Семинар – практикум
Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОУ
«Россия – Родина Моя!»
Цель:
Обогащение педагогической практики эффективными формами повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах нравственно - патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
Дата/ время | Тематика | Форма | Ответственные |
2023г. | Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОУ «Россия – Родина Моя!» | Семинар – практикум | Старший воспитатель, педагоги ДОУ |
Актуальность «Организация нравственно-патриотического воспитания дошкольников» | Вступительное слово | Старший воспитатель | |
Смешанный оркестр под песню «Россия» + хоровод детей | Приветствие | Музыкальный руководитель | |
- Стихи детей о Родине - Танец с полотнами цвета Российского флага - Видеоролик под песню «Ты живи, моя Россия» (из опыта работы) | Тематическое мероприятие (открытый показ форм работы с детьми разных возрастных групп) | Воспитатели Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель Воспитатель | |
«Патриотическое воспитание в ДОУ» Видеофильм «Музыкальные композиции, посвященные Великой Победе» | Выступление из опыта работы | Музыкальный руководитель, старший воспитатель | |
«Музей как средство работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» | Презентация из опыта работы | Воспитатель | |
«Возвращение к истокам «Праздник светлой пасхи» | Презентация проекта из опыта работы | Музыкальный руководитель | |
«Березка – символ Родины моей» | Презентация проекта из опыта работы | Воспитатель | |
«Система нравственно – патриотического воспитания дошкольников через устное народное творчество» | Презентация из опыта работы | Воспитатель | |
«Солнечный круг» | Смешанный хор | Музыкальные руководители | |
«Голубь мира» (изготовление голубей в разной технологии) | Мастер – класс | Воспитатели | |
«Проекты, конспекты, разработки праздников и развлечений, др.» | Методическая выставка | Старший воспитатель | |
«Моя малая Родина» | Выставка творческих работ в холле детского сада | Педагоги, родители, дети | |
Рефлексия | Заведующая, старший воспитатель |
Ход семинара – практикума:
Коллеги, всем доброе утро!
Начинаем наш семинар – практикум по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников «Россия – Родина моя».
Актуальность.
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. В наше непростое время актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. В настоящее время подобная работа особенно трудна и требует большого такта и терпения.
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины нельзя воспитать чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
Моя малая Родина…, - «Россия, страна, отчий дом, земля, край, береза, любовь, просторы, мама, поле, лес, луга, семья……»
Да, у каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все!
Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, отношение к сверстникам, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
В «Конвенции о правах ребенка» (1991г.) сказано, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения, и к цивилизациям, отличным от собственной.
Необходимо научить детей ощущать духовную жизнь народа той местности, в которой они проживают, творчески утвердить себя в ней, знать свой язык, историю и традиции родного края, научиться толерантности проживания с другими народами, не терять нравственного авторитета, достойно завоеванного культурой и искусством русского народа. Не забывать историю культурного прошлого, ее ценности – памятники, события, искусство, литературу, обряды и народные праздники.
Актуальность данной темы подтверждает нормативно – правовая база всех уровней:
Конституция Российской Федерации (Высший нормативный акт Российской Федерации, принятый народом Российской Федерации 12 декабря 1993г).
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года « Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва».
В статье 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» отмечается, что воспитание патриотизма и гражданственности является одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.
Призывает хранить и беречь память о защитниках Родины, заботиться об участниках и жертвах войны, показывает необходимость международного сотрудничества в целях поддержания всеобщего мира
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования воспитание основ патриотизма у дошкольников является одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».
С сентября 2021 года каждое образовательное учреждение реализует Рабочую программу воспитания.
Патриотическое воспитание является одним из направлений Рабочей программы воспитания и в данном документе представлены основные задачи и содержание работы с детьми, включая Часть программы, формируемую участниками образовательных отношений.
Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников –
актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.
И как мы ее с вами решаем, какие для этого используем средства, формы, методы и приемы, будем делиться опытом.
И сегодня наше тематическое мероприятие открываем
Коллеги уделяют большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников:
Победе».
Для работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников педагоги используют различные средства, в том числе и музеи.
Проектная технология активно используется педагогами для реализации поставленных задач.
Опыт работы представлен, мы видим разнообразие форм, методов и средств, используемые в работе с детьми. А самое главное – мы видим результат работы.
«Солнечный круг, небо вокруг…» - это слова нескольких поколений россиян и песня, ставшая детским гимном мальчишек и девчонок нашей Родины.
Но и в наше время смысл песни не утратил своего значения. В этой песне есть что-то трогательное, объединяющее всех людей. Наверное, поэтому песню любят и поют столько лет.
«Солнечный круг» - смешанный хор детей и педагогов.
«Голубь мира» – любовь, чистота, надежда и просто является олицетворением мира и добрых известий, общепризнанной эмблемой мира во всем мире. В преддверии празднования Дня Победы мы запускаем «белых голубей». Наши белые голуби будут олицетворять послание всем людям с призывом жить в мире, дружбе и взаимопонимании, а также как знак Великой Победы и благодарности солдатам, благодаря которым наша страна одержала эту Великую Победу.
(воспитатели и дети дарят голубей участникам семинара, изготовленные в разной технологии и раздают технологические карты изготовления голубей).
Заключение:
Исходя из выше изложенного, наметились следующие приоритеты: |
Коллеги, и в завершении семинара – практикума обращаю ваше внимание на методическую выставку «Проекты, конспекты, разработки праздников и развлечений» и выставку творческих изобразительных работ педагогов, родителей, детей «Моя малая Родина».