Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Активизация развития познавательных процессов дошкольников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Активизация развития познавательных процессов дошкольников.

Г.Ф.Гимранова, воспитатель МБДОУ № 135

Одной из характеристик психологической готовности к началу школьного обучения является развитие познавательной деятельности. Познавательная деятельность дошкольников подразделяют на несколько составляющих.

*Кругозор – представление об окружающем мире, стране, городе, в котором живет, о животных, растениях, временах года.

*Развитие речи - содержательная, выразительная речь, грамматически правильная.

*Развитие познавательной активности, самостоятельности – любознательность, активность, задания выполняются с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных стимулах, широк круг интересующих вопросов.

*Сформированность интеллектуальных умений – анализ - в сравнении находит тонкие различия, синтез – установление закономерностей.

*Произвольность деятельности - ребёнок должен удерживать цель деятельности, намечать её план, выбирать адекватные (соответствующие) средства, проверять результаты, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.

*Контроль деятельности – ребёнок может сопоставить полученные результаты с поставленной целью, результаты усилий ребенка соответствуют цели.

*Темп деятельности ребёнка соответствует средним показателям возрастной группы

Закончится дошкольное детство, и мы хотим и должны как можно лучше подготовить детей к учебе в школе.

Главное для ребёнка – быть активным, сообразительным, раскрепощенным. Успешно учиться в школе он сможет, если будет управлять своим поведением, подчинять свои желания тому, что необходимо сделать. Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества также важны, как и умение читать и писать. Их надо развивать в первую очередь. Всего этого трудно, а может даже невозможно, достичь скучными для ребенка занятиями школьного типа. Как лучше организовать игры-занятия, которые увлекут малыша, будут ему интересными? Они могут быть достаточно сложными, но не утомят дошкольника. Необходимо дать ребёнку возможность проявить выдумку, инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем много добиться в жизни. Самое главное, во время игры отмечать все достижения малыша, хвалить за успехи и не ругать за ошибки!

Дети, если их учить с любовью и уважением к ним, будут иметь способности и сообразительность, которые превзойдут все ожидания.

Игры для тренировки внимания.

Внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс (восприятие, мышление, память воображение) не протекают без внимания. Оно, как подсобный рабочий, обречено на их обслуживание. Чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является причиной плохой успеваемости в школе. Ребёнок не может заставить себя быть внимательным, ему необходима помощь взрослого, которая может состоять, например, в организации совместных игр на тренировку внимания.

Развивает концентрацию и устойчивость внимания.

По полю 3х3, 4х4, 5х5 взглядом перемещается воображаемая муха. (Клетки могут быть разного цвета). Перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит путем подачи команд «вверх», «вниз», «влево», «вправо». По одной из команд «муха» перемещается на одну (соседнюю) клетку. Ведущий подает несколько команд, игроки внимательно следят только глазами (без рук или указки).

Игру можно усложнять, увеличивая размер поля.

2.Цифры по порядку.

По таблице, с разбросанными в случайном порядке числами, провести счет по порядку, находя их в таблице.

5

3

9

2

4

1

6

8

7

8

5

15

9

10

1

12

4

6

13

7

11

14

3

16

2

3.Запретное слово.

Игра для развития произвольного внимания.

Ведущий задаёт вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее договариваемся. Например, это слово «нет».

После этого можно начинать задавать вопросы. Например, «Ты спишь в ванной?», «Снег белый?», «Ты был на Луне?», «Ты умеешь ремонтировать холодильник?» и т.п. Ошибкой считается, если названо запретное слово.

Игру можно усложнить, введя несколько запретных слов. Это могут быть разные цвета, формы предметов, их величина и т.п.

4.«Ухо, горло, нос…»

Ведущий стоит перед игроками и говорит: «Каждый будет закрывать то, что я называю». Игроки закрывает те части лица, которые называет ведущий: ухо, горло, нос, брови и т.д. При этом ведущий своими действиями пытается запутать игроков, закрывая другие части (говорит «нос», а закрывает глаз). Кто ошибается, тот выбывает из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.

5.«Шерлок Холмс».

Игра на развитие наблюдательности.

«Шерлок Холмс» внимательно изучает внешний вид партнера, затем выходит из комнаты, а партнер меняет некоторые детали внешнего вида. «Ш.Х.», зайдя в комнату, угадывает, что поменялось. Можно менять расположение предметов в комнате, мелкие детали на столе и т.п. Лучше начинать с 3-4 деталей, постепенно увеличивая.

6.Найди игрушку.

Взрослый описывает какой-то предмет (игрушку), находящуюся в комнате и предлагает найти предмет, о котором идёт речь. Ребёнок может задавать вопросы.

7.Что изменилось? (с использованием настольно-печатных материалов)

8.Найди отличия. И др.

Тренировка памяти.

Роль памяти в развитии ребёнка трудно переоценить. С её помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Легко запоминается то, что интересно, привлекает яркостью, необычностью, производит наибольшее впечатление.

Игры для развития памяти:

«Запомни предметы»

«Запомни картинки»

«Что изменилось?»

«Что убавилось или прибавилось?»

«Запомни стихи»

«Запомни рассказ» и т.д.

Развитие устной речи.

Игры на словообразование:

-придумать уменьшительно-ласкательное слово (или «Большой-маленький»): дом-домик, мяч-мячик, кукла-куколка, ключ, кровать, зеркало, шишка, кукла, жук, стекло, лес, часы, банка, графин, сапоги, перстень, лицо и т.д.)

-заменить слово прилагательным: из меха – меховая, из железа-железная, из камня, кирпича, соломы, шёлка, шерсти, золота, меди, олова, пуха, кожи, фарфора, глины, бумаги, картона, …)

-назвать слово во множественном числе (стол-столы, глаз-глаза, лист-листья, крыло, круг, утенок, окно, день, пень, лоб, ветер, платье, ухо, медвежонок, бельчонок и т.д.)

Игры на расширение словарного запаса:

-назвать детенышей животных: волк-волчонок, лиса-лисёнок, заяц, медведь, мышь, ёж, кролик, корова, коза, овца, лошадь, утка, гусь, курица и т.д.

-кто чем занимается? (строитель, повар, врач, учитель, ученик, пианист, писатель, портниха, прачка, уборщица, фотограф, продавец, покупатель, художник, музыкант)

-кто как передвигается? (человек, птица, рыба, змея, кузнечик)

-что бывает круглым? (длинным, легким, зеленым, холодным, острым, сладким, шерстяным, глубоким, высоким, тяжелым, легким, колючим, горьким, соленым и т.д.)

-кто как подает голос? (корова- мычит, лошадь -ржёт, коза, свинья, собака, волк, медведь, тигр, змея, ворона, кукушка, голубь, соловей, утка, курица, лягушка, комар, жук и т.д.)

«Скажи наоборот».

Назвать слово, противоположное по значению: добрый, старый, чёрный, светлый, большой, длинный, высокий, широкий, толстый, острый, весёлый, смелый, быстрый, горячий, густой, больной…

Игры на согласование окончаний в предложениях (что лежит на столе, чего не стало, на что я смотрю, чем я любуюсь и т.д.).

Игры на согласование имен существительных с другими частями речи:

-с прилагательными (синяя лента, синий василек, синее море)

-с именами числительными (5 домов, 5 пальцев, 5 марок, 5 кошек, 5 собак…)

-усвоение предлогов (на столе, в столе, под столом, у стола, за столом…)

-понимание логико-грамматических конструкций (девочка дарит цветы маме или мама дарит цветы девочке, хозяин этого дома или дом этого хозяина, мамина дочка или дочкина мама).

«Закончи предложение»

Развитие понятийного мышления. Ведущий начинает предложение, а игроки заканчивают его по аналогии.

Лимоны кислые, а сахар…

Собака лает, а кошка…

Лодка плывет, а машина…

Зимой холодно, а летом…

Трава зеленая, а небо…

Птица летает, а змея…

У человека две ноги, а у собаки…

Птицы живут в гнездах, а люди…

Балерина танцует, а пианист…

Дрова пилят, а гвозди… и т.п.

Развитие связной речи.

-Совместное рассматривание сюжетной картинки и его ответы на вопросы по её содержанию. Далее самостоятельный рассказ ребёнка.

-Составление рассказа-описания при рассматривании отдельного предмета с выделением и описанием его свойств или качеств (котенок маленький, пушистый, игривый, весёлый)

-Пересказ прочитанной сказки или рассказа, просмотренного мультфильма.

-Самостоятельное завершение недочитанного рассказа.

-Рассказ о событиях прошедшего дня, об интересной прогулке и т.д.

Произвольность поведения.

Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребёнка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте, нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда надо ответить или что-то спросить, поднять руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Писать можно только то и только там, где указала учительница. И каждое правило, каждое «надо» требует, чтобы ребёнок подчинял им свои действия, мысли, желания. Чтобы умел сдерживаться и контролировать поведение. Сформированность произвольной сферы позволяет быстрее адаптироваться к обучению в школе.

Упражнения на развитие произвольной сферы.

1.«Раскрась фигуры».

Просим раскрасить геометрические фигуры цветными карандашами, предупредив, что он должен делать это очень аккуратно. Как только появляется небрежность, работа прекращается. В 6-7 лет ребенок аккуратно закрашивает 15-20 фигур.

2.Копирование образца.

Просим ребёнка, как можно точнее, скопировать образец. Большинство дошкольников справляется с этим заданием с небольшим отклонением точек от строки или столбца.

. . . . . . . .

. . . . . . .

. . . . . .

. . . . .

. . . .

3.Рисование узоров (графические диктанты)

4.«Да и нет не говорить, чёрное с белым не носить».

В этой игре сначала запретным может быть одно слово, затем количество увеличивается. В игре можно задавать такие вопросы, на которые трудно сразу ответить, не используя запретные слова:

-Был ли ты в поликлинике?

-Какого цвета халаты у врачей? И т.д.

Один из вариантов этой игры «Вы поедете на бал?»

Элементы психотерапии в работе воспитателя.

«Я не могу, у меня не получается!» Все чаще можно слышать от детей такие слова. Поэтому психотерапия начинается тогда, когда ребёнок переступает порог групповой комнаты. Воспитатель встречает его в высшей степени дружелюбно. Особенно, если ребёнок пришел впервые. Покажите ему группу, всё, что в ней находится, особенно игрушки. Предложите ребенку то, что ему понравилось больше всего. И если ребёнок не возражает - подключите к игре.

Несколько слов о поощрении. Один из важнейших элементов психотерапии – поощрение, которое выражается в вербальной (словесной) или невербальной (жесты, улыбка, похлопывание, прикосновение) формах.

*Ребёнка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественнее.

*Ребёнка нужно поощрять теми способами, которые ему больше всего нравятся.

*Ребенка нужно хвалить постоянно, даже, если у него ничего не получается, а при малейшей удаче, тем более.

Занимаясь с ребёнком, сидите справа от него. Правая сторона – это будущее. Когда вы находитесь справа от него, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении – к результатам, которых оба ждёте,

-занимайте позицию на уровне глаз ребёнка (он - на стульчике, и вы - на стульчике, он - на полу, и вы - на полу),

-следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы, ударения, высота, тембр, звучание),

-принимайте ребёнка таким, какой он есть, не давайте ему оценок (ленивый, глупый, непослушный и т.п.),

-будьте с ним «здесь и сейчас», думая о своём, вы теряете контакт с ребёнком, а он – интерес к тому, что делает,

-оставьте за порогом своё настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться, будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни,

-никогда не гладьте ребёнка по голове и не кладите ему руку на голову – это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.

Литература.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области