Краснолуцкая Татьяна Валерьевна, воспитатель
ГБДОУ НАО «ЦРР –детский сад «Гнёздышко»
опыт работы
«Формировании эффективного экологического воспитания дошкольников, посредством сотрудничества ДОО с семьей»
Актуальность.
Всё мировое сообщество обратило внимание на экологическое положение, на планете Земля. И наша страна не стала исключением. 2017 год был объявлен годом Экологии в России. Деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная, расточительная ведет к нарушению экологического равновесия.
Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.
Первые основы экологической культуры человека закладываются работниками дошкольного образовательного учреждения. Поэтому необходимо воспитывать с ранних лет у детей бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, потому что, дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека.
Ребёнок, общаясь с природой, делает множество различных открытий. Экологическое образование дошкольников- непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально- положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. «Человек и природа» - эта тема всегда была актуальна для многих философов, поэтов, писателей. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством.
Основным из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями. Только совместными усилиями с семьёй, можно решить главную задачу- воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Начало становления экологической культуры любого человека закладывается и формируется в первую очередь в семье. Семья создает нравственную атмосферу, которая помогает воспитывать бережное отношение к природе. Впитывая как губка, ребёнок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что –нельзя. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме», а чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.
Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы могут отразиться на поведении ребёнка. Как основы трудолюбия, навыки поведения, уважения к людям, так и любовь к природе, в семье должны воспитываться с раннего детства.
Родителям с раннего возраста необходимо учить малыша охранять и укреплять свое здоровье, правильное взаимодействие с природой. Семья в сотрудничестве с детским садом должны воспитывать отзывчивость к природе, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им.
Нами используются активно следующие формы работы с родителями.
1 Литературная гостиная
Задача: ознакомление с художественной литературой в экологическом воспитании дошкольников.
2 Досуг на природе
Задача: разнообразить отдых семьи на природе.
3 Поход в музей.
Задача: воспитывать познавательный интерес, ориентироваться в мире природы, развивать мышление.
4 Экологические акции
Задача: научить детей и родителей беречь природу.
5 Экологические викторины
Задача : расширять знания детей и родителей о природе .
И другие формы работы.
Используются различные методы
Наши родители активно принимают участие в подготовке утренников, праздников.
Например : «В игре природу познавай , оберегай и защищай», «Русская березка», «Юные экологи Гнёздышка».
Привлекаются к работе в региональном этапе эколого-просветительского проекта «Письма животным» в рамках приоритетной программы «Дикая природа России: сохранить и увидеть» по инициативе ФГБУ Информационно- аналитического центра поддержки заповедного дела России. ФГБУ «Государственный природный заповедник «Ненецкий» является локальным координатором проекта на территории Ненецкого автономного округа.
Участвуют в экологических акциях « Сдай батарейку- спаси ёжика!», «Покорми птиц» и др.
- в конкурсе стихов, посвященных году экологии в России
- в открытие сезона посещения бурого медведя «Мишкины потягушки» и в закрытии сезона посещения бурого медведя : Скажи Мише : «Сладких снов»
- интерактивное занятие «Как заяц песца обманул»
- в окружном конкурсе экологической сказки «Жили- были рыбы, птицы, звери» приуроченном году экологии РФ.
- в конкурсе поделок из бросового материала « Вот он какой – Атлантический морж!» в рамках экологического семейного праздника «День моржа- 2017.
И многое другое.
Совершенствование работы ДОО и семьи по экологическому воспитанию имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста.
Приложение
1
Познавательно – исследовательский проект
«Чудо – огород на окошке растёт»
в старшей группе «Пуночки»
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Вид проекта: познавательно- исследовательский
Срок реализации: Долгосрочный (март-июнь)
Актуальность: влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Цель проекта:
Задачи:
Мотивация: «Создание огорода на окне для проращивания семян зелени и косточек разных экзотических фруктов.
Подготовительный этап:
-откуда берётся семя;
-какие бывают семена;
-роль семян в природе;
-для чего и как человек использует семена;
-что вы ещё знаете о семенах?
Продуктивный этап
«Раз, два, три, четыре, пять – будем огород сажать». (15марта)
- Сегодня мы, как настоящие биологи- исследователи будем сравнивать и исследовать семена разных растений. Что нам для этого понадобится? (пинцет, лупа)
Воспитатель предлагает детям занять места в импровизированной огородной лаборатории: семена на блюдцах, огородные принадлежности, стаканчики и ящики с землёй. Объясняет назначение лупы, пинцета.
-Чьи семена? (рассмотреть фото на упаковках семян)
-Какого они размера, цвета?
-Какую имеют форму?
-Какие семена на ощупь?
-Что мы сейчас будем делать с семенами?
Воспитатель приглашает по 3-4 человека и предлагает выбрать из тарелочки семена салата, укропа, петрушки с помощью пинцета, рассмотреть через лупу и посеять в ячейки, продавленные колпачком в именные стаканчики с землёй (в каждый стаканчик воткнута именная пластиковая ложечка)
Посадка семян экзотических фруктов в общий оформленный ящик (мандарин, виноград, хурма, косточка сливы).
Вспомнить, как осенью собирали семена календулы на альпийской горке. Рассмотреть и посеять их в отдельный сектор ящика.
Физ. минутка
Возьмем, семечко одно, ладони лодочкой
Положим в ямку мы на дно! опускаются на корточки
Ты не бойся, дорогое,
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли. медленно встают
Вот весною, в ранний час,
Семечко взошло у нас. потягиваются
Из земли росток явился поднимают руки над головой
- Здравствуй, солнце, я - родился! машут кистями рук
Мал еще росток-ребенок, опускают руки вниз
Только вышел из пеленок! наклоняют головы в разные
- Отгадайте загадку:
«По форме, словно капелька, семечко у … (яблока)
Показывает разрезанное яблоко с семенами.
Через несколько лет, это семечко может превратиться в прекрасное дерево. В какое дерево оно превратится? (в яблоню) И угостит всех вкусными… (яблоками).
Воспитатель угощает детей яблоками.
Наблюдение за прорастанием лука в разных условиях. (апрель)
Три луковицы в трёх прозрачных стаканчиках:
1ст. - есть вода и свет;
2ст - нет воды, есть свет;
3ст- есть вода, нет света – надет бумажный колпак.
Эксперимент «Дыхание растения»
Под сухую стеклянную банку помещаем небольшое растение. Через несколько часов на стенках банки образуются капельки влаги, что доказывает о дыхании растения. Объяснить понятие: парниковый эффект.
Наблюдения за прорастанием семян (март-май)
Чтение и рассматривание художественной литературы:
Я. Г. Демянец «Сказка о подсолнечном семечке»;
стихи А. Максакова «Посадила в огороде»;
О. Емельянова «Что растёт на огороде»;
Дж. Родари «Чиполлино»;
отгадывание загадок;
рассматривание семян и иллюстраций с изображениями растений которые из них вырастят;
Ежедневное обсуждение блюд, в которых есть семена:
апельсин, мандарин, груша, яблоко.
Познавательно- дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек – узнай на ощупь», «Третий лишний»,
Лото «Овощи – фрукты», «Чьё семечко»,
-Семена каких растений используют для приготовления каш, супов:
горошек – гороховый суп;
гречиха – гречневая каша;
кукуруза – кукурузная каша;
перемолотые зёрна пшеницы – пшеничная каша, а ещё мельче перемолотая - манная каша;
фасоль – фасолевый суп;
дробленная перловая крупа – ячменная каша;
семена просо (пшено) –пшённая каша;
рис – рисовая крупа;
ячмень – ячневая каша.
Художественное творчество.
Двигательная активность
* П/игры: «Овощи в корзину», «Вершки и корешки»
* Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Огородник и воробей».
* Пальчиковая игра: «Мы капусту режем, режем».
«Раз, два, три, четыре, пять – пора зелень собирать».
(май-июнь)
Ожидаемые результаты проекта:
2