Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


План работы кружка «Говорушки» с использованием мнемотехнологии

распространение педагогического опыта

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

План работы кружка

«Говорушки» с использованием технологии «Мнемотехника»

Программа «Говорушки» направлена на облегчение и ускорение у детей 4-5 лет процесса запоминания и усвоения текстов, формирования приёмов работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем и слова.

Актуальность:

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Пояснительная записка

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Мнемотаблицы:

• являются дидактическим материалом по развитию речи;

• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.

Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»:

1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2. Преобразование символов в образы.

3. Пересказ при помощи символов.

С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Программа «Говорушки» разработана на основании нормативных документов:

Ожидаемые результаты:

Программа рассчитана на 36 часов

Кружковая образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю по четвергам во вторую половину дня

Длительность образовательной деятельности согласно возрастным особенностям детей.

Цель:

Развитие речи детей через овладение приёмами работы с мнемотаблицами.

Задачи:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Формы проведения:

Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и главных педагогических принципах:

1.Принцип личностно-ориентированного общения - партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с ребенком.

2. Принцип деятельностного подхода - любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.

3. Принцип занимательности - творческая деятельность интересна и увлекательна для детей.

4. Принцип гуманизации - учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

5. Принцип культурособранности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры.

Перспективно-тематическое планирование кружка «Говорушки»

октябрь,

1 неделя

тема: «Во саду ли, в огороде»

1.Артикуляционная гимнастика

«Вот репка»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Где звенит колокольчик?»

3. Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим»

4. Потешка «Солнышко-ведрышко»

5. Игра «Таня сеяла горох»

октябрь,

2 неделя

тема: «Во саду ли, в огороде»

1.Артикуляционная гимнастика «Помидор» 2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Громко-тихо»

3. Пальчиковая игра «Готовим сок»

4. Потешка «Солнышко-ведрышко»

5. Игра «Таня сеяла горох»

октябрь,

3 неделя

тема: «В осеннем лесу»

1. Артикуляционная гимнастика «Прогулка по лесу»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Как звучат игрушки»

3. Пальчиковая игра «Зайчик и ушки»

4. Потешка «Вышли мышки как-то раз»

5. Игра «Дождик, кап!»

октябрь,

4 неделя

тема: «В осеннем лесу»

1. Артикуляционная гимнастика «Прогулка по лесу»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Как звучат игрушки»

3. Пальчиковая игра «Дождик» 4. Потешка «Зайка серенький сидит...»

5. Игра «Жил-был зайчик»

ноябрь,

1 неделя

«В гостях у бабушки с дедушкой»

1. Артикуляционная гимнастика «В деревне»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто как кричит?»

3. Пальчиковая игра «Кролик»

4. Потешка «Курочка-рябушечка»

5. Игра «Наши уточки с утра...»

ноябрь,

2 неделя «В гостях у бабушки с дедушкой»

1.Артикуляционная гимнастика «В деревне»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто как кричит?»

3. Пальчиковая игра «Наш красивый петушок...»

4. Потешка «Бабушкины оладьи»

5. Игра «Выполни задание»

ноябрь,

3 неделя

«Как звери к зиме готовятся»

1.Артикуляционная гимнастика «Зимняя сказка»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Отгадай, кто говорит? (по сказке «Три медведя»)»

3. Пальчиковая игра «Это зайчонок...»

4. Потешка «Сорока-белобока»

5. Игра «Колобок»

ноябрь,

4 неделя

«Игрушки»

1.Артикуляционная гимнастика «Язычок погладим ласково губами»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай, чей голосок?»

3. Пальчиковая игра «Кукле кашу я сварю» 4. Потешка «Раз, два, три, четыре, пять - мы сейчас пойдем гулять»

5. Игра «Мы ногами – топ,топ,топ»

декабрь,

1 неделя

«Зима»

1.Артикуляционная гимнастика «Мы смеялись, мы играли»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Отвернись и угадай»

3. Пальчиковая игра «Зима»

4. Стихотворение «Снег, снег кружится»

5. Игра «Падает снежок»

декабрь,

2 неделя «Зимние забавы»

1. Артикуляционная гимнастика «Погуляем!»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Как звучат игрушки»

3. Пальчиковая игра «Что зимой мы любим делать?»

4. Стихотворение «У сестренки, у Маринки»

5. Игра «На дворе мороз и ветер»

декабрь,

3 неделя «Зимние забавы»

1. Артикуляционная гимнастика «Погуляем!»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Повторялки»

3. Пальчиковая игра «Что зимой мы любим делать?»

4. Стихотворение «У сестренки, у Маринки»

5. Игра «На дворе мороз и ветер»

декабрь,

4 неделя

«Новый год к нам идет»

1. Артикуляционная гимнастика «Дед Мороз к нам приходил»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Повторялки»

3. Пальчиковая игра «Новый год»

4. Стихотворение «Как на горке снег, снег...»

5. Игра «Встанем в хоровод»

январь,

2 неделя

«Кошка и котята»

1. Артикуляционная гимнастика «Кошка»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай и изобрази»

3. Пальчиковая игра «Котик»

4. Потешка «Кисонька-мурысонька»

5. Игра «Мячик»

январь,

3 неделя

«Дикие животные»

1. Артикуляционная гимнастика «Животные в лесу»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай и изобрази»

3. Пальчиковая игра «Дикие животные»

4. Потешка «Сидит белка на тележке»

5. Игра «Прыгай, заинька!»

январь,

4 неделя

«Кто какую пользу приносит»

1. Артикуляционная гимнастика «Корова»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай, кто это?»

3. Самомассаж с прищепками «Кусается больно котенок-глупыш...»

4. Потешка «Мы купили кошке...»

5. Игра «Шел козел по лесу...»

февраль,

1 неделя

«В гостях у лисички-сестрички»

1. Артикуляционная гимнастика «Побывали мы в лесу...»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай, кто это»

3. Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»

4. Потешка «Лиса по лесу ходила»

5. Игра «К большой лесной опушке сбегались все зверюшки»

февраль,

2 неделя

«Как снеговики солнце искали»

1. Артикуляционная гимнастика «Приключения Снежинки»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Беги на носочках»

3. Пальчиковая игра «Снеговик»

4. Потешка «Ой, сердит мороз!»

5. Игра «Снег метлою разметая, идет баба снеговая»

февраль,

3 неделя

«Попугай Говорушка идет в армию»

1. Артикуляционная гимнастика: Упражнения «Стрельба», «Танк», «Пароход»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Внимание!»

3. Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы»

4. Стихотворение «Самолет»

5. Игра «Сигнальщики»

февраль,

4 неделя «Посуда. Продукты питания»

1. Артикуляционная гимнастика: упражнения «Бублик», «Месим тесто», «Блинчик», «Чашечка».

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Попугайчики»

3. Пальчиковая игра «Тесто»

4. Потешка «Оладушки»

5. Игра «Пироги»

март,

1 неделя

«Праздник мам»

1. Артикуляционная гимнастика: упражнения «Улыбка», «Поцелуйчик», «Блинчик», «Месим тесто».

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто тебя зовет?»

3. Пальчиковая игра «Дружно маме помогаем»

4. Стихотворение «Кто любимей всех на свете?»

5. Игра «Пироги»

март,

2 неделя «Транспорт»

1. Артикуляционная гимнастика в стихах «Транспорт»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто тебя зовет?»

3. Пальчиковая игра «Лодочка»

4. Стихотворение «Кораблик»

5. Игра «На улице»

март,

3 неделя

«Весна»

1. Артикуляционная гимнастика «Приключение ручейка»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Тихо – громко»

3. Пальчиковая игра «Веселые льдинки»

4. Потешка «Весна-красна»

5. Игра «Будем мы весну встречать»

март,

4 неделя

«Как цыплята солнце будили»

1. Артикуляционная гимнастика «Приключение солнышка»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Тихие и громкие звоночки»

3. Пальчиковая игра «Мама»

4. Потешка «Солнышко»

5. Игра «Цыплята»

апрель,

1 неделя «Весеннее солнышко»

1. Артикуляционная гимнастика «Весна»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Где я?»

3. Пальчиковая игра «Луч»

4.Стихотворение Г. Лагздынь «Солнышко»

5. Игра «Солнечные зайчики»

апрель,

2 неделя

«В гости к нам пришли матрешки»

1. Артикуляционная гимнастика «Самовар»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Где я?»

3. Пальчиковая игра «Матрешка»

4. Песенка «Мы матрешки, вот такие крошки»

5. Игра «Карусель»

апрель,

3 неделя

«Прилетайте, птицы!»

1. Артикуляционная гимнастика: упражнения «Клювик открываем», «Птенчик в гнездышке», «Червячок» (узкий язычок), «Почистим клювик»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Ритмическое эхо»

3. Пальчиковая игра «Воробьи»

4. Потешка «Сорока-белобока»

5. Игра «Дружно птицы прилетели»

апрель,

4 неделя

«Насекомые»

1. Артикуляционная гимнастика «Насекомые»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Колокольчик»

3. Пальчиковая игра «Жук»

4. Потешка «Божья коровка»

5. Игра «Кузнечики»

май,

1 неделя

«Вместе дружная семья»

1. Артикуляционная гимнастика «Папа, мамочка и я – вместе дружная семья»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Молоточек»

3. Пальчиковая игра «Семья»

4. Потешка «Из-за леса, из-за гор...»

5. Игра «Чок-чок, каблучок, в танце кружится сверчок!»

май,

2 неделя

«Петушок и его семья»

1. Артикуляционная гимнастика «Друзья веселого язычка»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Тихо – громко»

3. Пальчиковая игра «Петушок, петушок»

4. Песенка «Вышла курочка гулять»

5. Игра «Петушиная семья»

май,

3 неделя

«Колечко»

1. Артикуляционная гимнастика: упражнения «Колечко», «Лопатка», «Солнышко улыбается»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто как ходит»

3. Пальчиковая игра «Колечко»

4. Стихотворение С. Маршака «Колечко»

5. Игра «Индюк и овечка»

май,

4 неделя

«Весенние сюрпризы от Смешариков»

1.Артикуляционная гимнастика: упражнения «Улыбка Нюши», «Дудочка Копатыча», «Блинчик Бараша», «Вкусное варенье Совуньи», «Качели с Ежиком», «Лошадка с Крошем»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Тихо – громко»

3. Пальчиковая игра «Капель»

4. Песенка «Дождик, дождик, веселей...»

5. Игра «Прогулка в весенний лес»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области