Содержание
Пояснительная записка ……………………………………..................3
Актуальность программы.......................................................................4
Задачи ......................................................................................................5
Пути и методы реализации.....................................................................5
Содержание и формы работы.................................................................6
Материально техническое оснащение...................................................6
Ожидаемые результаты деятельности кружковой работы..................7
Список воспитанников............................................................................8
Время проведения кружковой работы...................................................6
Учебный план .....................................................................................................6
Перспективный план.............................................................................10
Алгоритмы занятий...............................................................................15
Использованная литература..................................................................46
Пояснительная записка
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек и сказок в которых сочетаются речь и движение. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.
. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.
В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн, игры с платочками, игры под музыку с движениями.
Актуальность программы.
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.
Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Задачи.
Обучающие:
- формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).
- повысить эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия;
Развивающие:
- развивать речь, коммуникативные качества;
- воображение, фантазию;
- память;
- мелкую, артикуляционную моторику.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;
- любовь к художественным произведениям;
- доброжелательные отношения друг к другу.
Пути и методы реализации
1. Правильный образец педагога.
2. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
3. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
4. Правильный подбор мебели, освещения.
5. Гимнастика для глаз.
6. Упражнения на выработку условно-рефлекторных связей по формированию осанки.
7. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
8. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Время проведения кружковой работы
Кружковые занятия проводятся по 10 минут, по понедельникам и средам во второй половине дня.
Содержание и формы работы
1. Художественное слово;
2. Пальчиковая гимнастика;
3. Артикуляционная гимнастика;
4. Речевые игры;
5. Подвижные игры
Материально техническое оснащение
1. Иллюстрации
2. Раздаточный материал
3.Слайды
4.Аудио записи
Сентябрь Потешка«Ладушки, ладушки» Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим» | 1. Игра «Птица и птенчики» 2. Звукоподражательные упражнения 2. Игра «Цапля» 3. Игровое упражнение «Кто где живет?» 4.Слушание потешки, заучивание. 1. Игра «Кто едет в поезде?» 2. Игра «Узнай какой игрушки не стало» 3. Игра «Поезд» 4. Слушание песенки -заклички |
Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка) | 1. Игра «Загадки и отгадки» 2. Игра «Как у наших у ребят» 3. Инсценировка р. н. с. «Теремок» |
Пальчиковая игра «Апельсин» | 1. Игра «Кто как кричит» 2. Игра «Мои ладошки» 3. Игра «Вот сидит наш пес Барбос» 4. Игра «Кого не стало» 5. Пальчиковая игра «Апельсин» |
Октябрь Потешка «Варись-варись, кашка» | 1. Игра «Как гудят пароходы» 2. Игра «Загадки и отгадки» 3. «Игра мы руки поднимаем» 4. Игра «Кто что любит есть» 5. Слушаем потешку «Варись-варись, кашка…» |
Потешка «Тили-бом! Тили-бом!» | 1. Игра «Проведи дорожку» 2. Игра Отгадай загадки» 3. Физминутка Игра «Пальчики» 4. Отвечаем на вопросы. 5. Слушаем потешку «Тили-бом!» |
Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр) | 1. Игра «Подскажи словечко» 2. Игра «Загадки и отгадки» 3. Физкультминутка игра «Улыбнись» 4. Р. н. с.»Колобок» |
Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных | 1.Загадки. 2.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). 3.Пальчиковая игра «Новый год |
Ноябрь Потешка «Зайка серенький сидит» | 1. «Кто как мычит». 2. Игра «Загадки и отгадки». 3. Физкультминутка игра «Мы пойдем». 4. Заучивание потешки «Зайка серенький сидит». |
Потешка «Сидит белка на тележке» | 1. «Скажи правильно». 2. Игра «Загадки и отгадки». 3. Физкультминутка игра «Узнай кто позвал». 4. Заучивание потешки |
Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка) | 1. Игровое упражнение «Кто как кричит». 2. Игра «Подскажи словечко». 3. Физкультминутка игра «Лесорубы». 4. Игровое упражнение «Зайка» 5. Инсценировка у. н. с. «Рукавичка» |
Пальчиковая игра «Кролик» | 1. Игра «Снежинка». 2. Игра «Загадки и отгадки». 3. Физкультминутка игра «Мы пойдем». 4. Заучивание потешки «Маленький кролик». |
Декабрь Потешка «Кот на печку пошел» | 1. Игровое упражнение «Кто едет на поезде?» 2. Игра «Кто внимательный» 3. Физкультминутка игра «Три медведя». 4. Заучивание потешки «Кот на печку пошел». |
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). | 1. «Как стучат колеса» 2. «У кого какие детки?» 3. Физкульминутка игра «Что как стучит?» 4. Игра «Загадки и отгадки» 5. Кукольный театр |
Пальчиковая игра «Котик» | 1. Звукоподражательное упражнение «Кто как стучит?» 2. Игра «Подскажи словечко» 3. Физминутка 4. «Обведи правильно» 5. Слушаем потешку «Котик». |
январь | 2 занятия. Понедельник-среда |
Заучивание потешки Мороз Мороз Ты, мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмём, Мы на улицу пойдём, Сядем в саночки - Самокаточки. да с горы то ух, в снег пушистый бух! | 1.Слушание потешки. 2.П/И « Снежки» 3.подскажи словечко( о зиме) 4.заучивание Потешки |
Заучивание: стихотворения «Маша варежку надела» Маша варежку надела. | 1Слушание стихотворения с показом 2 Игра. Найди пару( с варежками) 3.Игра.Найди лишнее( одежда) 4.Заучивание стихотворения. |
Заучивание стихотворения: Снег,снег! | мнемотаблица |
Как на горке — снег, снег, | 1.Слушание . 2.Игра .Снег( обрывание бумаги) 3.дыхательная гимнастика.( сдуй снег) 4.физминутка.»Мишкины шишки» 5.Заучивание стихотворения. |
Заучивание потешки Машенька маленька На ней шубка аленька Опушка бобровая сама чернобровая | 1.Слушание. 2.П/И кто быстрее наденет. 3.логика « Найди лишнее»стр5.простая логика. 4.заучивание потешки. |