготовки детей к обучению грамоте в детских дошкольных учреждениях в литературе разрозненные, здесь же представлены целостно и поэтапно, с представлением дидактических игр и упражнений.

Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Применение его на практике, показывают положительную динамику.

IV. Использованная литература:

1.Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003.

2.Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.

3.Бугременко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993.

4. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.

5. Городилова В.И. Чтение и письмо, М., 1995.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. преодоление общего недоразвития речи. М., 1990.

7. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.

8. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

9.Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.

10.Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000

11. Лалаева Г.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.

12.. Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982.

13. Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области