Кружок по обучению грамоте «Грамотейка»
Подготовительная группа «Всезнайки»
Пояснительная записка
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Эффективность формирования мотивации к обучению у ребенка подготовительной к школе группы полностью зависит от правильной организации образовательного процесса. Организация занятий для данного возраста приближена к школьным. Они носят учебно-тренировочный характер. Но при этом существенно отличаются по форме организации. Главное на этих занятиях - использование наглядных средств и игр, игровых дидактических упражнений. Их использование в учебно-методическом комплексе важно не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но и способствует обще речевому развитию детей, помогает овладеть всем богатством родного языка. Знакомство со звуковой стороной слова способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе, а от уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.
Цель кружковой работы программы: создание условий для развития детей дошкольного возраста основ обучения грамоте детей через игровую деятельность.
Задачи
Обучающие:
•Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение). Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
•Познакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; со словоразличительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки.
•Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам.
•Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу.
•Обогащать словарный запас и развивать речь;
•Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.
Развивающие:
•Развивать фонематический слух и умение печатать буквы;
•Развивать потребность в грамотности;
•Развивать желание читать.
Воспитательные:
•Воспитывать любовь и уважение к книге;
•Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.
Условия реализации программы
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме. Курс рассчитан на 1 год обучения. Занятия осуществляются 1 раз в неделю, продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» 25-30 минут. Общее годовое количество часов – 36.
Занятия проводятся с сентября по май месяц учебного года.
Предполагаемые результаты
•Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка;
•Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения;
•Уметь различать понятия «звук», и «буква» (различать гласные-согласные звуки, твёрдые- мягкие звуки);
•Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;
•Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
•Определять место звука в слове;
•Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий), доказывая свой ответ грамотным научным языком;
•Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
•Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
•Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
•Понимать и использовать в речи термин «предложение» составлять предложение из 3- 4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку;
•Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма;
•Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей;
•Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их
•Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов;
•Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении;
•Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными.
Планируемые результаты
Должны знать:
•все звуки и буквы русского алфавита;
•гигиенические правила письма;
•правильное положение тетради при письме;
уметь:
•вычленять первый и последний звук в слове;
•правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;
•писать печатные варианты букв русского алфавита;
•составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или свой;
•правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;
•использовать в речи обобщающие слова;
•правильно держать ручку;
•ориентироваться на листе бумаги;
•закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур;
•штриховать нарисованный предмет прямыми наклонными линиями.
II. Содержательный раздел.
Организация процесса обучения
В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.
Продолжительность одного занятия 25- 30 минут. В середине занятия проводится физкультурная пауза. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слов. Занятия основываются на литературном материале: загадки, стихи, сказки. В каждом занятии предлагаются задания по подготовке руки к письму.
Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:
Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
В рамках реализации программы дополнительного образования по развитию речи ребенка «Грамотейка» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.
Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста, беседы. Проводятся консультации, анкетирование родителей, организовывается просмотр детских работ.
V. Перспективный план работы кружа «Грамотейка»
1 | «Звуки». | Цель: Дать представления о звуках различного происхождения. |
2 | «Гласные звуки». | Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». |
3 | «Согласные звуки». | Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. |
4,5 | «Алфавит» (2 занятия). | Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите. |
6,7 | «Гласные и согласные звуки» (2 занятия). | Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. |
8 | «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги». | Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове. |
9 | «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги». | Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом. |
10 | «Слова и предложения». | Цель: Учить составлять и читать короткие слова и предложения. |
11 | «Слова и предложения». | Цель: Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения. |
12, 13 | «Повторение» (2 занятия). | Цель: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях. |
14 | «Как древние люди общались друг с другом». | Цель: Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях. |
15 | «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка» | Цель: Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её. |
16 | Итоговое и занятие. | Цель: Воспитывать любовь к чтению и грамматике. |
III. Результативность использования учебно-методической разработки:
Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как обучение грамоте.
Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике подготовки детей к обучению грамоте в детских дошкольных учреждениях в литературе разрозненные, здесь же представлены целостно и поэтапно, с представлением дидактических игр и упражнений.
Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Применение его на практике, показывают положительную динамику.
IV. Использованная литература:
1.Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003.
2.Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.
3.Бугременко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993.
4. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.
5. Городилова В.И. Чтение и письмо, М., 1995.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. преодоление общего недоразвития речи. М., 1990.
7. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.
8. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
9.Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.
10.Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000
11. Лалаева Г.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.
12.. Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982.
13. Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994.