муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №165»
Познавательно – практический проект для детей
средней группы №24
на тему:
«Репчатый лучок – наш дружок»
Новосибирск 2023
Вид проекта: краткосрочный, познавательно – практический.
Продолжительность проекта: 1месяц
Участники проекта: дети средней группы №24 «Рябинка», родители воспитанников, педагог группы.
Актуальность проекта:
Не для кого из нас не секрет, что наши малыши болеют чаще, чем дети более старшего возраста. Поэтому проект «Репчатый лучок – наш дружок» выбран не случайно. Лук – растение поистине удивительное. Без него не обходится практически ни одна хозяйка. Лук входит в рецептуру многих блюд, его добавляют и в салаты, и в первые блюда, и во вторые.
В ход идут и зеленые «перышки», и сами луковицы.
Мы настолько привыкли к луку, что порой забываем о том, что в любое время года у нас под руками дешёвое средство борьбы со многими болезнями. Лук - отличный овощ для профилактики от вирусных респираторных инфекций.
Проект разработан в соответствии с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Игровая мотивация: «Лучок в гостях у малышей».
Интегративные образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Цель проекта: Дать представление об овоще – лук.
Задачи:
1.Познакомить с внешним видом овоща и с его характерными особенностями.
2. Обогатить и активизировать словарь по теме.
3. Вызвать интерес к репчатому луку и другим растениям сада.
4. Воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым в уходе за луковицами.
5. Учить детей заботиться о своем здоровье, употребляя зеленый лук в пищу.
6. Знакомить с пословицами, поговорками о луке.
Проектная идея: Создать мини - огород в группе детского сада, для посадки лука использовать водную среду, формировать умение детей наблюдать за ростом лука; учить детей использовать выращенные перья лука в пищу.
Предполагаемый результат:
Этапы проекта:
1 этап подготовительный (организационный):
2 этап практический (основной):
Цель: формировать знания о луке, его свойствах. Воспитывать бережное отношение к природе, расширять знания о способах выращивания лука и ухода за ним. (Приложение 2)
Цель: учить находить сходства и различия, развивать логическое мышление, внимание, память.
Цель: продолжать работу над правильным дыханием детей.
Цель: закреплять знания о посадке лука, дать знания о том, что для роста лука нужен свет, вода, тепло. Вызвать желание сажать овощи, ухаживать за ними.
Цель: воспитывать интерес к выращиванию лука, учить наблюдать, закреплять умения наблюдать за изменениями в росте лука.
Цель: закреплять знания детей о луке, о его внешнем признаках и пользе витаминов, вызвать желание употреблять его в пищу.
Цель: закреплять умения рисовать кистью, раскатывать пластилин между ладонями.
3 этап заключительный (диагностический):
Приложение 1.
Конспект ООД по образовательной области
Тема: «Его величество – лук»
Программное содержание:
Обучающие задачи: расширить знания детей о полезных свойствах
репчатого лука; закрепить знания об условиях выращивания растений.
Развивающие задачи: развивать интонационный и грамматический строй
речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие, голосовой
аппарат, навыки общения, мелкую моторику, чувство цвета, формы. развивать, коммуникативный опыт детей.
Воспитательные задачи: воспитывать ответственность за порученное дело.
Словарная работа: луковица, выращивали, пололи, поливали, рыхлили,
урожай, перья, витамины, полезный.
Предварительная работа: рассматривание фотографий по теме «Господин
лук», чтение стихотворений и загадок о луке, чтение глав из книги Джанни
Родари «Чиполлино», просмотр мультфильма «Лунтик. Лук», разучивание
пальчиковой гимнастики «Лук», дидактическая игра «Сложи картинку».
Методы и приѐмы: сюрпризный момент, игровой приѐм, художественное
слово, вопросы к детям, показ с названием.
Материал: репчатый лук на каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром на
подоконнике. (Показывает письмо).
Давайте посмотрим, что в нем. Да тут письмо, а в нем загадки.
Слушайте:
В десять одежек плотно одет,
1. Часто приходит к на обед,
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь как слезы прольешь… (лук)
2. Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде построены грядки.
Словно живая ограда вокруг –
Пики зеленые выставил лук… (лук)
3. Эля, деточка, не плачь,
Это с нашей грядки врач.
Исцелить любой недуг
Может огородный … (лук)
Воспитатель: - О чем все эти загадки (о луке).
Расскажите, что вы знаете о луке и его полезных свойствах (ответы детей). Совершенно верно, лук – это очень полезное растение. В нем содержатся летучие вещества – фитонциды, которые убивают микробов, поэтому так важно есть репчатый лук: он помогает, нам справится с простудой и не только. Скажите, а какие нужны условия, для того чтобы растение выросло? (ответы детей).
Воспитатель: - Я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и
посадить лук в нашем огороде на окне.
Прежде чем приступить к работе, подумайте, в каких условиях должен расти лук? Что ему необходимо для хорошего и быстрого роста? Дети вместе с воспитателем обрезают верхушки у луковиц, для того чтобы быстрее появились ростки и ставят луковицы в прозрачные емкости с водой.
Воспитатель:
Мы, ребята, малыши
Любим мы трудиться.
Вот посадим лук –
Будем им гордиться.
- Посмотрите на луковичку. Где у нее верх, где низ, как мы будем ее сажать? Почему? (ответы детей)
Стану я тебя лелеять,
Наш кормилец – огород,
Чтобы всходы зеленели,
Чтобы лук шикарный рос.
По завершении посадки лука в воду, дети совместно с воспитателем делают зарисовку в листе наблюдений.
Беседа «К нам пришел гость – Лучок». Приложение 2
Цель: формировать знания о луке, его свойствах. Воспитывать бережное отношение к природе, расширять знания о способах выращивания лука и ухода за ним. Ход беседы:
Воспитатель: - Ребята, мы с вами сегодня поговорим об одном очень полезном овоще. А что это за овощ, вы угадаете из загадки.
Сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (лук)
Воспитатель: Правильно, мы сегодня поговорим о луке. Кто из вас знает, чем полезен лук? Где он растет? Как выглядит? Почему мы плачем, когда чистим лук?
Лук – растение поистине удивительное. Без него не обходится практически ни одна хозяйка. Лук входит в рецептуру многих блюд, его добавляют и в салаты, и в первые блюда, и во вторые.
В ход идут и зеленые «перышки», и сами луковицы. Мы настолько привыкли к луку, что порой забываем о том, что в любое время года у нас под руками дешевое средство борьбы со многими болезнями.
Кстати, биологи утверждают, что лук является творением человеческих рук, так как дикие его формы до сих пор не найдены в природе.
- Все запомнили, чем полезно это растение? Почему говорят: лук от семи недуг?
- Давайте разучим пальчиковую гимнастику про лук.
Пальчиковая гимнастика «Купите лук...»
Купите лук, зеленый лук Загибают по одному
Петрушку и морковку! пальчику на обеих руках,
Купите нашу девочку, начиная с мизинца.
Шалунью и плутовку!
Не нужен нам зеленый лук, Разгибают по одному пальчику
Петрушка и морковка, обеих руках, начиная с мизинца
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка.
Рефлексия.
- О чем мы сегодня говорили? Что запомнили нового и интересного?
Приложение 3 Наблюдение за луком «Что случилось с луком?»
(проводится несколько раз через определенное время)
Программное содержание:
Обучающие задачи: Обучать детей способам ухода за растениями: смена водички в банке с луком.
Развивающие задачи: Развивать интонационный и грамматический строй
речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие, навыки
общения, любознательность.
Воспитательные задачи: Воспитывать ответственность за порученное дело.
Словарная работа: луковица, выращивали, меняли воду, урожай, перья, витамины, полезный.
Ход наблюдения:
1. Наблюдение и рассматривание лука (Дети вместе с воспитателем
приходят к своей баночке с луком с интервалом в неделю).
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, что произошло с нашим луком? (Через неделю появились небольшие всходы, через две он подрос, через 3 недели стал уже высоким с несколькими перьями).
Вопросы детям:
1. Что произошло с луковицами?
2. Что нужно для роста лука?
3. Как за ним нужно поухаживать?
(На протяжении всего времени наблюдения и ухода за луком, воспитатель
вместе с детьми проводит заполнение листа наблюдений.)
2. Вывод:
- Стрелки лука, высокие и мощные, ярко зеленого цвета; дали побеги все
луковицы (соблюдены все условия выращивания растений, в достаточном
количестве растение получает света и тепла, требует умеренного полива).
Корни необходимы растению для получения влаги.
(Воспитателю следует подводить детей к самостоятельным выводам, при
необходимости воспитатель задает наводящие вопросы. Далее дети подводят
итоги и называют благоприятные условия, необходимые для успешного
выращивания лука).