Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа дополнительного образования "Волшебный песок" по развитию художественных способностей у детей

Цели и задачи программы направленны на развитие и коррекцию эмоционально - волевой сфер воспитанников, имеющих проблемы познавательного и речевого развития через использование игр с песком.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №77 «Эрудит»

ПРИНЯТА:УТВЕРЖДЕНА:

на педагогическом совете №__ Заведующий МАДОУ

СОГЛАСОВАНА:г.Нижневартовска ДС №77 «Эрудит»

на заседании Совета родителей________________ Е.Н. Ахтямова

(законных представителей) ДОУПриказ №___ от ____________г.

№_1_ от _______________ г.

Программа

дополнительного образования

«Волшебный песок»

по развитию художественных способностей у детей

Составила: воспитатель -

Степанова Светлана Николаевна

Паспорт программы

Название программы

«Волшебный песок» программа дополнительного образования по формированию

Основание для разработки проекта

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. №373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования".

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. Закон РФ от 07.05.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 г. Москва «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. № 61573) (далее – СП 2.4.3648-20).

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 г. Москва «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г. № 62296) (далее – СанПиН 1.2.3685-21).

7. Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 77 «Эрудит».

Автор

Степанова Светлана Николаевна - воспитатель

Организация исполнитель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №77 «Эрудит»

Адрес организации исполнителя, тел./факс

Улица Интернациональная, 45 а, город Нижневартовск Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Россия.

Телефон/факс – (3466) 26-00-68

Целевые группы

Дети 5-7 лет

Тип технологии

Социально - педагогический

Срок реализации

1 год

Цель

- развитие и коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер воспитанников, имеющих проблемы познавательного и речевого развития через использование игр с песком.

Ожидаемые результаты

Развитие мелкой моторики рук.

I Целевой раздел

Проблемы детей, имеющих проблемы познавательного и речевого развития, нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А.В.Запорожец.

Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, предусматривает ряд требований и условий, необходимых для получения дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): создание условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, разработки и реализации плана индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечения доступности развивающей предметно-пространственной среды.

Программа «Волшебный песок» соответствует требованиям Стандарта, адресована всем участникам образовательных отношений, участвующим в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и охватывает все основные образовательные области в двух возрастных периодах (от 5 лет до 7/8 лет).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка Программа ориентирована на сохранение уникальности и самоценности детства при любых вариантах его развития. Уважение личности всех субъектов образовательного процесса – основа реализации Программы.

В Программе учитываются возрастные и индивидуальные потребности ребенка, связанные с его социальной ситуацией развития и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

Специфической особенностью Программы является коррекционная направленность воспитательно-образовательной работы. В рамках возрастного, деятельностного и дифференцированного подходов к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличительной особенностью данной Программы является выделение специфических коррекционно-педагогических задач, направленных на развитие и коррекцию индивидуальных познавательных, речевых и эмоциональных нарушений детей в процессе занятий с песком, а также на формирование эффективных социально – коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками и взрослыми.

1.2 Цель и задачи Программы

Цель Программы: развитие и коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер воспитанников, имеющих проблемы познавательного и речевого развития через использование игр с песком.

В соответствии с этой целью формируются Задачи:

1.3 Теоретические основы обучения детей на занятиях

по работе с песком

В работе с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития, приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.

Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости, а также для нахождения контакта с детьми с аутистической симптоматикой организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.

В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей имеющих проблемы познавательного и речевого развития с использованием метода игровой песочной терапии.

Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом.

Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у воспитанников имеющих проблемы познавательного и речевого развития устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние воспитанников.

Сюжетно-тематическая организация занятий с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития, включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильного восприятия; на развитие познавательной деятельности, коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевые инструкции , сопровождаемые действием; дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

1.4 Принципы и подходы к образованию детей дошкольного возраста

В соответствии со ФГОС ДО Программа построена на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения. Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Образовательное учреждение выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.

3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников образовательного учреждения) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

6. Сотрудничество образовательного учреждения с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники образовательного учреждения должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что учреждение устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).

8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности, возможности.

10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.

12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Примерная основная образовательная программа дошкольного образования задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых дошкольным образовательным учреждением разработана настоящая Программа и которые для него являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. Реализуя данный принцип, настоящая Программа разработана с использованием права выбора способов достижения ценностей, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.

1.5 Планируемые результаты освоения программы

Основные планируемые результаты:

Развитие мелкой моторики.

Развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание, речь).

Развитие творческого мышления, воображения и фантазии воспитанников.

Формирование позитивного отношения к своему «Я» и к сверстникам.

Совершенствование умения и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

1.6 Целевые ориентиры

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

•ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

•ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

•ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

•ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

•у ребенка развита крупная и мелкая моторика;

•ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

•ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Педагогическая диагностика

Технология мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программного материала

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программного материала обеспечивает комплексный подход к оценке результатов, позволяет осуществлять оценку достижений детей.

Мониторинг проводится педагогом в начале и в конце учебного года.

Объектом мониторинга выступает качество образовательной области познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.

В нашем мониторинговом исследовании используются следующие способы получения информации:

Принята трехуровневая оценка освоения программного материала:

«Достаточный» - 2 балла – у ребёнка сформированы целевые ориентиры;

«Ближе к достаточному» - 1 балл – у ребенка недостаточно сформированы целевые ориентиры;

«Недостаточный» – 0 балл – у ребенка не сформированы целевые ориентиры.

Оформление результатов мониторинга представлено в виде таблицы:

№ п\п

ФИО ребенка

Освоение техникой песочного рисования ребенком

(владение техниками рисования песком)

Уровень развития психо-моторного развития ребенка

(координации, внимания, усидчивости речевой деятельности, образной памяти).

Проявления творческих способностей

(мотивация на изобразительную деятельность, воображение, оригинальность).

Уровень развития эмоциональной сферы и познавательной активности ребенка (умение видеть красоту в окружающем мире и передавать ее, используя песочную технику)

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Реализация программы в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Содержание психолого-педагогической работы с детьми дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» и ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Методы:

Наглядные методы включают в себя:

Словесные методы:

Практические методы:

Формы:

Индивидуальные игры. Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Групповые игры. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Так же позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

2.3 Основные направления программы

Игровая деятельность

Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

Эмоционально – волевое

Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

- снизить уровень нервно – психического напряжения; - способствовать возникновению положительных эмоций.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

Развивать умение слушать и слышать друг друга.

Сенсомоторное

Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

2.4 Основная идея программы

Основная идея программы – используя игры с песком и водой, кинетическим песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Для реализации программы необходимы:

1.Песочница.

2.Песок.

3.Кинетический песок.

4. Фигурки:

Человеческие персонажи

Сказочные герои (злые и добрые)

Животные (домашние, дикие и др.)

Транспорт (наземный, водный, воздушный, и др.)

Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)

5.Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, шишки, и пр.)

6.Бросовый материал (трубочки, цветной картон).

7.Пластиковые или деревянные геометрические

фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.) 8.Пластиковые трубочки с отверстиями;

9.Совочки, грабельки, стаканчики, сито.

Условия проведения занятий с песком:

1.У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

3.2 Комплексно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Программное содержание

Сентябрь

1

«Песочек»

2

Познакомить детей с песком. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, кругозор детей.

2

«Пятнышки»

3

Учить детей проводить четкие пятна при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков.

3

«Кучки»

1

Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков.

4

«Насыпушки»

2

Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе.

Октябрь

5

«Мышки в норках»

3

Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.

6

«Найди шарик»

2

Знакомство с качеством предметов – размером, формой.Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

7

«Точки»

1

Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

8

«Палочки»

2

Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков.

Ноябрь

9

«Отпечатки наших рук»

2

Закреплять умение рисовать ладонью. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

10

«Тарелка с баранками»

2

Учить рисовать круги нужного размера.Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

11

«Цветные заборчики»

1

Развитие у детей сенсорного восприятия. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

12

«Домашние животные»

3

Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных. Развивать мелкую моторику, поддерживать положительный эмоциональный настрой детей. Развивать внимание, воспитывать интерес к окружающему.

Декабрь

13

«Кто где живет?»

3

Способствовать релаксации детей при играх с песком. Развивать тактильное восприятие. Закреплять представление о диких и домашних животных и их месте жительства.

14

«Угощения для животных»

2

Закрепить знания детей о свойствах песка: песок- сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный.

15

«Кто к нам приходил?»

2

Развитие зрительного и тактильного восприятия.

16

«Новогодние украшения»

1

Научить детей рисовать на песке. Развивать творческие способности детей. Воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования.

Январь

17

«Секретики»

4

Развивать интерес к играм с песком. Учить элементам поисковой деятельности (что нужно сделать, чтобы найти секретики в песке.) Закрепить правила безопасности при работе с сухим песком.

18

«Колеса»

4

Учить составлять изображение колес из знакомых простых форм пятна. Продолжать работу по закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования кончиком пальца. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы.

Февраль

19

«Необыкновенные следы»

3

Развитие тактильной чувствительности, воображения.

20

«Дорожки»

1

Научить детей новому способу - отпечаток ладони. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе.

21

«Что спряталось в песке?»

1

Развить у ребенка способность представлять предметы по их словесному описанию.

22

«Чьи это следы?»

3

Продолжать знакомить со свойствами песка. Формировать представление о понятиях большой, маленький. Учить соотносить следы на песке и объекты.

Март

23

«Я пеку, пеку, пеку…»

1

Развивать тактильные ощущения, умение делать куличики из песка с помощью формочек. Воспитывать желание участвовать в совместных со сверстниками играх с песком.

24

«Песочные прятки»

1

Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

25

«Солнышко»

3

Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

26

«Улиточки»

3

Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

Апрель

27

«Дождик»

2

Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

28

«Найди домик»

2

Знакомство с геометрическими фигурами, развитие логики, мышления.

29

«Ветер»

3

Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

30

«Игры с решетом»

1

Развитие тактильных ощущений. Воспитывать самостоятельность в работе.

Май

31

«Колобок»

2

Продолжать закреплять умение рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

32

«Мячики»

2

Закреплять умение рисовать круги с использованием декоративных элементов. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

33

«Угощения друзьям»

1

Знакомство со свойствами песка, развитие моторики, координации движений.

34

«Песочные узоры»

3

Дать детям понять, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.

3.3 Расписание занятий дополнительной образовательной услуги (кружка) «Волшебный песок»

№ п/п

День недели

Время

1

Вторник

Первый год обучения

Второй год обучения

16:00 – 16:30

16:40 – 17:10

2

Четверг

Первый год обучения

Второй год обучения

16:00 – 16:30

16:40 – 17:10

3.4 Учебный план

Продолжительность занятия дополнительной образовательной услуги «Волшебный песок» и их количество представлены в таблице:

Группа

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество

в учебный год

Длительность занятий

Количество детей

Разносозрастная

2

8

72

20 минут

10 детей

2.5 Способы и направления поддержки детской инициативы

В рамках реализации программы используется метод проектов, он позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес. Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности.

Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи:

Проектная деятельность, как педагогов, так и дошкольников, существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

Проект как способ организации жизнедеятельности детей обладает потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе.

Педагогическая диагностика

Технология мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программного материала

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программного материала обеспечивает комплексный подход к оценке результатов, позволяет осуществлять оценку достижений детей.

Мониторинг проводится педагогом в начале и в конце учебного года.

Объектом мониторинга выступает качество образовательной области познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.

В нашем мониторинговом исследовании используются следующие способы получения информации:

Принята трехуровневая оценка освоения программного материала:

«Достаточный» - 2 балла – у ребёнка сформированы целевые ориентиры;

«Ближе к достаточному» - 1 балл – у ребенка недостаточно сформированы целевые ориентиры;

«Недостаточный» – 0 балл – у ребенка не сформированы целевые ориентиры.

Список литературы

11. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010. – 74с.

12. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

13. МариеллаЗейц. Пишем и рисуем на песке. – М.: ИНТ, 2010. – 94 с.

14. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В.. Песочная терапия в развитии дошкольников. – ООО «ТЦ Сфера», 2014. – 64 с.

Приложение 1

Конспекты занятий дополнительной услуги «Волшебный песок»

Цель. Познакомить детей с песком. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, кругозор детей.

Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка ...»

Цель. Учить детей проводить четкие пятна при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков.

Воспитатель и дети оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и пальцев, а затем дополняют отпечатки камешками, ракушками и т. д.

Цель. Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков.

Воспитатель подводит группу детей к песочнице. Раздает детям совочки. Показывает, как можно собрать песок в кучку руками и при помощи совочка. Предлагает детям сделать кучки из песка.

Цель. Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе.

А вот и песочная страна, где живут друзья песочной Феи. Посмотрите, как здесь пусто и тоскливо. Нет ни солнышка, ни радуги. Один песок. Но этот песок не простой, он волшебный. Он может чувствовать прикосновения, слышать. Прежде чем подойти и потрогать песочек, нам нужно с вами повторить правила пользования песком.

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна.

Обижать детей нельзя!

Воспитатель предлагает детям потрогать песок, положить ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий, рассыпается, сыпется, сыпучий).

Цель. Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.

Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.

Цель. Знакомство с качеством предметов – размером, формой. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

Цель. Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

Воспитатель предлагает детям сделать отпечатки на песке кончиками своих пальцев. Можно отпечатками пальцев нарисовать дорожку, солнце.

Цель. Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков.

Педагог показывает детям как можно на песке нарисовать палочки. Дети повторяют за воспитателем, проводят линии сверху вниз, ритмично чередуя их.

Цель. Закреплять умение рисовать ладонью. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.

Цель. Учить рисовать круги нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

Воспитатель предлагает детям нарисовать тарелку с баранками. Дети рисуют круги разного размера.

Цель. Развитие у детей сенсорного восприятия. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

Цель. Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных. Развивать мелкую моторику, поддерживать положительный эмоциональный настрой детей. Развивать внимание, воспитывать интерес к окружающему.

Песчинка очень любит делать сюрпризы. Вот и сегодня для нас в песке она оставила сюрприз. Давайте погрузим руки в песок, и поищем, что же там спрятано? Не доставайте то, что нашли, ощупайте и догадайтесь, что это? Попробуйте угадать. (Дети погружают руки в песок и находят там фигурки животных.)

- Давайте расскажем, что мы нашли в песке. А я буду первой. - Я нашла в песочнице корову, а ты, Настенька? Дети по очереди отвечают.

13. «Кто где живет?»

Цель. Способствовать релаксации детей при играх с песком. Развивать тактильное восприятие. Закреплять представление о диких и домашних животных и их месте жительства.

Педагог показывает детям картинки диких и домашних животных, дети называют их. Затем предлагаются силуэты животных, и дети насыпают песок поверх силуэта.

14«Угощения для животных»

Цель. Закрепить знания детей о свойствах песка: песок - сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный.

Педагог предлагает «выпечь» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тор­тики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая его рукой или совочком. Затем нужно «угостить» животных.

15.«Кто к нам приходил?»

Цель. Развитие зрительного и тактильного восприятия.

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания – игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

Цель. Научить детей рисовать на песке. Развивать творческие способности детей. Воспитывать интерес к нетрадиционным способам рисования.

Вначале изображаем елочную игрушку. Для этого обратной стороной кисточки в центре картины рисуем круг. Наносим узор на елочную игрушку. Готовую работу украшаем декоративными камнями.

Цель. Развивать интерес к играм с песком. Учить элементам поисковой деятельности (что нужно сделать, чтобы найти секретики в песке.) Закрепить правила безопасности при работе с сухим песком.

Педагог напоминает правила безопасности при играх с песком.

Сообщает о том, что приготовил ребятам сюрпризы, которые нужно найти в песке. Правила: искать, используя подручные средства, не мешать друг другу, после обнаружения с сюрпризом можно поиграть в песке (построить, что-то, или спрятать для друга, обменяться игрушками).

Цель. Учить составлять изображение колес из знакомых простых форм пятна. Продолжать работу по закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования кончиком пальца. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы.

Предложить кончиками пальцев нарисовать круги – колеса.

Цель. Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Цель. Научить детей новому способу - отпечаток ладони. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе.

Воспитатель с ребенком «шагает» по песку ладонями, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ! » Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

Цель. Развить у ребенка способность представлять предметы по их словесному описанию.

Взрослый предлагает ребенку, используя маленькие фигурки, построить песочную картину. После того, как работа завершена, ребенку необходимо рассказать о том, что у него получилось.

Цель. Продолжать знакомить со свойствами песка. Формировать представление о понятиях большой, маленький. Учить соотносить следы на песке и объекты.

Педагог с детьми оставляет разные отпечатки (камушек, ладонь, формочек и т.д.)

Цель. Развивать тактильные ощущения, умение делать куличики из песка с помощью формочек. Воспитывать желание участвовать в совместных со сверстниками играх с песком.

Воспитатель предлагает рассмотреть формочки. Детям предлагается испечь печенье из песка.Действуя с сухим песком, воспитатель подводит детей к выводу, что из сухого песка нельзя ничего вылепить. Спрашивает, что можно сделать, чтобы получились куличики. После полива песка водой и перемешивания идет совместная деятельность по лепке из песка с использованием совочков и формочек.

Цель. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку – «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками и взрослыми

Цель. Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

Предложить детям нарисовать солнышко с лучиками. Ребенок на песке рисует круг; украшает лучики солнца макаронами.

Цель. Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

Выполнение движений кончиками пальцев, рисование кругов и спиралей.

Цель. Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Цель. Знакомство с геометрическими фигурами, развитие логики, мышления.

Разровняйте песок и, взяв несколько формочек, оставьте на песке их отпечатки. А теперь скажите, что это домики, что настал вечер и фигуркам нужно возвращаться по домам и ложиться спать. Кто же в каком домике живёт? Уровень сложности можно менять, используя сначала простые геометрические фигуры, а позже – детали сложных форм, а также увеличивая количество игрушек. В процессе поисков домика достаточно проговаривать всё, что происходит: называть формы, обращать внимание ребенка на характеристики предметов (форму, цвет, размер), задавать вопросы о формочке, уточняющие представление о предмете (какого цвета звезды, что ест пчела, какие части тела есть у котика и т.д.).

Цель. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. ... Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Цель. Развитие тактильных ощущений. Воспитывать самостоятельность в работе.

Воспитатель показывает, как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»).

Цель. Продолжать закреплять умение рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

Предложить детям нарисовать Колобок. Дети рисуют круг, кончиками пальцем точки – глаза, нос; затем рот.

Цель. Закреплять умение рисовать круги с использованием декоративных элементов. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

Вначале нарисовать круг - мячик. Нанести узор на мяч. Готовую работу украшаем декоративными камнями, ракушками.

Цель. Знакомство со свойствами песка, развитие моторики, координации движений.

Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки. Для этого используются разные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.

Цель. Дать детям понять, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Пример: сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу – из треугольников.

Приложения 2

«Ритуал Входа»

Дети встают во круг песочницы и чистые руки ставят на края бортика. В углу песочницы сидит «Волшебный мешочек». Педагог просит прислушаться ребят, раздается храп, «Волшебный мешочек» спит. Педагог предлагает его разбудить, так как в нем храниться волшебный песок, который нам нужен для занятия.

Все отходят на шаг назад и говорят, делая все движения:

Мы ногами топ, топ, топ

Мы руками хлоп, хлоп, хлоп

Мы чуть, чуть попрыгаем

Ножками подрыгаем

Очень сильно хлопать будем и мешочек наш разбудим.

В момент когда дети сильно хлопают, просыпается волшебный мешочек:

И мешочек вдруг проснулся Всем ребятам улыбнулся!!!

(Мешочек начинает здороваться и знакомиться с ребятами). После этого он предлагает поделиться с каждым ребенком своим песком. Дети подставляют ручки и каждому из мешочка достается немного «волшебного» песка, который они потом высыпаю в песочницу и начинают пальчиками перемешивать. Весь песок в песочнице становиться волшебным!

Можно приступать к занятию, но сначала с песком надо поздороваться:

Дети кладут обе ладошки в песочницу и говорят нажимая на песок:

Здравствуй, здравствуй, наш песок!

«Ритуал выхода»

Ребята по горсточке песка всыпают в «Волшебный мешочек», он завязывается, чтоб песок не просыпался, прощается со всеми ребятами, озвучивая при этом успехи ребят за данное занятие. Садиться в уголок песочницы.

Дети ставят раскрытые ладошки на песок и говорят:

Спасибо милый Наш песок

Ты всем нам подрасти помог

В ладоши наши посмотри Мудрее стали ведь они!

Поднимают руки, и начинают разглаживать свои отпечатки, говоря : До свидания Песочек!

«Игры с песком»

Упражнение "Здравствуй, песочек" Цель: снижение психоэмоциональго напряжения.

Дети различными способами дотрагиваются до песка.

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).

Давайте с ним поздороваемся: "Здравствуй, песочек!".

Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? …Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом.

А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

Вы слышите, как он смеется?...

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Упражнение " Холодно - горячо"

Цель: учиться слушать другого, возможность выражения позитивных эмоций

Задача: взаимодействие, четкое выполнение инструкции

Инструкция: сейчас ты отвернешься, а я в песочнице спрячу игрушку. Нужно найти ее, выполняя инструкцию. Если я говорю: «холодно», значит ты удаляешься от игрушки, а если «горячо» - находишься рядом.

Анализ: понравилась ли тебе игра? легко или трудно тебе было выполнять инструкцию? что для тебя было легче искать игрушку или помогать ее искать

Упражнение "Секретик"

Цель: возможность выражения позитивных эмоций

Задача: выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности

Инструкция: Под прозрачное стеклышко (без острых краев) кладется картинка и засыпается песком. Необходимо найти «секретик» и аккуратно раскопать его. Объяснить что увидел, придумать рассказ и т.д.

Анализ упражнения: что увидел? что хочешь рассказать? понравилось ли играть? .

Приложение №3 «Рисование песком»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области