Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Что мы знаем о знаках препинания методические рекомендации

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Что мы знаем о знаках препинания (методические рекомендации)

Пробудить интерес учащихся к русскому языку – важная задача языковеда. Привлекая внимание учеников к русскому языку, педагоги обычно используют лексический материал, реже – грамматический. Многие учащиеся считают, что пунктуационные ошибки – что-то второстепенное, погрешность, которую не стоит принимать во внимание. Нужно поколебать это убеждение. С этой целью полезно познакомить учащихся с персонажем рассказа А.П.Чехова «Мыслитель» - тюремным смотрителем Яшкиным, который убежден в том, что «в русском языке очень много лишних знаков препинания». На робкое возражение «мыслитель» отвечает тирадой, полной негодования;

- Уж это вы оставьте. Никакого значения не имеют ваши знаки препинания. Одно только мудрование…Наставит десяток запятых в одной строчке и думает, что он умный…Наш товарищ прокурора Меринов после каждого слова запятую ставит. Для чего это? Милостивый государь – запятая, посетив тюрьму такого-то числа – запятая, я заметил – запятая, что арестанты – запятая…тьфу! В глазах рябит! Да и в книгах то же самое…Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд… Для чего это?

- Наука того требует…

- Наука… Умопомрачение, а не наука…Для форсу выдумали…пыль в глаза пущать… .

Этот литературный отрывок не только вызовет улыбку слушателей, но и позволит предложить классу такие вопросы: «Что такое пунктуация?», «Сколько в русском языке знаков препинания?», «Для чего они нужны?»

В заключение беседы учитель расскажет о принципах русской пунктуации, подчеркнет ведущую роль грамматического принципа и то, что разные принципы часто действуют одновременно.

Учащиеся должны ясно представлять себе, что цель пунктуации – облегчить общение между пищущим и читающим, легко и правильно понять написанное.

Прекрасной иллюстрацией действия логического принципа служит эпизод, рассказанный К.Паустовским в книге «Золотая роза» (глава «Случай в магазине Альшванга»). Опытный корректор Благов превратил «раздерганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, очень талантливый» рассказ Андрея Соболя в «прозрачную, литую прозу», где «все стало выпуклым, ясным», а «от прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени». При этом в рассказе не было изменено ни одного слова. Что же сделал корректор? Благов ответил так:

- Да просто расставил все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, мой милый. Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

О роли интонационного принципа хорошо сказал К.Станиславский:

В этих интонациях есть какое-то воздействие на слушателей, обязывающее их к чему-то: вопросительная фонетическая фигура – к ответу, восклицательная – к сочувствию и одобрению или к протесту, две точки – к внимательному восприятию дальнейшей речи и т.д.

Можно познакомить обучающихся и с героем рассказа А.П.Чехова «Восклицательный знак» - коллежским секретарем Перекладиным, который по-своему формулирует пунктуационные правила:

«Запятая ставится в разных местах, где надо и где не надо»; «Чем путанее бумага выходит, тем больше запятых»; «Ежели в бумаге перечислять чиновников, то каждого из них надо запятой отделять»; «Где запятой мало, а точки много, там надо точку с запятой»; «А точка в конце бумаги ставится. Где нужно большую передышку сделать и на слушателя взглянуть, там тоже точка»; «После всех длинных мест нужно точку, чтобы секретарь, когда будет читать, слюной не истек» и др.

Учащиеся анализируют эти «формулировки» правил, сопровождая их необходимыми критическими замечаниями по поводу действия в них разных пунктуационных принципов.

Затем учитель обращает внимание учащихся на то, что пунктуацию можно изучать с разных точек зрения. Орфографическая и пунктуационная грамотность – это важное качество каждого образованного человека. Поэтому в школе изучается пунктуация преимущественно с практической точки зрения.

Этимологическая точка зрения. Чеховский «мыслитель» возмущался : «А иной франт, мало ему одной точки зрения, возьмет и натыкает их целый ряд». Употребив слова точка и натыкать, «философ» и не подозревал, конечно, что это исторически однокоренные слова.

Лексическая точка зрения. Мы открываем книгу Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания» и видим, что названия некоторых глав имеют прямое отношение к пунктуационным понятиям. Например, главы «Троеточие», «Цап-царапыч ставит точку», «Точка, и ша!»

Литературоведческая точка зрения. Судьба знаков препинания иногда «решалась» в ходе дискуссии между представителями разных литературных направлений (интересен с этой точки зрения «Технический манифест футуристической литературы»).

Занятия, посвященные пунктуации, учитель может закончить словами Ф.И. Буслаева, теоретика логического, или смыслового направления: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему». 

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области