ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 262)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно-производственной работе ____________________ И.В. Богданова «__» ____________ 2023 г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Мастер-класс на тему учебной программы: Выстегивание детали с утепляющей прокладкой, выстрачивание рисунка.
Профессия: 19601 Швея
Разработчик: Попова Ольга Николаевна, мастер производственного обучения
Утверждена на методической комиссии ФКП образовательного учреждения № 262 Протокол №__ от «__» _______ 2023 г.
Кемерово
Аннотация
Методическая разработка данного открытого мероприятия предназначена для мастеров производственного обучения по профессии 19601 Швея. Она направлена на формирование у обучающихся умений выстегивания детали с утепляющей прокладкой и выстрачивание рисунка по указанной схеме. Сформированные рациональные приемы выполнения рабочих операций являются основой будущей профессии.
Методическая разработка мастер–класса выполнена с учетом требований ОППО по профессии 19601 Швея 3 разряда.
Методическая цель открытого занятия: активизация познавательной активности обучающихся, посредством выполнения практического задания в современной технике «Пэчворк», в рамках формирования умений выстегивания деталей и выстрачивания рисунка на них.
Содержание
1. | Введение ………………………………………………………. | 4 |
2. | Технологическая карта ………..…………………………….... | 7 |
3. | Сценарий проведения масстер-класса……………………….. | 10 |
4. | Заключение……………………………………………………. | 20 |
5. 6. | Список используемой литературы…………………………... Приложения | 21 |
Приложение №1 (Карточки-задания для повторения теоретического материала по теме) ………………….............. | ||
Приложение №2 (Инструкции по ТБ при работе на швейной машине в учебной мастерской)……………………….............. | ||
Приложение №3 (Инструкционно - технологическая карта)……………………………………………………………. Приложение №4 Карточка-задание на выполнение учебно-производственных работ |
Введение
Мастер-класс – это оригинальный метод обучения, проводимый специалистом в определенной области творческой деятельности. Главным отличием мастер-класса от простого занятия является вовлечение обучающихся в активную деятельность по освоению мастерства под контролем специалиста.
На данном мастер-классе демонстрация опыта транслируется посредством видеоматериалов. Ввиду простоты приемов выполнения, к практической деятельности можно приступать сразу после просмотра материалов. Самое важное при выполнении заданий, это проявление творческой активности при выборе материалов, игры цветовых решений и качества выполненной работы. Техника «Пэчворк» очень распространена среди швей, но у каждого она своя. Поэтому и предлагается проявить индивидуальные способности каждому обучающемуся.
По завершению занятия предлагается коллективная оценка результатов. Обучающиеся имеют возможность высказать свои впечатления о проведенном мастер-классе в форме смайлика. Мастер-класс рассчитан на 45 минут.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 262
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Технологическая КАРТА проведения мастер-класса
Мастер производственного обучения | Попова Ольга Николаевна | |||
Профессия | 19601 Швея | |||
Тема мастер-класса | Выстегивание детали с утепляющей прокладкой, выстрачивание рисунка | |||
Методическая цель | Активизация познавательной активности обучающихся, посредством выполнения практического задания в современной технике «Пэчворк», в рамках формирования умений выстегивания деталей и выстрачивания рисунка на них | |||
Формируемые умения | У 1 – уметь выполнять на машинах подготовительные, простейшие и простые операции по пошиву изделий из различных материалов. У 2 – уметь выполнять вручную подготовительные, простейшие и простые операции по пошиву изделий из различных материалов. У 5 – уметь контролировать соответствие цвета деталей, изделий, прикладных материалов, ниток | |||
Цели проведения мастер-класса | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | |
1. Овладение профессиональными умениями. 2. Развитие внимания, наблюдательности, познавательной активности. 3. способствовать формированию умений общаться с коллегами, работать в команде и выработать способность использовать теоретические знания на практике | 1. Организация собственной деятельности обучающихся, с соблюдением техники безопасности и технологических нормативов, принципов профессиональной этики. 2. Воспитание личностных качеств. 3. Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы | |||
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный с демонстрацией передовых приемов выполнения операций технологического процесса | |||
Образовательные технологии | Элементы развивающего обучения |
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА
Этапы мастер-класса (45 мин) | Деятельность мастера производственного обучения, ее содержание, методы и приемы обучения | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы |
Организационный момент. Совместное целеполагание Актуализация опорных знаний - (5мин) | Сообщает тему и цели проведения мастер-класса, конечный результат учебной деятельности обучающихся. Информирует о важности данной темы в профессиональной деятельности Швеи | Слушают мастера. Осознают тему и цели мероприятия |
Вводный инструктаж (1 мин) | Кратко проводит инструктаж по ТБ и ОТ при работе на швейной машине в учебной мастерской | Слушают мастера п/о, осознают, участвуют в инструктировании |
Демонстрация мастером п\о выполнения элементов практического задания. Текущий инструктаж (5 мин) | Демонстрирует видеоматериалы на заданную тему, выполнение выстегивания в технике «Пэчворк». Объясняет последовательность выполнения практических заданий. Формирует команды по 3 человека. Выдает картоки-задания. Расставляет по рабочим местам | Просматривают видеоматериалы, осознают последовательность выполнения практического задания. Формируют команды. Изучают карточки-задания. Размещаются по рабочим местам |
Текущий инструктаж. Закрепление знаний, формирование у обучающихся умений (30 мин) | Контроль самостоятельной работы обучающихся (целевые обходы, с проверкой и корректировкой умений и приемов выполнения). Оказание индивидуальной помощи при выполнении заданий | Самостоятельная работа обучающихся: выполнение выстегивания в технике «Пэчворк» с выстрачиванием рисунка на деталях; осуществление контроля соответствия цвета деталей, изделий, прикладных материалов, ниток |
Заключительный инструктаж. Самооценка выполненных работ (2 мин) | Сообщение достигнутых результатов по выполнению целей занятия. Подведение итогов работы группы (положительные и отрицательные моменты). Определение лучших работ. Сообщение результатов качества работы каждого обучающегося, выделение лучших, выделение передовых методов труда, анализ недостатков в работе | Слушают мастера п/о. Участвуют в беседе, задают вопросы, слушают и уясняют ответ. Оценивают выполнение выстегивания, контроль качества цвета ниток |
Рефлексия (2 мин) | Взаимодействие с обучающимися, получение ответной реакции об организации труда на занятии | Слушают мастера п/о. Рефлексируют |
Сценарий проведения мастер-класса
№ п/п | Этап | Время | Деятельность мастера производственного обучения | Информационная среда | Деятельность обучающихся |
I. Вводный инструктаж | |||||
1 | Организацион ный момент. Сообщение темы, целевая установка на занятие и мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний. Подготовка к основному этапу урока | 5 минут | Сообщает тему и цели проведения мастер-класса, конечный результат учебной деятельности обучающихся. Информирует о важности темы в профессиональной деятельности швеи | Сообщение темы и порядка проведения урока: «Тема нашего мастер-класса: «Выстегивание детали с утепляющей прокладкой, выстрачивание рисунка». «Я предлагаю провести наше открытое мероприятие таким образом: сформировать команды по 3 человека, с расчетом того, что один человек будет выполнять ручные подготовительные работы, другой – машинные, а третий влажно-тепловую обработку изделия. Перед выполнением практического задания, я продемонстрирую Вам видеоматериалы по выполнению выстрачивания в стиле «Пэчворк», т.к. практическое задание содержит выполнение трех компонентов: 1 – подбор расходных материалов и ниток в цветовой гамме (по вашему желанию); 2 – соединение элементов кроя в единую деталь (по заданной схеме); 3 – выстёгивание детали с утепляющей прокладкой и выстрачивание рисунка. По итогу выполнения практического задания мы получим полуфабрикат швейного изделия – прихватку кухонную, которую в последствии мы окантуем косой бейкой и получим готовое швейное изделие. Постановка учебных задач: Так вот, сегодня мы научимся самостоятельно выполнять выстегивание детали с утепляющей прокладкой с одновременным выстрачиванием рисунка на ней; проверять качество выполненных работ, контролировать соответствие цвета ниток швейному изделию. После чего все готовые швейные соединения пройдут взаимопроверку качества. Определение важности материала урока для овладения профессией в целом: Выстёгивание деталей и выстрачивание рисунка является подготовительными операциями и от качества их выполнения во многом зависит качество готового швейного изделия. Знание приемов выполнения технологических операций и безопасное владение швейным инструментом и приспособлениями позволяет значительно улучшить качество выполняемых работ и сократить время их выполнения. | Слушают мастера производственного обучения. Уясняют учебные задачи. Психологически настраиваются на активную работу |
2 | Вводный инструктаж | 1 мин. | Кратко проводит инструктаж по ТБ и ОТ при работе на швейной машине в учебной мастерской | «Давайте вспомним основные требования охраны труда и техники безопасности при выполнении машинных работ в учебной мастерской. 1. Убедиться в исправности заземления; проверить машину на холостом ходу. 2. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины. 3. Ручной инструмент держать под рукавом швейной машины. 4. Не использовать ржавые булавки, не брать их в рот, не откусывать нитки зубами. 5. Не держать пальцы рук около лапки. 6. Замену игл и прочие ремонтные работы проводить при выключенном двигателе. 7. После выполнения работ машину отключить и почистить. | Слушают мастера п/о, осознают, участвуют в инструктировании, расписываются в журнале |
II. Основная часть занятия | |||||
4 | Основная часть. Формирование основ учебно-производствен-ной деятельности | 2 мин | Демонстрирует видеоматериалы на заданную тему, выполнение выстегивания в технике «Пэчворк». Объясняет последовательность выполнения практических заданий. Формирует команды по 3 человека. Выдает картоки-задания. Расставляет по рабочим местам | Организация рабочего места швеи: «Итак, мы находимся на учебных местах швеи. Перед вами лежат рабочие инструменты, которые необходимы для выполнения операции и расходный материал. (Иван), пожалуйста, еще раз расскажите нам про технику безопасности при работе с ручным инструментом, и важность её соблюдения. (Приложение №2). | Просматривают видеоматериалы, осознают последовательность выполнения практического задания. Формируют команды. Изучают карточки-задания. Размещаются по рабочим местам |
5 | Формирование ориентировоч-ной основы действий | 3 мин | Демонстрирует эталон выполнения задания поэтапно, напоминая технологические нормативы выполнения, а также, последовательность работы, начиная с простых действий, усложняя процесс. Выдает обучающимся карточки с практическим заданием, инструкционно – технологические карты, примеры готовых деталей | Показ приемов и способов работы: Сегодня мы разнообразим наше учебное занятие и построим его нестандартно, мы выполним задание в технике «Пэчворк», одновременно освоив приемы выстегивания и выстрачивания рисунка. Сейчас я продемонстрирую выполнение самого простого приема сборки детали в технике «Пэчворк». А далее, после освоения этого я продемонстрирую принцип выстегиваниядетали с утепляющей прокладкой с одновременным выстрачиванием рисунка. Предлагаю понаблюдать за моей работой, уделяя особое внимание выполнению сборки детали в технике «Пэчворк». Затем команды займут свои рабочие места и приступят к выполнению заданий. Сегодня на учебном занятии мы научимся выполнять выстегивание деталей с утепляющими прокладками и выстрачивание рисунка на них. Освоим простые приемы сборки детали в стиле «пэчворк», осуществим подбор цветовых решений для узора и выбор ниток для выстрачивания изделия. Насколько технологически правильно и последовательно мы выполним подготовительные операции, настолько качественным будет наше готовое швейное изделие. Если у вас нет вопросов, то получаем карточки-задания и инструкционно - технологические карты (Приложение №4 ). | Внимательно слушают мастера производственного обучения и смотрят, запоминают последовательность выполняемой работы.
|
6 | Текущий инструктаж | 30 мин | Выполняет обходы рабочих мест: - проверяет правильность выполнения трудовых приемов и операций технологического процесса; - проверяет правильность ведения промежуточного (межоперационного) контроля; - соблюдение правил безопасного труда, использование инструментов и приспособлений по назначению | Целевые обходы рабочих мест: ------- | В случае затруднения выполнения какого-либо задания обращаются к мастеру производственного обучения |
IV. Заключительная часть | |||||
8 | Заключительный инструктаж | 2 мин | Проводит итоги. Анализирует работу обучающихся, разбирает ошибки и их причины. Отмечает лучшие работы, объявляет оценки. Проводит рефлексию. Контролирует уборку мастерской | Заключительный инструктаж: «Молодцы. Сегодня мы справились с поставленными целями: 1. Сформировали умения выполнять выстегивание детали с утепляющей прокладкой на примере техники «Пэчворк». 2. Сформировали умения выполнять выстрачивание рисунка на деталях. 3. Сформировали уменияконтролировать соответствие цвета деталей, изделий, прикладных материалов, ниток. Давайте посмотрим ваши готовые образцы и оценим их качество. Как вы считаете, кто справился с заданием лучше? Давайте определим лучшие работы. Учитывая все критерии оценки готовых образцов, «профессионалом своего дела» можно назвать того, кто выполнил работу качественно и в срок. Поэтому оценки сегодня будут таковыми… Лучшими работами были … Меня радует то, что все выполнили доведенные задания, это свидетельствует о том, что все научились анализировать установленную техническую документацию. Сегодня лучше всех себя показали ………. И поэтому они получают оценку «отлично», ………. получают оценку «хорошо», ……… получают оценку «удовлетворительно». | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Вместе выбирают лучшие работы. |
9 | Рефлексия (ответная реакция на проведенное задание) | 2 мин | Проводит рефлексию | А сейчас я предлагаю поделиться мнениями о прошедшем мероприятии: на ваших столах лежат смайлики, в зависимости от итога занятия дорисуйте им рот, тем самым показав ответ. Если мероприятие вам понравилось - то улыбку, если нет, то соответствующий значок. Спасибо всем за урок. Все могут быть свободны | Участвуют в рефлексии |
Итого 45 минут |
Заключение
Сформированные умения и приобретенный практический опыт на данном мастер-классе будут способствовать освоению профессии 19601 Швея. Научившись самостоятельно выполнять выстёгивание деталей с утепляющими прокладками и выстрачивание рисунка на них, обучающиеся смогут изготавливать отдельные узлы одежды с использованием различных техник.
Хорошее знание теоретического материала по профессии, грамотно сформированные умения и приобретенный опыт, позволят обучающимся сформировать правильное представление об изготовлении качественных швейных изделий.
Список используемой литературы