Введение
Информатизация современного общества является одной из тенденций развития образования в условиях научно-технического прогресса и социально-экономического развития, разработки и внедрения новых технологий. В этих условиях информатизация оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе на сферу образования. Информационные технологии активно внедряются в образовательный процесс и используются как средство обучения и воспитания.
Информационные технологии используются педагогом для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач, достижения целевых ориентиров. Посредством информационных технологий процесс обучения становиться более насыщенным, наглядным, что способствует формированию познавательной активности и познавательного интереса детей.
Реализация информационных технологий осуществляется на всех уровнях образования, в том числе дошкольном. Для того, чтобы образовательный процесс был более интересным, необходимо использование информационных технологий на занятиях с целью передачи информации, наглядного изображения материала, в том числе в процессе ознакомления старших дошкольников с правилами дорожного движения.
По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Наиболее частыми причинами являются: переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест, игры на проезжей части дороги, неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств, неподчинение сигналам светофора. Невозможно оставаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма сохраняет свою актуальность, поэтому необходимо использовать все более разнообразные формы работы с детьми.
Ребёнок, знающий правила дорожного движения, много раз подумает прежде, чем перебежать дорогу перед идущей машиной. Безопасность для него станет нормой жизни.
Тема ПДД также остаётся актуальной, ведь важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому саду. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, то именно педагоги дошкольного учреждения должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его как дисциплинированного пешехода.
В настоящее время отдельное место в образовательном процессе ДОО отводится интерактивным дидактическим играм. Образовательная деятельность с применением интерактивных игр очень интересна дошкольникам. Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка. У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание.
В своей практике я активно использую интерактивные игры и упражнения для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Интерактивная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает ИКТ игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.
Цель: изучить возможности повышения грамотности детей по вопросам правил дорожного движения (формирование, закрепление и систематизация представлений детей о правилах поведения на дороге) средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект:процесс использования ИКТ-технологий при изучении правил дорожного движения с детьми.
Предмет: определение педагогических условий по использованию ИКТ-технологий при изучении правил дорожного движения с детьми в образовательном процессе.
Задачи:
Для достижения полноты и качества использования, научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольных учреждений требуется создать эффективную информационно – образовательную среду, которая способствует формированию гармонично развитой, социально активной, творческой личности; создаёт условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий; влияет на развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала.
Основная часть
В распоряжении педагогов ДОО представлен широкий спектр технологий, методов, приемов, направленных на координацию усилий всех участников образовательных отношений по комплексному сопровождению развития ребенка в детском саду.
Способность ИКТ воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с обрабатывать данные позволяет педагогам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Применение ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навыки исследовательской деятельности.
Информационные технологии имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса к изучаемому материалу.
3. Обеспечивает наглядность, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения.
5. Можно смоделировать жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни.
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности.
При всех плюсах использования ИКТ возникают и следующие проблемы:
1. Материальная база ДОО. Для реализации ИКТ необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран.
2. Защита здоровья ребенка. Использование ИКТ в ДОО требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
3. Недостаточная ИКТ-компетентность педагога. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Таким образом, информационные технологии в современных условиях информатизации образования являются неотъемлемым условием организации образовательного процесса. Существует большое разнообразие информационных технологий, которые могут использоваться в образовательном процессе.
Авторская разработка «Упражнения по ПДД»
В непосредственно образовательной деятельности со своими детьми мы используем мультимедийные презентации и интерактивные игры и упражнения для ознакомления детей с правилами дорожного движения, где дети знакомятся с новыми знаниями, что наиболее эффективно, чем традиционный подход, где использовались иллюстрации. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания. Для большей эффективности каждая презентация должна быть построена с учетом возрастных особенностей дошкольников, включать занимательные вопросы, анимационные картинки, игры.
Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают нам добиться поставленных целей. Интерактивные игры и упражнения, состоящие из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий по изучению правил дорожного движения.
Данные упражнения рекомендованы для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детских образовательных учреждений, а так же в кругу семьи. Состоят из 5 слайдов. Можно на занятии использовать все упражнения, а можно только одно. Разработанные упражнения являются полностью авторскими от идеи упражнения до сюжета конструкта. Интерактивные упражнения разработаны в программе Smart Notebook и предполагают активное участие детей в образовательном процессе. Все упражнения сделаны в одной игре и для смены упражнения используются гиперссылки. При разработке данных упражнений использовались следующие образовательные технологии:
Упражнение №1. Тема: Знаки дорожного движения (Приложение 1)
Цель:закрепление знаний о знаках дорожного движения в процессе составления рассказа о дорожных знаках с использованием интерактивного дидактического упражнения
Задачи:
Обучающая: узнать дорожный знак и определить его значение в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения
Развивающая: говорить грамматически правильно, полными предложениями в процессе составления рассказа о дорожных знаках
Воспитательная: самостоятельно договариваться об очередности выступления, не привлекая к этому педагога, в процессе выбора играющего
Дополнительные задачи:
Игровая: принимать и соблюдать правила игры, составленные педагогом в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения
Дидактическая: выбрать ячейку с дорожным знаком с помощью двух кубиков (с цифрами и цветами) в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения
Планируемый результат: дети закрепляют знания о знаках дорожного движения средствами составления рассказа о дорожных знаках
Словарная работа: названия знаков дорожного движения
Методы и приемы: беседа, рассказ, уточняющие вопросы, наводящие вопросы, проблемные вопросы, художественное слово
Ход:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационно-мотивационный этап Задача этапа: заинтересовать детей, настроить на последующую деятельность | Педагог зовет детей к себе, спрашивает, что необходимо для безопасного передвижения по дороге водителям и пешеходам | Подходят к педагогу Дети отвечают на вопрос педагога -Знаки дорожного движения |
Основной этап Задача этапа: развивать активную связную грамматически правильную монологическую речь детей | Педагог предлагает интерактивное упражнение: -спрашивает правила работы с интерактивной доской -объясняет правила упражнения: *нажать на кубики *выбрать и открыть соответствующую ячейку *рассказать о выбранном знаке дорожного движения *передать ход другому игроку -контролирует выполнение интерактивного дидактического упражнения -проводит гимнастику для глаз | Дети вспоминают правила безопасности при работе и доской Дети выполняют интерактивное дидактическое упражнение Делают гимнастику для глаз |
Заключительный этап Задача этапа: подвести итоги упражнения | Проводит рефлексию (заключительную беседу по теме упражнения) Направляет на другой вид деятельности | Рассказывают о знаках, о том, что им понравилось, что показалось сложным Идут играть |
Упражнение №2. Тема: Перекресток (Приложение 2)
Цель: закрепление знаний о движении участников дорожного движения на перекрестке в процессе моделирования перекрестка и дорожных ситуаций на нем с использованием интерактивного дидактического упражнения
Задачи:
Обучающие: правильно расположить элементы перекрестка (дорожное полотно, светофор, знаки дорожного движения) в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения; смоделировать ситуацию на дороге (перекрестке) с учетом правил дорожного движения в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения
Развивающая: говорить грамматически правильно, полными предложениями в процессе обыгрывания возможных ситуаций на перекрестке
Воспитательная: самостоятельно распределять роли для моделирования перекрестка и его обыгрывания в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения
Дополнительные задачи:
Игровая: принимать и соблюдать правила игры, составленные педагогом в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения
Дидактическая: смоделировать перекресток из отдельных частей и создать дорожную ситуацию на нем в процессе выполнения упражнения
Планируемый результат: дети закрепляют знания о движении на перекрестке средствами составления перекрестка из отдельных его частей и моделирования дорожной ситуации
Словарная работа: названия частей дороги и знаков дорожного движения, «перекресток», «светофор»
Методы и приемы: беседа, рассказ, уточняющие вопросы, наводящие вопросы, проблемные вопросы, художественное слово
Ход:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационно-мотивационный этап Задача этапа: заинтересовать детей, настроить на последующую деятельность | Педагог зовет детей к себе, спрашивает, как называется часть проезжей части, когда одна дорога пересекает другую | Подходят к педагогу Дети отвечают на вопрос педагога -Перекресток |
Основной этап Задача этапа: развивать активную связную грамматически правильную монологическую речь детей | Педагог предлагает интерактивное упражнение: -спрашивает правила работы с интерактивной доской -объясняет правила упражнения: *создать интерактивный плоскостной макет из предлагаемых частей *смоделировать и обыграть ситуацию на перекрестке -контролирует выполнение интерактивного дидактического упражнения -проводит гимнастику для глаз | Дети вспоминают правила безопасности при работе и доской Дети выполняют интерактивное дидактическое упражнение Делают гимнастику для глаз |
Заключительный этап Задача этапа: подвести итоги упражнения | Проводит рефлексию (заключительную беседу по теме упражнения) Направляет на другой вид деятельности | Рассказывают о знаках, о том, что им понравилось, что показалось сложным Идут играть |
Упражнение №3. Тема: Светофор (Приложение 3)
Цель: закрепление знаний о сигналах светофора в процессе выполнения двигательных упражнений с использованием интерактивного дидактического упражнения
Задачи:
Обучающая: составить магический квадрат из сигналов светофора в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения
Развивающая: говорить грамматически правильно, полными предложениями в процессе составления рассказа о сигналах светофора
Воспитательная: самостоятельно договариваться об очередности выступления, не привлекая к этому педагога, в процессе выбора играющего
Дополнительные задачи:
Игровая: принимать и соблюдать правила игры, составленные педагогом в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения
Дидактическая: составить магический квадрат из сигналов светофора в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения
Планируемый результат: дети закрепляют знания о сигналах светофора средствами составления магического квадрата и двигательных упражнений
Словарная работа: сигналы светофора
Методы и приемы: беседа, рассказ, уточняющие вопросы, наводящие вопросы, проблемные вопросы, художественное слово
Ход:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационно-мотивационный этап Задача этапа: заинтересовать детей, настроить на последующую деятельность | Педагог зовет детей к себе, спрашивает, что необходимо для безопасного передвижения по дороге водителям и пешеходам | Подходят к педагогу Дети отвечают на вопрос педагога |
Основной этап Задача этапа: развивать активную связную грамматически правильную монологическую речь детей | Педагог предлагает интерактивное упражнение: -спрашивает правила работы с интерактивной доской -объясняет правила упражнения: *собрать пазлы *создать магический квадрат из разных сигналов светофора *придумать на каждый сигнал светофора движение *«пройти» магический квадрат с помощью придуманных движений -контролирует выполнение интерактивного дидактического упражнения -проводит гимнастику для глаз | Дети вспоминают правила безопасности при работе и доской Дети выполняют интерактивное дидактическое упражнение Делают гимнастику для глаз |
Заключительный этап Задача этапа: подвести итоги упражнения | Проводит рефлексию (заключительную беседу по теме упражнения) Направляет на другой вид деятельности | Рассказывают о знаках, о том, что им понравилось, что показалось сложным Идут играть |
Упражнение №4. Тема: Знаки дорожного движения (Приложение 4)
Цель: закрепление знаний о знаках дорожного движения в процессе разделения знаков на три категории (запрещающие, разрешающие, предупреждающие) с использованием интерактивного дидактического упражнения
Задачи:
Обучающая: узнать дорожный знак и определить, в какую группу его переместить (запрещающие, разрешающие, предупреждающие знаки) в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения
Развивающая: говорить грамматически правильно, полными предложениями в процессе классификации дорожных знаков
Воспитательная: самостоятельно договариваться об очередности выступления, не привлекая к этому педагога, в процессе выбора играющего
Дополнительные задачи:
Игровая: принимать и соблюдать правила игры, составленные педагогом в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения
Дидактическая: выбрать звездочку с дорожным знаком, классифицировать знак в одну из трех групп (запрещающие, разрешающие, предупреждающие) в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения
Планируемый результат: дети закрепляют знания о знаках дорожного движения средствами классификации знаков на группы (запрещающие, разрешающие, предупреждающие)
Словарная работа: названия знаков дорожного движения
Методы и приемы: беседа, рассказ, уточняющие вопросы, наводящие вопросы, проблемные вопросы, художественное слово
Ход:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационно-мотивационный этап Задача этапа: заинтересовать детей, настроить на последующую деятельность | Педагог зовет детей к себе, спрашивает, что необходимо для безопасного передвижения по дороге водителям и пешеходам | Подходят к педагогу Дети отвечают на вопрос педагога -Знаки дорожного движения |
Основной этап Задача этапа: развивать активную связную грамматически правильную монологическую речь детей | Педагог предлагает интерактивное упражнение: -спрашивает правила работы с интерактивной доской -объясняет правила упражнения: *выбрать звездочку *перетащив звездочку, увидеть знак дорожного движения *определить группу этого знака *переместить знак в нужную ячейку -контролирует выполнение интерактивного дидактического упражнения -проводит гимнастику для глаз | Дети вспоминают правила безопасности при работе и доской Дети выполняют интерактивное дидактическое упражнение Делают гимнастику для глаз |
Заключительный этап Задача этапа: подвести итоги упражнения | Проводит рефлексию (заключительную беседу по теме упражнения) Направляет на другой вид деятельности | Рассказывают о знаках, о том, что им понравилось, что показалось сложным Идут играть |
Упражнение №5. Тема: Светофор (Приложение 5)
Цель: закрепление знаний о сигналах светофора в процессе определения света светофора для определенной ситуации с использованием интерактивного дидактического упражнения
Задачи:
Обучающая: определить, какой сигнал светофора необходим для конкретной ситуации в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения
Развивающая: говорить грамматически правильно, полными предложениями в процессе составления рассказа о дорожных знаках
Воспитательная: самостоятельно договариваться об очередности выступления, не привлекая к этому педагога, в процессе выбора играющего
Дополнительные задачи:
Игровая: принимать и соблюдать правила игры, составленные педагогом в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения
Дидактическая: выбрать цвет и закрасить соответствующее место на светофоре в процессе выполнения интерактивного дидактического упражнения
Планируемый результат: дети закрепляют свои знания о сигналах светофора средствами определения света светофора для конкретной ситуации на дороге
Словарная работа: сигналы светофора
Методы и приемы: беседа, рассказ, уточняющие вопросы, наводящие вопросы, проблемные вопросы, художественное слово
Ход:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационно-мотивационный этап Задача этапа: заинтересовать детей, настроить на последующую деятельность | Педагог зовет детей к себе, спрашивает, что необходимо для безопасного передвижения по дороге водителям и пешеходам | Подходят к педагогу Дети отвечают на вопрос педагога -Светофор |
Основной этап Задача этапа: развивать активную связную грамматически правильную монологическую речь детей | Педагог предлагает интерактивное упражнение: -спрашивает правила работы с интерактивной доской -объясняет правила упражнения: *определить, какой сигнал нужен в данной ситуации *закрасить необходимое место на светофоре нужным цветом -контролирует выполнение интерактивного дидактического упражнения -проводит гимнастику для глаз | Дети вспоминают правила безопасности при работе и доской Дети выполняют интерактивное дидактическое упражнение Делают гимнастику для глаз |
Заключительный этап Задача этапа: подвести итоги упражнения | Проводит рефлексию (заключительную беседу по теме упражнения) Направляет на другой вид деятельности | Рассказывают о знаках, о том, что им понравилось, что показалось сложным Идут играть |
Заключение
В результате работы по использованию ИКТ в образовательном процессе детского сада можно отметить следующие преимущества:
Дети заинтересованы мероприятиями, интересная подача НОД способствовала развитию у детей интереса к изучению и соблюдению правил дорожного движения.
Развитие у детей интереса к изучению и соблюдению правил дорожного движения является актуальной темой. Значительное внимание в данной работе уделяется отбору произведений, а также наглядного материала, который облегчает процесс восприятия и понимания текста. Помимо традиционных форм наглядности в настоящее время используются информационно-коммуникационные технологии.
Таким образом, необходимо отметить, что внедрение ИКТ-технологий приносят положительные результаты. При соблюдении санитарно-гигиенических правил не представляют угрозы здоровью детей дошкольного возраста.
В дальнейшем можно использовать в работе по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения другие формы ИКТ: диафильмы, просмотры мультфильмов, презентации, интерактивные обучающие программы.
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5