Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через РДШ в МБОУ "Тинская СШ №3 им. В. Т. Комовича"
Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Это необходимость также научить школьников критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критику. Гуманистическое воспитание, в нынешнем обществе, одной из своих задач ставитвозрождение традиций русской ментальности,чувства патриотизма.
В нашей школе накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся. Это направление отображено в программах: Духовно-нравственное воспитание личности ООП НОО и Воспитание и социализация ООП ООО.
В соответствии с воспитательной системой школы воспитание охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, а также общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды. Т.е. гражданско – патриотическое воспитание строится на принципах воспитания учащихся в четырех плоскостях, через «Урок - Внеурочную деятельность – Семью – Сообщество».
Формирование гражданско-правовых аспектов воспитания начинается еще в начальной школе. Программы выстроены в соответствии с возрастными особенностями школьников. Изучение «Окружающего мира» помогает воспитывать не только любознательность, но и понимание себя как частицы великого государства.
Приоритетным направлением государственной политики в РФ являются вопросы воспитания социально активной, гармоничной личности, в первую очередь, юного гражданина, наделенного всеми теми качествами, которые являются базовыми национальными ценностями – любовь к Родине, родному краю, готовность преданно служить многонациональному государству России, т.е. речь идет о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Что и отражено в главной цели создания по инициативе президента В.В.Путина новой детско-юношеской организации - РДШ
Поэтому в МБОУ «Тинская СШ№3» В 2016 году, был дан старт деятельности Российского движения школьников
У нас накоплен большой опыт, сложились свои традиции, но это не мешает, а наоборот помогает, сотрудничать с РДШ. Включение в состав РДШ открыло перед учениками нашей школы новые возможности, позволило расширить границы общения и сотрудничества с различными организациями
В школе разработан план работы по проведению дней единых действий РДШ. Одно из преимуществ такой формы - это возможность использования готовых методических разработок. Можно взять готовое, а можно сделать свое и поделиться этим с другими пилотными школами страны, что мы и делаем. Официальная страница регионального отделения в социальной сети «Вконтакте» позволяет это сделать оперативно и масштабно
В целях формирования гражданской активности обучающихся использовали Дни единых действий РДШ. Они различные и поэтому каждый ребёнок находит себе дело по своим интересам, что позволяет ему самореализоваться, поработать в коллективе единомышленников по всей России.
Фундаментальной основой гражданско-правового развития и воспитания являются программы по предметам истории, обществознания, литературы, ОБЖ, географии и включают знания о политической и правовой жизни, о правах и обязанностях человека и гражданина, об истории и традициях нашей Родины.
Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций.
В нашей школе определился круг мероприятий, которые проводятся ежегодно: «День знаний», «День учителя», «День матери», «Итоговый вестник», Акции «Помоги пойти учиться», «Недели добра», «Молодежь выбирает жизнь», «Обелиск», «Подари людям солнце- поделись теплом своего сердца», «Подарок ветерану» и.т.д.
В канун 9 мая в школе проходит Вахта памяти школьный митинг, проводятся уроки мужества, акция «Бессмертный полк», велопробег.
Важным аспектом Гражданско-патриотического воспитания является организация самоуправления, которое является важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность. У нас самоуправление представлено ДЮО «Гармония» и детской организацией «Страна Детства».
Деятельность школьного музея мы рассматривает как важное направление гражданско-патриотического воспитания: работа с музейными экспонатами, проведение тематических экскурсий, краеведческая работа, поисковая работа…
Российское движение школьников (РДШ) — общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников.
Российское движение школьников предоставляет детям возможность выбрать одно изчетырех направлений:
Учитывая важность и значимость патриотического воспитания в нашей школе, как и в других школах района, был дан старт деятельности Российского движения школьников.
Наш большой опыт и традициине мешают, а наоборот помогают, сотрудничать с РДШ. Включение в РДШ открыло перед учениками нашей школы новые возможности, позволило расширить границы общения и сотрудничества с различными организациями.
В школе разработан план работы по проведению дней единых действий РДШ. Одно из преимуществ такой формы - это возможность использования готовых методических разработок. Можно взять готовое, а можно сделать свое и поделиться этим с другими школами страны, что мы и пытаемся делать. Официальная страница регионального отделения в социальной сети «Вконтакте» позволяет это сделать оперативно и масштабно.
Таким образом, практика использования такого инструмента как детская общественная организация, дает тот опыт социального взаимодействия, который позволит учащимся успешно адаптироваться и самореализовываться в условиях постоянно меняющегося социального пространства. Следовательно, РДШ на современном этапе выступает фактором социального становления личности ребенка и многогранном проявлении общественной и гражданской позиции жизни общества.
Я хочу более подробно остановиться на двух направлениях РДШ: военно-патриотическом и гражданской активности.
Военно- патриотическое направление представлено в нашей школе деятельностью объединения «Юнапрмеец», которое пришло в нашу школу в сентябре 2018 г.
Самым ярким и значимым событием в жизни юнармейцев стала церемония приема в «Юнармию» 8 мая 2019года. За год с небольшим наши юнармейцы принимали участие в культурных и спортивных мероприятиях;получали дополнительное образование и навыки оказания первой помощи, принимали участие в районной Вахте памяти, выступали с показательными выступлениями на школьном митинге ко Дню Победы и митинге, посвященном Дню памяти и скорби 22 июня
Регулярно «юнармейцы» занимаются строевой подготовкой и упражняются в разборке и сборке автомата Калашникова.
В направлении «Гражданская активность» более развита работа Волонтеров Победы.
В 2016 году в нашей школе был создан отряд «Волонтеры Победы», с целью воспитания гражданственности, как общечеловеческой нравственно-этической категории свободного человека и воспитание патриотизма в подлинном смысле этого понятия, воспитание любви к своей земле, к своему народу, к своему прошлому, к своей культуре и истории.
В состав волонтерской группы входит 20 обучающихся, 8-11 классов. Состав волонтеров меняется, потому что ребята заканчивают школу, и им на смену приходят другие ученики. Благодаря специалистам районного Молодежного центра «Галактика» у нас появились специальные накидки с логотипом «Волонтеры Победы» в которых мы проводим все наши акции.
Основные акции проводятся в формате дней единых действий.
В нашем школьном движении волонтеров имеется свой план акций и мероприятий, с которым волонтеры знакомят всех учащихся на школьной думе.
Самые значимые акции, проводятся на торжественном митинге 9 мая, это; «Георгиевская ленточка», «Звезда Победы», велопробег, «Рисуем Победу», «Бессмертный полк», «Знамя Победы» и т.д.
В 2018 году мы приняли участие в очень интересной акции видео роликов в формате (манекен-челлендж) ретроспектива #ПРОАРМИЮ, организатором этой акции был Краевой Дворец пионеров, это одна из самых запоминающихся акций. (ссылка на видео https://vk.com/proarmiuy)
При поддержке Тинского лесничества "Волонтёры победы" нашей школы приняли участие во всероссийской акции «Дерево победы». Благодаря ей не просто облагораживаются и озеленяются наши местности, так мы отдаем дань павшим в войнах. И, конечно, это весомый вклад в сохранение истории нашего поселка, района и края.
В сентябре этого года, волонтеры установили памятную табличку от благодарных жителей Нижнеингашского района воинам-интернационалистам,на могиле Дмитрия Граужиниса. Он героически погиб в Дагестане в 2002 году во время прохождения службы. Дмитрий учился в нашей школе и проживал в нашем поселке.
В декабре мы проводим три акции; 3 декабря –День неизвестного солдата, где ребята пишут письма участникам ВОВ с благодарностью за мир на Земле.
5 Декабря- Международный день волонтеров. В этот день в школе, прошла Всероссийская акция "Добрые уроки"! В Международный день добровольцев ребята посмотрели фильм "Волонтеры будущего", в котором собраны вдохновляющие истории юных волонтеров со всей страны от 10 до 17 лет.
Фильм «Волонтеры будущего» является частью всероссийской акции «Добрые уроки», реализуемой Ассоциацией Волонтёрских Центров и Российским Движением Школьников, при поддержке Минпросвещения России.
9 декабря-День героев Отечества. Волонтеры Победы нашей школы проводят в этот день акцию "Живым, чтобы помнили..." ребята на улицах поселка, раздают листовки в виде солдатских писем-треугольников с информацией о Героях России.
Волонтерское движение в школе развито очень широко. В копилке волонтеров школы очень много проведенных мероприятий .
Волонтерам кажется, что они нашли прекрасный путь, на который ступили. На этом пути главное не быть равнодушными и пассивными.
Я являюсь постоянным участником Краевого Семинар-совещания координаторов и кураторов РДШ Красноярского края. Считаю, что РДШ способствует формированию гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Опыт моей работы был представлен перед педагогами школы и школьными кураторами на районном слете РДШ.