Формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник в рисовании
Одна из главных тем изобразительного искусства – взаимодействие человека с природой. Экология в изобразительном искусстве стала актуальной темой, целью которой является изучение понятия «экологическое искусство». А так же знакомство с художниками, которые своим творчеством привлекают общественное внимание к проблеме экологии. Существует термин ЭКО – АРТ.
Экологическое воспитание интегрируется во все пять областей по ФГОС. Мы поговорим о формировании экологического сознания детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник в рисовании. Дети могут выполнять простые задания, изображая растения, животных, водоемы. Задача взрослого в том, чтобы дать детям глубже понять тонкости природных явлений – вкус, запах, цвет, форма, вызвать добрые чувства к природному объекту.
Дети с рождения имеют потребность в общении с природой и животными. Их притягивают красивые, яркие предметы. Сохранить желание видеть красоту и наблюдать ее в природных явлениях и объектах помогут занятия изобразительной деятельностью.
Экологическое воспитание нельзя ограничить только задачами сохранения природной среды как биологического факта. Важна еще и культурная среда, созданная человеком для его духовной, нравственной жизни. В этом могут помочь литературные произведения, этнические в том числе. Анализировать произведения мировой художественной культуры в области графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства (дизайна). Тем самым решать экологические и эстетические задачи.
Задачи:
-формирование общей экологической культуры;
-развитие эстетической направленности, умение видеть и понимать красоту природного мира;
-развитие эмоционально-волевой сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей;
-воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.
Самое важное в процессе изобразительной деятельности это ненавязчивые идеи изобразительного образа природы. Взрослый показывает только технику выполнения и дает детям возможность самостоятельно повторить и увидеть результат собственных усилий.
АРТ ЭКО
АРТ ЭКО можно использовать в показе детям, чтобы обсудить проблему изображенную автором рисунка или картины художника. Как наглядный материал или элемент оформления центра экологии.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности помогают детям изучить свойства предметов, которые они используют в рисовании, аппликации и конструировании.
К примеру, если взять технику «ладошки», то на отпечатке можно рассмотреть линии ладони, предложить детям погладить свою ладошку, ощутить рельеф на коже, предложить рассмотреть кусочки натуральной кожи изделия и искусственной. Можно мокнуть в краску и рассмотреть оттиск на бумаге, сравнить.
Если мы рисуем картоном, то предварительной работой может стать исследовательский проект, а результатом детские работы. Картон можно скручивать, вырезать кусочки, рисовать, отпечатывая торцом. Можно размачивать и создавать объемные изображения, тем самым знакомить со свойствами материала.
Если знакомить с народной декоративной росписью, то элементы узора, можно печатать пробкой, пальчиком (например, купаву).
Изобразительная деятельность помогает воспитать в личности бережное отношение к природе, наблюдательность, сформировать экологическое сознание.