Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Доклад на тему «Рубашки в стиле «Бохо» с национальным колоритом для мальчиков».

Способствовать сохранению национального культурного наследия, пробуждать у учащихся интерес к истории народа, его культуре через создание эскизов и изделий в национальном стиле.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБОУ «Хамагаттинская СОШ им. Е.М. Шапошникова» МО «Намский улус», РС(Я).

Доклад на тему: «Рубашки в стиле «Бохо» с национальным колоритом для мальчиков».

Выполнили: ученицы 10 кл.,

Хамагаттинской СОШ .,

Одинцова Диана,

Габышева Нина

Руководители: Бурнашева Т.И.

Потапова Д.Д.-

воспитатели пришкольного интерната.

2022г.

Содержание

Введение

Глава 1. . Из истории………………………………………………………..

1.1. История возникновения стиля «Бохо»………………………………

1.2.Стиль «Бохо- шик» в современной моде…………………………….

1.3. Особенности украшений бохо……………………………………….

1.4. Якутский национальный костюм: описание, история.

1.6. Якутский «халадаай»…………………………………………………

Глава 2. Практическая часть. Разработка коллекции в стиле «Бохо» с национальным колоритом для мальчиков…………………………………

1.1 Обоснование работы…………………………………………………….

2.1. Технология изготовления рубашки…………………………………....

2.2. Эскизы рубашек в стиле «Бохо» с национальным колоритом………

2.3. Выкройки рубашек………………………………………………………

2.4. Секреты шитья………………………………………………………….

2.5. Экономическое обоснование…………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………..

Приложение

Введение.

В последние годы набирает популярность стиль одежды Бохо в основном на женской одежде, а на мужской и мальчиковой национальной одежде почти не используется. Поэтому мы решили использовать данный стиль для создания коллекции национальных рубашек для мальчиков.

Цель нашего доклада: Создание коллекции одежды в стиле «Бохо» с национальным колоритом для мальчиков.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме

2. Нарисовать и создать эскизы в стиле бохо с национальным колоритом для мальчиков.

3. Сшить коллекцию.

Актуальность.

Мода многогранна. Каждый стиль одежды уникален и неповторим. Человек вправе выбирать свой стиль, выражая свое «я» посредством собственного, индивидуального выбора одежды. В последнее время внимание дизайнеров привлек стиль бохо, элементы которого появляются во многих коллекциях в тех или иных деталях. Стиль бохо в одежде сложно назвать модным. Скорее всего стиль бохо можно сравнить со стилем жизни, который влияет, как на выбор одежды, так и на жизненные устои, правила, предпочтения, мировоззрение.

Стиль бохо в одежде возник самостоятельно посредством смешивания таких стилей, как винтаж, гранж, кантри, готического и циганского стиля, этно и хиппи.

Этнические мотивы, национальная орнаменталистика, оригинальное сочетание разный фактур и разноплановые элементов в одежде позволяют создавать необычайные образы – загадочные, легкие, без банальности и стереотипов. Поэтому мы в своей коллекции выбрали стиль бохо с национальным колоритом для мальчиков.

Предмет: Коллекция одежды в стиле бохо с национальным колоритом.

Объект: Процесс создание коллекции одежды для мальчиков в стиле бохо с национальным колоритом.

Гипотеза: Если к скромным национальным рубашкам для мальчиков использовать асимметричный крой с прорезной национальный орнамент, то получится очень модная, практичная рубашка в стиле бохо с национальным колоритом.

Новизна: Использование в стиле этно -бохо асимметричный крой с прорезным орнаментом в национальных рубашках для мальчиков.

Практическая значимость: Практичность заключается в том, что эти рубашки можно будет носить на национальных праздниках, разных концертах, выступлениях и выставках, а также и в повседневной жизни.

Глава 1. Из истории.

1.1. История возникновения стиля «Бохо».

Бохо - это сокращенное от bohemian, то есть “цыганский” и “богемный”. Эти два значения слова bohemian сразу дают представление о стиле boho, он же бохо.

Бохо – не только цыганщина, это смесь цыганского стиля, очень крутого хэнд-мэйда, хиппи-, эко- и фолк-стилей. Бохо – это один из самых эклектичных стилей нашей эклектичной эпохи. Основная фишка бохо – это смешение дорогого с дешевым.

Сам термин «Бохо» произошел от слова Bohémiens — так называли жителей французской Богемии — области в центральной Европе 17 века, нынешней Чехии, а также цыган, ведущих кочевой и свободный образ жизни. Позже Богемой стали называть людей искусства — музыкантов, художников, поэтов, которые часто жили в недорогих цыганских кварталах, что в том числе влияло на их мировоззрение. Они вели свободный от правил и порой эксцентричный образ жизни, занимались творчеством, часто не имели стабильного дохода и относились к деньгам как к чему-то второстепенному. Художественные же истоки идеалогии богемного общества лежат в таком

направлении как прерафаэлизм, который в свою очередь имел огромное влияние на дальнейшее формирование стиля модерн (арт-нуво) и позже арт-деко.

Первой же, кто дал старт формированию стиля именно в одежде, можно назвать Джейн Моррис — женщину, которая вопреки викторианским канонам перестала носить корсет и заменила его на свободное платье. Она была натурщицей и музой художника Данте Габриэля Россетти — одного из крупнейших представителей прерафаэлитов.

Богемное общество долгие годы менялось и каждый раз его представители вносили какие-то свои детали в одежду, которую носили. Ввиду отрицания моды и каких-либо рамок, отсутствия порой финансов, представители богемы, будучи людьми крайне творческими, в своем образе сочетали несочетаемое, дорогое и дешевое, дополняли все аксессуарами, тем самым постепенно формируя стиль, который в итоге превратился в модный тренд и к 90-2000-м годам стал называться бохо-шик.

Ответить на вопрос о том, что конкретно входит в это направление и можно ли вообще его классифицировать как отдельный стиль, пожалуй, невозможно, так как он сочетает в себе очень много различных направлений, но можно выделить некоторые особенности:

— самыми дорогими деталями образа в стиле бохо чаще всего являются украшения и обувь. Одежда из секонд-хэнда вполне может сочетаться с дорогой, элитной бижутерией.

— украшения очень объемные, особенно удачно смотрится тяжелая металлическая бижутерия, монисты, крупные бусы и кулоны, длинные серьги. Чем больше, тем лучше в данном случае, главное уметь все сочетать. Важный элемент стиля — многоярусные браслеты во всем их разнообразии — от фенечек до массивного металла.

— струящиеся, легкие юбки и платья в цыганском стиле — это одна из самых популярных деталей, выбор рисунка на ткани также ограничивает лишь фантазия, но восточные и растительные мотивы обычно в приоритете.

— включения орнаментов этники, деталей стиля хиппи, элементов одежды унисекс и даже милитари, викторианских деталей, многое пришло из стиля арт-нуво. Главное в бохо отсутствие каких-либо рамок. Это прежде всего творческий подход к своему образу и художественное видение.

— одежда не должна выглядеть только что купленной, в ней должна быть некоторая творческая небрежность.

— неотъемлемой частью стиля являются элементы ручной работы, будь то украшения или же детали одежды.

— винтажные аксессуары, натуральные ткани, кружево, бахрома, бархат, джинса, мех, сочетание различных фактур и многослойность.

— часто в основе образа природные и сдержанные цвета, но яркие оттенки также приветствуются, также как и темные — черный, темно-синий, зеленый. Главное, гамма не должна быть «искуственной», никаких фосфорных, кислотных тонов!

— один из самых подходящих аксессуаров — шляпа. Лучше всего с широкими полями. Также удачно смотрятся различные платки и повязки на голову.

— прическа может быть практически любой, но классика — это длинные волосы, волны или легкие локоны, некоторая небрежность, различные косы или греческие прически. При этом короткая стрижка, боб или каре в стиле 30-х годов также отлично могут сочетаться с бохо-образом.

— обувь различная, но, опять же, чаще всего это либо сандалии, либо ковбойские сапоги.

стиль бохо — это абсолютная свобода в выборе одежды и аксессуаров, но также это направление, для которого крайне важно, чтобы человек сам мог чувствовать грань между ярким, смелым образом и безвкусицей. Это отсутствие моды, но в то же время тонкое чувство стиля. Это скорее не стиль, а целый образ жизни.

Бохо бывает трех типов:

- используются вещи самых разных стилей, но цвета подбираются в одной цветовой палитре – самый спокойный вариант бохо

- используются вещи одного стиля, эффект бохо создается пестротой деталей и трудносочетаемыми цветами

- смешиваются и трудносочетаемые стили, и трудносочетаемые цвета – самый сложный вариант бохо.

И все это щедро приправляется дешевым кичем! И еще надо все время балансировать на грани безумия и удобства. И чтобы результат был обаятельным, а не пугающим.

Бохо – необычный стиль, очевидно, что он подходит не всем и работать в нем сложно. Но он смешной, позитивный и в нем есть индивидуальность – и даже те, кто никогда не наденет вещь бохо с любопытством и уважением смотрят на тех, кто обладает достаточной смелостью и чувством юмора, чтобы добавить в свою жизнь немного бохо.

1.2.Стиль «Бохо- шик» в современной моде.

Особое распространение стиль «Бохо-шик» получил к 1830-м годам. В то время увеличивается количество людей искусства примкнувшим к французской богеме. Стиль превращается в культ личности, отрицающей материализм, частную собственность и концентрирующейся на творчестве и жизнь в коммуне. Слово «богемный», в те времена, приобретает оттенок свободы, тайного знания.

Стиль «Бохо-шик», пройдя через историю, появляется в культуре хиппи 1960-х годов. Движение хиппи объединяет в себе богемные идеалы: отрицание капитализма и материализма, жизнь-созидание, защита окружающей среды, утопичные идеалы. Приверженцы этой культуры концентрировали свое внимание на творчестве в жизни, привнося свои идеалы и в одежду. Костюмы хиппи объединяли в себе элементы исторических костюмов, этнических платьев и цыганских юбок. Хиппи отрицали главенствующий уклад жизни.

Стиль «Бохо-шик» 20-ого века, за многие годы не изменившись в своей основе, стал ассоциироваться с молодыми людьми, старающимися оградиться от материальных культур прошлых поколений. Богемный стиль дает основу многим стилям таким как «битник» и «хиппи».

В современной моде стиль «Бохо-шик» - один из самых ярких и насыщенных. Теоретики моды выделяют множество подстилей и направлений стиля «Бохо-шик», но существуют так же и общие характерные черты данного стиля: одежда отличается просторностью, не сковывает движения. Нет корсетов, утяжек и облегающих силуэтов; многослойность; сочетание в одном комплекте одежды большое количество декоративных элементов и украшений разного типа; цветовое разнообразие и яркость (не во всех направлениях стиля «Бохо-шик»); фактурность, одежда мягкая, немного шероховатая, истертая.

Существует несколько основных разновидностей стиля «Бохо-шик», каждый из которых имеет свои характерные черты и особенности. Чаще выделяют следующие разновидности данного стиля: «Бохо-классик», «Бохо-гламур», «Бохо-эко», «Бохо-хиппи», «Бохо-гранж», «Бохо-этно».

Стиль «Бохо-классик» предполагает использование дорогих и качественных тканей спокойных оттенков. Чаще всего в этом стиле используются такие ткани как бархат, жаккард, качественный трикотаж, шерстяное или хлопковое кружево. Силуэт свободный и объемный, подчеркнутая изысканная-небрежность так же присуща стилю «Бохо-классик». Обувь отличается удобством, чаще всего это на плоской подошве либо с небольшим широким каблуком.

Стиль «Бохо-гламур» предполагает использование легких прозрачных или полупрозрачных тканей. Часто при создании образа в стиле «Бохо-гламур» используют такие ткани как шифон, шёлк, гипюр и меховые отделки. Силуэт многослойный, развивающийся, струящийся, создает впечатление воздушности и легкости. Волосы предпочтительно носить длинные и волнистые, украшенные повязкой, венком или изысканной шляпой.

Стилю «Бохо-хиппи» присуще буйство красок и цветов. Отличительными чертами этого направления являются яркие детали, не сковывающий движения трикотаж, абсолютное отсутствие нижнего белья. В этом направлении стиля «Бохо-шик» вольно используются национальные и традиционные мотивы в любом своем сочетании. Аксессуары в стиле «Бохо-хипи» так же яркие и чаще всего самодельные, особое предпочтение отдается бисерным браслетам и деревянным бусам.

Стиль «Бохо-гранж» отличается свободной, немного великоватой спортивной одеждой с потертостями и дырками.

«Бохо-эко» во многом совпадает с винтажным стилем. Этот стиль отличается вещами с высоким уровнем экологичности. Стоит отметить, что экологичность в данном контексте понимается как безопасность окружающей среды, то есть процесс создание вещей не должен наносить вред окружающей природе. В стиле «Бохо-эко» нельзя использовать натуральный мех и кожу, химические красители при производстве одежды и ткани искусственного происхождения. В этом стиле часто используют многослойные хлопковые ткани с пожелтевшими кружевами, соломенные шляпы, длинные струящиеся юбки.

В стиле «Бохо-эко», присуще все мотивы стиля «Бохо-шик», но отличающийся использованием исключительно натуральных материалов и красителей в производстве одежды, обуви и аксессуаров.

Стилю «Бохо-этно» характерны яркие народные орнаменты, тесьма, контрастные цвета, вышивка и аппликация. Нельзя полностью перейти в этот стиль, народные мотивы должны быть элементами костюма, а не основной его составляющей. В стиле «Бохо-этно», можно отметить яркие орнаменты на шарфе, бахрома на одежде и другое.

Из всего разнообразия одежды в стиле «Бохо-шик» можно выделить базовые элементы, из которых и создается образ в стиле «Бохо-шик»: широкие футболки, свитера, туники; платья и юбки длины макси; шорты и джинсы с дырками и потертостями; наряды с национальными мотивами.

1.3. Особенности украшений бохо.

В последнее время стиль бохо стал необычайно популярным модным направлением. Он сочетает в себе несовместимые элементы и позволяет экспериментировать, воплощая самые смелые задумки. При этом украшения – это далеко не вспомогательный аксессуар, а важная деталь лука.

Своим появлением и названием стиль обязан цыганским племенам и вольным творцам, жившим в средневековой Европе (франц. bohemiens). Именно поэтому он отличается наличием разнообразных украшений. Ведь житьё вольного народа полно приключений и непредсказуемости. Они могут бедствовать, а потом неожиданно разбогатеть. Это нашло своё отражение в одежде и аксессуарах.

Украшения могут быть дорогостоящими и выполненными на заказ или, наоборот, сильно заношенными, купленными за бесценок.

Цыгане очень любят золото. Однако обилие золотых украшений сделало бы бохо стилем, не доступным для многих. Современные модницы заменили этот металл серебром или бижутерией. Сам термин «бохо» появился в 1960-х годах прошлого столетия.

Соединение, казалось бы, несовместимых вещей всегда привлекает большой интерес. Бохо-шик – это сплетение изысканности, естественности, лёгкости и экстравагантности.

Можно выделить следующие особенности стиля:

Бохо лишён шаблонности и будничности. Изделия должны быть изготовлены из природных материалов. Прекрасно дополняют украшения янтарь, малахит, сердолик и другие натуральные камни или их качественные копии. Камни должны быть заметными и яркими.

Часто используются ткани. Причём идеально сочетаются друг с другом кожа, бархат, кружево, шерсть и органза.

Украшения в стиле бохо способны стать ярким акцентом образа и перетянуть на себя всё внимание. В палитре цветов ограничений не существует. Поэтому аксессуары могут быть броскими и выделяться среди остальных предметов гардероба.

Направление предполагает сочетание нескольких цепочек и ожерелий разной длины, дополненных кулонами и подвесками. Также можно носить одновременно несколько колец.

Браслеты лучше комбинировать в несколько рядов. При этом они могут не совпадать по цвету, форме и габаритам, а также иметь различный декор.

Неотъемлемая составляющая лука – звенящие серьги с множеством мелких элементов. В моде многослойные браслеты на ногах, они могут быть независимым украшением или частью сандалий.

Во многих коллекциях именитых дизайнеров можно встретить бахрому. Уже на протяжении нескольких сезонов она не выходит из моды. Причём бахрома также представлена в самых неожиданных сочетаниях. Это могут быть серёжки в форме кистей, узенькие цепочки из шелковых ниток, кожаные браслеты, подвески с замшевой бахромой и многое другое.

Серьги с цепочками и съёмными деталями хорошо сочетаются с длинными юбками и платьями на хлопковой основе, а также ультрамодными рваными джинсами.

Особенно ценятся вещи с исторической ценностью, и далеко не каждое украшение попадает в эту категорию. Часто можно встретить аксессуары из чёрного серебра и родированного металла. Декоративная отделка и эффект состаренности придают украшениям винтажный вид.

Должно создаваться впечатление, что вещь досталась по наследству. В бохо-стиле важно раскрыть уникальность каждой персоны.

Изделия могут быть дополнены национальным орнаментом, узорами или необычными символами. Без них полноценный образ в бохо-стиле невозможен.

Многослойные кожаные и массивные металлические модели могут удачно сочетаться по фактуре и цвету вставок. Носить подобные украшения уместно весной и летом, в том числе во время пляжного отдыха, и с повседневными нарядами, и с более роскошными образами. Например, при грамотном подходе они идеально могут сочетаться с макси-платьями в богемном стиле.

Стиль бохо выбирают свободные и творческие люди, которые не боятся смелых и неожиданных решений. Подбирать украшения нужно осторожно и вдумчиво, чтобы находиться в гармонии с окружающей действительностью и чувствовать себя уверенно и спокойно.

Из всего вышеперечисленного можно сделать выводы, что стиль «Бохо-шик» зародился во Франции от кочующих племен - цыган, так же как слово богема. Изначально приверженцами этого стиля были люди искусства, такие как писатели, художники, а также интеллектуальная элита Франции. Стиль «Бохо-шик» стал родоначальником многих направлений культуры, таких как хиппи. Новую волну популярности этот стиль получил в начале 21-ого века, в настоящее время этот стиль популярен среди молодежи, а также среди знаменитостей.

Отличительными чертами стиля «Бохо-шик» являются длинные пышные юбки и сарафаны из хлопка, мешковатые майки и свитеры, шорты и джинсы с эффектом потертости. Одежда для этого стиля шьется чаще всего из натуральных тканей. В стиле «Бохо-шик» активно используются аксессуары: крупная бижутерия, объемные браслеты, объемные сумки с бахромой и вышивкой. Стиль «Бохо-шик» это прежде всего сочетание различных мотивов в себе. Этот стиль отличается удобством, экологичностью, объемными силуэтами.

1.4. Якутский национальный костюм: описание, история.

Национальный костюм во многом определяется такими факторами, как климат, история, культура. Например, в холодных странах в качестве деталей используются натуральные меха. Часто присутствуют вышитые на ткани национальные орнаменты или религиозная символика. В настоящие время в национальный костюм облачаются во время народных праздников и гуляний и для исполнения национальных танцев и песен.

Считается, что история традиционной одежды Саха начинается в XIII веке. Тогда для тепла использовались меха и кожа животных и грубое сукно. Украшалось одеяние национальным орнаментом, который наносился на ткань путем вышивки. Когда якуты освоили скотоводство, основным материалом стал мех домашних животных. Им же и декорировался костюм, например, нашивались манжеты или воротники. Помимо этого, одежа украшалась еще и бархатом. Одним из самых древних считается костюм тангалай. Представлял он собой изделие из сыромятной кожи с меховыми вставками в верхней части рукава. Талия была декорирована металлическими украшениями, по бокам присутствовали разрезы.

В якутском национальном костюме есть несколько традиционных элементов пошива. Наиболее популярный крой называется«оноолоох, бууктаах», и включает в себя следующие элементы: Рукав "буук". Пышный, свободный, иногда со сборками. "Оноо". Это складки на спинке костюма. Еще один крой "кытыылаах". Его особенностью является наличие широких полос из суконного материала на бортах костюма. Часто при декорировании используется красный цвет.

При пошиве одежды для женщин используются практичные и натуральные ткани, такие как, например, сатин и ситец. Для создания праздничных одеяний используется шелк и атлас. Женский национальный костюм подразумевает декорирование вышивкой, бисером и меховыми орнаментами. Традиционно представительницы прекрасного пола носили большое количество украшений. На голову надевались металлические или бисерные обручи с ниспадающими вдоль лица звеньями. Украшались и волосы - накосник носил название сухуох или киистэ и крепился с помощью ремешков из сыромятной кожи. Знаменитое нагрудное украшение - подвеска кэбихэр илисурэх, по форме напоминающая крест. При изготовлении использовались такие техники, как чернение и золочение. Большим количеством украшений выражалось уважение к женщине как к продолжательнице рода, кроме того, некоторые из них играли роль оберегов и талисманов.

Женская шуба называется саныйах. Изготавливается она из меха лисы, соболя и волка. Свадебный вариант украшается меховым узором в виде крыльев птицы. Полный костюм для бракосочетания включал в себя следующие элементы: покрывало на лицо - аннах, рубаха из сыромятной кожи, натазники - панталоны, ноговицы - гетры от колена до щиколотки, доха - меховая шуба с узором крыльев, дьабака - головной убор с выступом на макушке, немного напоминающий военный шлем. Конечно же, к свадебному одеянию прилагалось большое количество украшений: на голову, шею, руки.

Якутский мужской национальный костюм выглядел намного скромнее женского. Обязательно присутствовала меховая оторочка на воротнике и манжетах. Отличалась она объемом и высотой ворса. По краю подола, рукава, а также вдоль бортов шуб и накидок вышивались традиционные узоры, чаще всего синего, бежевого или коричневого цвета. Головной убор мужчины по форме напоминал военный шлем. Он делался из натурального меха. Благодаря завязкам, шея и уши были надежно защищены от ветра и морозов. Некоторые головные уборы украшались ушками, что символизировало связь с космосом и Вселенной. Другой элемент декора - полная луна или солнце, что означало продолжение рода. Также шапки иногда украшались пышными меховыми хвостами на макушке.

Обувь как для мужчин, так и для женщин представляла собой унты - тыс этэрбес. Они изготавливались из шкуры голени оленя - камуса, и прошивались войлоком. В такой обуви можно было комфортно чувствовать себя в мороз до 50 градусов ниже нуля. Еще один вариант - торбаза. Такая обувь делалась из сукна и кожи и подшивалась войлоком и шерстью. Отделывалась мехом рыжей лисы, чернобурки или бобра. Наиболее популярные цвета обуви: серый, бежевый, коричневый, черный. Конечно же, женский вариант украшался бисером, вышивкой, узорами из меха. Летняя обувь называлась тэрэхэ и представляла собой укороченные ботинки.

Якутский национальный костюм обладает рядом особенностей:

Натуральные материалы. Для пошива одежды использовалась кожа, замша, мех. При этом мех в основном играл роль утеплителя. Нашитый на края рукавов, он препятствовал проникновению холода.

Крой. Якутский наряд имеет прямой крой. Такая необходимость вызвана опять-таки холодным климатом широт.

Украшения. Якутские женщины издавна славятся своим мастерством расшивать бисером одежду. Это искусство передается от матери к дочери. Кроме бисера использовали подвески, которые издавали легкий звон, отгоняющий злых духов.

Крой одежды якутов был одинаков и для женщин, и для мужчин. Отличиями служили отделка, декор. Для пошива использовали материалы:

Неотъемлемой частью женской одежды являлись украшения. Таким способом подчеркивалось уважение к женщине-матери, так как якуты понимали, что численность народности, деторождение невозможно без женщины. Кроме того, украшения служили своеобразным оберегом.

1.5. Якутский национальный костюм в наши дни.

В традиционную одежду якуты облачаются в дни национальных праздников. Образцы повседневной и праздничной традиционной одежды также можно увидеть в исторических музеях. На сегодняшний день используется куда больший ассортимент тканей и разнообразных фасонов. Однако часто можно встретить и традиционные элементы национального костюма: например, современное свадебное платье и головной убор дьабаха. По всему миру знамениты украшения из Якутии как из драгоценных металлов, так и из бисера (техника работы с последним в некоторых семьях передается от матери к дочери). Современные якутские дизайнеры часто вдохновляются элементами национального костюма и используют их при создании современных моделей.

Современные технологии позволяют превратить якутский костюм в настоящее произведение искусства, которое является синтезом традиций и новаций. Такие наряды смотрятся сказочно. Для них характерны яркие краски и узоры, необычные фасоны. Однако, по мнению, модельеров, исторической точности данные костюмы в себе не несут. Источником вдохновения для дизайнеров служат герои якутских мифов и сказаний.

1.6. Якутский «халадаай»

Корни

Халадаай – традиционное якутское платье. Вместе с безрукавкой — кэhиэччик – и серебряными украшениями составляет праздничный женский костюм, надеваемый на главный летний праздник — Ысыах. В гардеробе якутов появилось несколько веков назад и, скорее всего, было заимствовано у жителей соседних регионов Сибири.Появление халадаая у якутов исследователи относят к периоду христианизации Якутии в середине XVII века. В это время активно развивались новые торговые связи, появились промышленные товары, в том числе мануфактурные ткани. В целом отмечается сильное влияние русской культуры на якутскую, которое коснулось и одежды.

Якуты XVII века. В старину на Ысыах и другие праздники люди надевали одежду, сшитую из традиционных материалов – меха, ровдуги, кожи. Женский праздничный наряд, например, состоял из натазников с ноговицей, ровдужной рубахи с меховой опушкой и бисерной отделкой, нарядной безрукавки, шубы – тангалай, нарядной обуви из ровдуги или камусов. Головными уборами служили: зимой — капор с меховой подкладкой или зимняя шапка с рожками , летом — теплый капор, начельник бастынга с задними подвесками, девушки надевали шапку ураа. Обязательными были металлические украшения из латуни или серебра. При этом все элементы одежды и декор имели символическое значение, и их использование строго регламентировалось — по наряду можно было узнать возраст, социальный статус и материальное положение владельца. Традиция демонстрировать через одежду свое благосостояние — одна из причин того, что на Ысыах надевали меховую одежду и головные уборы.

В середине XVII века традиционные материалы стали вытеснять ткани мануфактурного производства. Появились новые виды одежды, в их числе – халадаай. Праздничный женский наряд в этот период включал пальто — сон, платье халадаай, безрукавку-кэhиэччик, головной убор — дьабака, нарядную обувь из кожи, украшенную вышивкой, бисером или металлическими бляшками, рукавицы и серебряные украшения.

К концу XIX — началу XX века халадаай прочно вошел в быт якутов – его носили как дома, так и на праздники. Домашние халадааи шили из простых тканей, для праздничных выбирали нарядные и дорогие. На Ысыах женщины наряжались в праздничный халадай с безрукавкой — кэhиэччик, на головы повязывали шалевые платки или надевали шляпы. Этот вариант праздничного наряда с небольшими вариациями сохранился по сей день.

Ткани

Для пошива халадааев, и мужских, и женских, выбирали легкие, хорошо драпирующиеся ткани. Повседневные халадааи шились из ситца, дабы, полотна, тика. Они были преимущественно спокойных цветов и не отличались богатой отделкой. Для выходных платьев выбирали более дорогие ткани – атлас, парчу, тафту, шелк. Традиционную отделку из бисера и металлических бляшек со временем стали заменять более доступными: тесьмой, стеклярусом, шелковой нитью, сутажем. Ими декорировались ворот, подол платья, манжеты.

Цвет

Первоначально цвет не играл большой роли в традиционной одежде, так как последняя шилась из натуральных материалов, не отличавшихся богатой цветовой палитрой. Исключение составлял бисер, которым декорировалась одежда. В якутском костюме, как правило, использовались белый, синий и черный цвета. По мере распространения тканей цвет стал одним из главных средств выразительности костюма.

В якутской одежде цвет имел как символическое, так и утилитарное значение. Прежде всего он зависел от сезонного назначения изделия. Повседневные вещи были преимущественно нейтральных, темных тонов, праздничные костюмы отличались яркостью красок, сочетаниями контрастных цветов.

Символическое значение цвета во многом определялось его воплощениями в природе. Красный цвет — цвет крови — олицетворял душу, жизненную силу. Зеленый – цвет травы, пробуждающейся природы — символизировал молодость, расцвет жизни, бессмертие. Голубой — небесный цвет, символ Салгын-кут (небесной души) — знак развития, расцвета жизни. Жёлтый и белый – цвета солнечных лучей, снега — являются символом жизни, счастья, положительных сил природы, всего самого хорошего. Черный, темно-серый, коричневый — цвета матери Земли, земной души – Буор-кут.

Крой

В старинной одежде якутов, как и у других северных народов, преобладал преимущественно прямой крой, это объяснялось особенностями исходного материала – шкур животных. Он был более рациональным, к тому же прямая одежда лучше защищала от холода. С появлением мануфактурных тканей и под влиянием европейской культуры в традиционной якутской одежде закрепился трапециевидный силуэт, появились крой «оноолоох, бууктаах» (со складками, оборчатым рукавом) и дополнительные элементы: воротник, манжеты.

В начале XX века силуэт платья окончательно сформировался: якутский халадаай имел кокетку с застежкой спереди и большой отложной воротник. По линии груди пришивалась широкая прямоугольная оборка — фалда и фалбора, а иногда и две. Верхняя часть рукава сильно присбаривалась по окату, по низу притачивались узкие манжеты. Получившийся буф подчеркивал состоятельность владельца – чем богаче человек, тем пышнее рукав. По линии соединения фалборы и по низу манжет иногда пришивали тонкое черное кружево или кружево в тон платью. Мужской халадаай имел аналогичный крой, за тем лишь исключением, что был короче женского и декорировался более скромно. В таком виде халадаай дожил до середины XX века, когда под влиянием модных тенденций силуэт стал изящнее – появились приталенные платья, жилеты, пальто. Декор стал более простым, украшения из серебра сменили украшения из бисера. Традиционные элементы праздничного наряда сохранялись в отдаленных наслегах, где не так сильно сказывалось влияние городской культуры.

В первом десятилетии XXI века интерес к национальной одежде и украшениям начал возрождаться – надевать их на Ысыах становится повсеместной традицией. Однако, как отмечают исследователи якутского костюма, зачастую дизайнеры, стараясь осовременить наряд, не стремятся следовать традиционному крою, используя лишь некоторые его особенности. В результате одежда становится все более стилизованной, а незнание символики декора приводит к ошибкам в оформлении костюма. Так, например, мужскую праздничную одежду украшают растительным орнаментом, издревле характерным для женской одежды, головные украшения — бастынга и шапку-ураа, которые традиционно носили молодые женщины и девушки, сегодня можно увидеть и на пожилых женщинах.

Глава 2. Практическая часть. Разработка коллекции в стиле «Бохо» с национальным колоритом для мальчиков.

1.1 Обоснование работы.

В последние годы набирает популярность стиль одежды Бохо в основном на женской одежде, а на мужской и мальчиковой национальной одежде почти не используется. Поэтому мы решили использовать данный стиль для создания коллекции национальных рубашек для мальчиков.

Чтобы рубашки выглядели более эксклюзивными, мы использовали асимметрию и прорезные орнаменты, а основным материалом для шитья выбрали джинсу в сочетании с кружевным материалом , так как он самый удобный, экологичный, практичный и самый используемый материал для данного стиля. Для прорезного орнамента выбрали геометрический орнамент «Илим хараҕа» и «Биэс харах». Эти орнаменты подходят для мальчиков, так как они имеют смысл оберега, приносят удачу, изобилие и связаны с «Байанай»- богом охоты.

2.1. Технология изготовления рубашки. 

1.      Выполнение эскиза.

2.      Подбор и подготовка материала.

3.      Снятие мерки

4.      Выкройка на бумаге и основной ткани.

5.      Вырезание выкройки.

6.      Пошив рубашки.

2.2. Эскизы рубашек в стиле «Бохо» с национальным колоритом.

На первой модели рубашка состоит из асимметричной, кружевной кокетки с прорезным геометрическим орнаментом .На задней стороне рубашки имеется кружевная, фигурная кокетка, так же снизу притачен геометрический орнамент «Илим хара5а». Для законченного вида модели дополнили аксессуарами из конского волоса. На голове «Тымырдыйа», на запястье браслет, на шее кулон- харысхал «Клык».

Вторая модель нашей коллекции рубашка с воротником стойка. Состоит из кружевной, асимметричной, фигурной кокетки. Слева и сзади вышиты орнаменты- харысхал «Биэс харах». С левой стороны рубашки на полочке снизу притачена косая асимметричная вставка из кружевного материала с прорезным орнаментом. Модель также дополнили аксессуарами из конского волоса.

 Третья модель нашей коллекции рубашка с воротником стойка. На правой стороне маленькая, асимметричная, кружевная кокетка с прорезным орнаментом. На левой полочке вышит орнамент- харысхал «Биэс харах». Снизу полочки притачена вставка из кружевного материала с прорезным орнаментом «Илим хара5а», которая переходит до половины спинки. Дополнили аксессуарами браслет и «Тымырдыйа».

Таблица мерки

название

обозначение

назначение

1

Обхват груди

Ог

Определяет ширину полочки

2

Обхват шеи

Ош

Определяет величину горловины

3

Ширина плеча

Шп

Определяет длину плеча рубашки

4

Длина плеча

Дп

 Измеряется от основания шеи до плечевого сустава.

4

Длина руки

Др

Определяет длину руки

5

Высота груди

Вг

Измеряется от точки основания шеи до выступающей точки груди.

5

Длина изделия

Ди

Длина рубашки

2.3. Выкройки рубашек.

Для создания рубашек в стиле «Бохо» мы взяли классические выкройки национальной рубашки «Халадаай» и прямой рубашки.

Выкройка рубашки «Халадаай».

Рубашка халадаай - объемной формы, с кокеткой по полочке и спинке, может выполняться как из плотной шелковой ткани (тафты), так и легких тканей. По низу кокетки настрачивается в один ряд оборка. Рукав платья имеет объемную форму, с густой оборкой по окату, к низу рукава притачивается манжета.

Выкройка прямой, классической рубашки.

Для создания асимметрии выкройки национальной рубашки «Халадаай» и классической прямой рубашки разрезали пополам и соединили.

2.4. Секреты шитья.

·         При сборке изделия все детали предварительно сметываются (наметываются, приметываются) ручными стежками временного назначения, что облегчает их окончательное соединение и повышает качество машинных работ. 

·         Перед сметыванием детали складывают, как правило, лицевыми сторонами внутрь, совмещают контрольные метки и срезы и в нескольких местах.

·         При сметывании двух деталей по срезам неодинаковой длины, например, спинки и полочки по плечевым срезам, воротника с подворотником, борта с подбортом и т. п., операцию производят со стороны той детали, которую надо несколько «посадить», т.е. детали с большим срезом (верхнего воротника, подборта, клапана). 

·         Стачивание на машине производят со стороны, противоположной той, которая была обращена к работающему при сметывании.

·         Следовательно, детали, сочиняемые с посадкой, будут стачиваться со стороны более короткого среза. После стачивания нитки наметки удаляют и шов подвергают влажно-тепловой обработке.

2.5. Экономическое обоснование на примере одной рубашки.

Наименование материала

Условия цены за единицу измерения

Расход материала на изделие

Затраты на материал

1

Джинса рубашечная

550

1 м

550

2

Кружевной материал

800

20см

160

3

Флизелин

120

20см

24

4

Открытая кнопка

200

5 пар

100

5

Нитки

40

4 шт

160

Электроэнергия 

 5

3кВт/ч

15

1009

Заключение.

В ходе работы мы узнали историю возникновения стиля «Бохо», изучили орнаменты народа Саха и их значения. Научились вышивать на простой машинке, швом «Зигзаг».

Рубашки в стиле «Бохо» с национальным колоритом получились очень удобные, легкие, практичные и эксклюзивные. Мы довольны нашей работой. Эти рубашки нашей коллекции можно будет носить по отдельности или коллекцией на национальных праздниках, концертах и разных выступлениях.

Приложение №1

Библиографический список

Серошевский Вацлав Леопольдович. Якуты : опыт этнографического исследования / В. Л. Серошевский .- 2-е изд. - Москва : [б. и.], 1993. - 713 с.

Стиль бохо – двухсотлетняя история стиля [Электронный ресурс], - http://ladynumber1.com/lady/stil-bokho-dvukhsotletnyaya-istoriya-stilya.html - статья в интернете.

Стиль бохо-шик в одежде и интерьере [Электронный ресурс], - http://fb.ru/article/213465/stil-boho-shik-v-odejde-i-interere - статья в интернете.

Стиль бохо-шик [Электронный ресурс], - http://www.style-bay.com/?p=2806 – статья в интернете.

Носов Михаил Михайлович. Одежда и украшения якутов XVII-XX вв. [Текст] / М. М. Носов. - Якутск : Студия "TTL" : ЯНЦ СО РАН, 2010. - 93 с. : цв. ил., портр.; 21x28 см.

Национальный костюм народа Саха [Электронный ресурс], - FB.ru: https://fb.ru/article/441055/yakutskiy-natsionalnyiy-kostyum-opisanie-istoriya-poyavleniya-foto- статья в интернете.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области