Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 71 «Радость»
Проект
для детей старшего дошкольного возраста
(6 -7 лет) по здоровьесберегающим технологиям «Здоровье детей в наших руках»
ОРН 6-7 лет «Солнышко»
Авторы проекта:
воспитатели –
Мороз Э.Д.,
Королёва А.О.
Нижневартовск, 2022 год
Наименование раздела | Стр. | |
Информационная карта Проекта | 3 | |
I. | Краткая аннотация Проекта | 5 |
II. | Обоснование необходимости Проекта | 5 |
2.1. | Актуальность и новизна Проекта | 5 |
2.2. | Концептуальные основы проекта | 5 |
III. | Цель и задачи Проекта | 6 |
IV. | Основное содержание Проекта | 6 |
4.1. | Механизм реализации Проекта | 6 |
4.2. | Формы и методы организации деятельности по реализации Проекта | 6 |
4.3. | Ожидаемые результаты Проекта | 7 |
V. | 7 | |
VI. | 8 | |
6.1. | Взаимодействие с родителями | 8 |
6.2. | Взаимодействие с социумом | 8 |
VII. | План реализации Проекта | 9 |
VIII. | Факторы риска | 11 |
IX. | Перспективы развития Проекта | 12 |
Литература | 12 | |
Приложения | 13 |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название Проекта | Проектдля детей старшего дошкольного возраста( 6 -7 лет ) по здоровьесберегающим технологиям «Здоровье детей в наших руках» |
Автор - составитель | – воспитатели Мороз Э.Д., Королёва А.О., муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 71 «Радость» |
Руководитель Проекта | Проконина Ольга Евгеньевна - заведующий муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 71 «Радость» |
Организация исполнитель | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 71 «Радость» |
Адрес организации - исполнителя | 628616, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нижневартовск, ул. 60 лет Октября, д. 12 "МАДОУ г.Нижневартовска ДС №71 «Радость» |
Телефон, факс, электронный адрес | 8 (3466) 67-22-71 mbdou71@yandex.ru |
Основание для разработки Проекта | - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; - Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"; -Концепция системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года (основные положения); - Программа развития образования города Нижневартовска на 2018-2025 годы и на период до 2030 года; - Программа развития МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 71 «Радость» на 2019 - 2025 годы и на период до 2030 года. |
Цель Проекта | сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы здорового образа жизни. |
Задачи Проекта | Изучить и проанализировать представления детей о здоровом образе жизни. Отобрать методический материал, современные технологии, методы и приемы по здоровому образу жизни. Развивать у детей желание заниматься спортом. Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью. |
Тип и вид Проекта | Образовательный |
Целевые группы | Воспитанники группы общеразвивающей направленности 6-7 лет «Солнышко» |
Продолжительность и сроки реализации Проекта | Долгосрочный 01.09.2022 – 31.05.2023год Подготовительный этап: Основной этап: Итоговый этап: |
Форма реализации Проекта | Фронтальная, индивидуальная |
Краткое содержание Проекта | Данный проект реализуется в ходе педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации: с воспитанниками при организации в ходе организации совместной деятельности воспитанников и взрослых, с педагогами, родителями. Проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Проект направлен на формирование здоровья детей (снижение высокого показателя нарушений осанки у детей; укрепление мышц спины у детей; улучшение общего состояния здоровья детей посредством внедрения новых профилактических, физкультурно - оздоровительных, социально - психологических и др. мер. Образовательная деятельность в рамках проекта позволяет: - реализовать идеи индивидуального и дифференцированного подхода; - индивидуализировать образовательную деятельность (за счёт ежегодного медицинского обследования уровня группы здоровья дошкольников среднего возраста). Автором проекта использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы. |
Предполагаемые конечные результаты Проекта | Ожидаемый результат: участие родителей в организации работы по проекту, желание поделиться своими умениями, навыками |
Система контроля за исполнением Проекта | Контроль и координацию деятельности на уровне дошкольной образовательной организации по реализации Проекта осуществляет заведующий, заместитель заведующего по ВМР. |
Социальный эффект реализации Проекта | 1.Внедрение в образовательную деятельность инновационных форм работы с воспитанниками; 2.Преобразование развивающей предметно – пространственной среды; 3.Удовлетворение социального заказа родительской общественности; 4.Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по развитию двигательных умений и навыков у детей. среднего дошкольного возраста. 5. Укрепление сотрудничества с социальными партнерами. |
I. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Данный проект реализуется в ходе педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации: с воспитанниками при организации в ходе организации совместной деятельности воспитанников и взрослых, с педагогами, родителями.
Проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Срок реализации один учебный год.
Проект направлен на формирование «Здоровье ребенка в наших руках», который ориентирован на повышение мотивации родителей к ведению здорового образа жизни, повышение их компетентность в вопросах здоровьесбережения, и должен вызвать определенный заинтересованность взрослых к своему здоровью и здоровью детей.
Образовательная деятельность в рамках проекта позволяет:
II. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
2.1. Актуальность и новизна Проекта
«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» - так гласит народная мудрость.
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляется отклонения в состоянии здоровья.
Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь?
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья одной цепи. Важно и необходимо обратиться к системе физического воспитания дошкольников, чтобы выявить основные задачи и методы воспитания здорового ребенка и то место, ту роль, которая отводилась самому дошкольнику в деле собственного оздоровления.
Есть многие причины – от нас независящие, и изменить что-либо не в наших силах.
Но есть одна, на наш взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.
Для реализации данного направления был разработан проект “Здоровым быть хочу!” для работы с детьми подготовительного к школе возраста.
2.2. Концептуальные основы Проекта
Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей: медицины, психологии, экологии, педагогики. На важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования: А. М. Амосова, А.И.Антонова, М.В. Антроповой, Н.Г. Быковой, М.В. Меличевой и др. Но, несмотря на то, что проблему исследовали многие педагоги, нам кажется, что в практику не всегда и везде внедряются предложенные ими методы и технологии. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья детей. Анализ литературы показал, что модель формирования представлений здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи проработана недостаточно. Причиной недостаточной сформированности представлений детей о здоровом образе жизни, культуры здоровья человека также является родительская безграмотность в этом вопросе. Не все разработанные методики могут повысить уровень сформированности здорового образа жизни детей, так как каждый ребенок имеет свое представление о здоровье.
Этим и объясняется выбор темы проекта: «Здоровым – быть хочу!»
Реализация проекта явились предположения о том, что у детей старшего дошкольного возраста возможно качественно повысить представления о культуре здоровья и здоровом образе жизни.
Цель проекта: сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы здорового образа жизни.
Задачи проекта:
IV. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
4.1. Механизм реализации Проекта
Проект рассчитан для реализации на базе МАДОУ города Нижневартовска ДС №71 «Радость». Данный Проект реализуется в ходе педагогической деятельности дошкольной образовательной организации: с воспитанниками – в организации совместной деятельности детей и взрослых,с педагогами в условиях проведения методической работы, с родителями – в ходе совместной деятельности.
Проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Срок реализации один год. Разработано перспективное планирование на один год. 1учебнй год (2022 – 2023г.г.):
Подготовительный этап: сентябрь 2022г.
Основной этап: сентябрь 2022г. - май 2023г.
Итоговый этап: май 2023г.
Для достижения поставленной цели и задач Проекта предусматривается целенаправленная и согласованная творческая деятельность коллектива единомышленников. На протяжении одного учебного года образовательную деятельность в процессе реализации Проекта сопровождает инструктор по физической культуре, обеспечивающий индивидуальную физическую поддержку воспитанников.
Образовательная деятельность выстраивается с учётом возрастных особенностей воспитанников. Формы образовательной деятельности могут быть различны, но в каждой должно быть достаточно материала для прививания навыков правильной осанки, посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя Для осуществления контроля за качеством реализации Проекта составлен план реализации Проекта
4.2. Формы и методы организации педагогических мероприятий
Всю работу, предшествующую созданию проекта по здоровому образу жизни дошкольников можно разделить на три этапа.
личныйопыт,накоторыйможноопереться(проведение первичной диагностики).
Проект реализуется по двум направлениям:
Совместная деятельность воспитателей и детей
- физминутки;
Работа с родителями по формированию у детей знаний о здоровом образе жизни включает следующие мероприятия:
Результаты реализации проекта:
- фотоколлаж «За здоровьем в детский сад»;
4.3 Ожидаемый результат:
V. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
В рамках Проекта используется ресурсное обеспечение и материально техническая база МАДОУ города Нижневартовска ДС № 71 «Радость», интернет – ресурсы.
Временные: для реализации Проекта требуется один год. В данный срок входит время, необходимое для сбора информации, реализации Проекта, обобщения и систематизации материалов, осуществления рецензирования материалов, выпуска методической продукции ее распространения. Оценка возможных рисков и неудач в реализации Проекта. Презентация и трансляция опыта.
Информационные: ресурсы необходимые для освещения хода реализации Проекта, рекламные буклеты, методические и учебные пособия для работы с воспитанниками, фото - видеоматериалы. Для распространения опыта информационными ресурсами будут являться средства массовой информации, официальный сайт МБДОУ города Нижневартовска ДС № 71 «Радость», интернет - ресурсы, разработанные методические разработки и рекомендации.
Развивающая предметно – пространственная среда: Для организации работы с воспитанниками в рамках реализации Проекта создана развивающая предметно – пространственная среда, здоровье детей в наших руках.
VI. ПАРТНЁРЫ ПРОЕКТА
Партнерами проект являются родители (законные представители) воспитанников группы «Солнышко», педагогический состав МАДОУ №71 (корпус 1) «Радость».
6.1. Взаимодействие с родителями
1. Повышение общей педагогической и правовой культуры родителей и культуры здоровья для усиления их ответственного и сознательного отношения к воспитанию здорового образа жизни детей.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по формированию навыков здорового образа жизни
4. Организация совместной работы с родителями с целью решения психолого-педагогических проблем развития каждого ребенка.
5. Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями через тренинги, консультации, семинары, практикумы и другие интерактивные формы работы.
6. Просвещение родителей с целью создания здоровьесберегающей, психологически комфортной среды в семье.
7. Включение родителей в образовательный процесс.
6.2. Социальный эффект реализации Проекта
В результате работы над проектом прогнозируются и определенные риски его выполнения, связанные:
– с возможным неприятием родителями предлагаемых здоровьесберегающих технологий (решение: детальное обсуждение возможных вариантов и выбор наиболее приемлемых с учетом актуальности, результативности, новизны, методической разработанности; широкое информирование родительской общественности по вопросам ЗОЖ);
– с запросами родителей, требованиями ФГОС в сфере ЗОЖ, и в то же время обеспечивающие сохранение самоценности, уникальности дошкольного периода детства (преодолеть это возможно через постоянное обсуждение и просвещение родительской);
– с изменением сложившихся стереотипов педагогов, преобразование стиля и способов их педагогического мышления в области ЗОЖ
VII. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Сроки | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь «Спорт- это здоровье» | Образовательная деятельность в виде игровой ситуации "Спорт - это здоровье!" Беседа "На зарядку - становись!" Рисование «Мы со спортом крепко дружим!» Беседа "Кто с закалкой дружит, никогда не тужит". Чтение художественной литературы С.Михалков» Про мимозу», И.Семёнов « Как стать Неболейкой» Рассматривание альбомов, презентаций по теме спорта и физической культуры Подвижные, спортивные игры, игры- эстафеты в группе и на свежем воздухе. Спортивное развлечение «Веселые старты.» Оформление и пополнение центра физической культуры к началу учебного года. Викторина "Азбука здоровья". | Анкета «Физическое развитие в семье» Родительское собрание «За здоровьем в детский сад» Фотоколлаж «За здоровьем в детский сад» |
Октябрь «Здоровое питание. Витамины» | Образовательная деятельность в виде игровой ситуации "Витамины укрепляют организм". Беседа «Витамины и полезные продукты» (рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека) Презентация на тему "Витамины - каждый день необходимы!" Дидактическая игра "Витамины - это таблетки, которые растут на ветке". | Памятки «Вкусно и полезно!» Совместная со школой и детьми выставка рисунков «Полезные и вредные продукты» |
Загадки о фруктах, овощах, ягодах. Игра – эстафета «Витаминная семья» Инсценировка по стихотворению Ю. Тувима «Овощи» Дидактическая игра: «Полезная и вредная еда» Сюжетно-ролевая игра "Овощной магазин". Совместная со школой и родителями выставка рисунков «Полезные и вредные продукты!» | ||
Ноябрь «Как устроен человек» | Образовательная деятельность в виде игровой ситуации "Я среди людей". Презентация: «Как устроен человек? » Чтение художественной литературы К. И. Чуковский «Айболит» | Плакат "Строение человека". Оформление стенда: «Мы за здоровый образ жизни» |
Дидактические карточки "Как устроен человек" | ||
Рассматривание плаката «Строение человека» | ||
Дидактические игры: "Назови предметы", "Делаем зарядку", "Назови части тела"; загадки о частях тела. | ||
Рисование на тему "Я здоровье берегу - сам себе я помогу!" | ||
Чтение и обсуждение произведения Л.Л. Яхнина "Очень правдивая история". | ||
Сюжетно-ролевая игра "Больница" | ||
Декабрь «Сохрани своё здоровье сам» | Образовательная деятельность в форме игровой ситуации " Сохрани свое здоровье сам". Беседа " Что нужно делать, чтобы быть здоровым и сильным?» | Спартакиада (участники - родители). Консультация «Воспитание основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» |
Дидактические игры «Предметы личной гигиены», «Небылицы от Незнайки» | ||
Чтение художественной литературы «Девочка чумазая», К. И. Чуковский «Мойдодыр» | ||
Спортивный досуг «Азбука здоровья» Презентация «У здоровья есть враги, с ними дружбы не води» | ||
В течение года | Лечебно-оздоровительная гимнастика Гигиенические водные процедуры: Свето-воздушные ванны: | Консультация для родителей "Как правильно чистить зубы". Консультация для родителей по проведению гимнастики для глаз. Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики Консультация «Прогулки на свежем воздухе» |
VIII. ФАКТОРЫ РИСКА
Одной из причин высоких показателей заболеваемости детей в ДОУ является недостаточная компетенция родителей в вопросах физического воспитания, невнимание взрослых к своему здоровью и к здоровью своих детей. Но при грамотном построении педагогического процесса важно заинтересовать родителей проблемой воспитания здорового ребёнка и заложить основы здорового образа жизни семьи.
Все это делает очевидным и необходимым создание проекта, общей стратегической целью которого будет наработка и внедрение здоровьесберегающих технологий не только в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, но и в первую очередь, активное включение семьи в процесс здоровьесбережения.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности коллектива дошкольного образовательного учреждения. Она включает разработку основных подходов и методических рекомендаций, которые будут способствовать повышению уровня педагогических знаний и умений родителей в области семейного воспитания для создания необходимых условий для формирования навыков здорового образа жизни у детей; взаимодействие воспитателей, специалистов, медицинских работников и родителей в процессе развития и оздоровления детей.
IX. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Приложение №1.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Сейчас большое внимание уделяется в детских садах формированию здорового образа жизни. В анкете мы предлагаем вам ответить на вопросы, связанные с этой проблемой. На вопросы дается несколько вариантов ответов, нужно обозначить тот вариант, который больше всего соответствует действительности (по мнению родителей).
1. Что вы подразумеваете под «здоровым образом жизни»?________________________________.
2. Считаете ли вы свой образ жизни здоровым, почему?
- да_____________,
- нет____________.
- не знаю
3. Что мешает вам вести здоровый образ жизни?
- недостаток времени;
- низкая зарплата:
- недостаток знаний:
- другие причины (указать)_____________________.
4. Закаляетесь ли вы или ваши члены семьи?
-да:
- нет:
- иногда.
5.Проводите ли вы совместный семейный активный досуг (турпоходы, прогулки и т.д.)
- да;
- нет;
- иногда.
6.Что, на ваш взгляд, является основной причиной заболеваний вашего ребенка?
- неудовлетворительное медицинское обслуживание;
- плохое материальное положение в семье;
- неблагоприятные экологические условия;
- недостаток знаний в вопросах сохранения здоровья;
- другие причины (указать)________________.
7. Ваши предложения для улучшения работы по формированию здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении _______________.