Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Целостное обобщение педагогического опыта на тему «Формировании эффективного экологического воспитания дошкольников, посредством сотрудничества ДОО с семьей»

Цель Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, к ее животному и растительному миру. Развитие внутренней потребности любви к природе, и как следствие, бережное отношение к ней. Задачи • дать ребенку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы • способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы • помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей • помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Краснолуцкая Татьяна Валерьевна, воспитатель

ГБДОУ НАО «ЦРР –детский сад «Гнёздышко»

опыт работы

«Формировании эффективного экологического воспитания дошкольников, посредством сотрудничества ДОО с семьей»

Актуальность.

Всё мировое сообщество обратило внимание на экологическое положение, на планете Земля. И наша страна не стала исключением. 2017 год был объявлен годом Экологии в России. Деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная, расточительная ведет к нарушению экологического равновесия.

Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.

Первые основы экологической культуры человека закладываются работниками дошкольного образовательного учреждения. Поэтому необходимо воспитывать с ранних лет у детей бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, потому что, дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека.

Ребёнок, общаясь с природой, делает множество различных открытий. Экологическое образование дошкольников- непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально- положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. «Человек и природа» - эта тема всегда была актуальна для многих философов, поэтов, писателей. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством.

Основным из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями. Только совместными усилиями с семьёй, можно решить главную задачу- воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Начало становления экологической культуры любого человека закладывается и формируется в первую очередь в семье. Семья создает нравственную атмосферу, которая помогает воспитывать бережное отношение к природе. Впитывая как губка, ребёнок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что –нельзя. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме», а чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.

Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы могут отразиться на поведении ребёнка. Как основы трудолюбия, навыки поведения, уважения к людям, так и любовь к природе, в семье должны воспитываться с раннего детства.

Родителям с раннего возраста необходимо учить малыша охранять и укреплять свое здоровье, правильное взаимодействие с природой. Семья в сотрудничестве с детским садом должны воспитывать отзывчивость к природе, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им.

Нами используются активно следующие формы работы с родителями.

1 Литературная гостиная

Задача: ознакомление с художественной литературой в экологическом воспитании дошкольников.

2 Досуг на природе

Задача: разнообразить отдых семьи на природе.

3 Поход в музей.

Задача: воспитывать познавательный интерес, ориентироваться в мире природы, развивать мышление.

4 Экологические акции

Задача: научить детей и родителей беречь природу.

5 Экологические викторины

Задача : расширять знания детей и родителей о природе .

И другие формы работы.

Используются различные методы

Наши родители активно принимают участие в подготовке утренников, праздников.

Например : «В игре природу познавай , оберегай и защищай», «Русская березка», «Юные экологи Гнёздышка».

Привлекаются к работе в региональном этапе эколого-просветительского проекта «Письма животным» в рамках приоритетной программы «Дикая природа России: сохранить и увидеть» по инициативе ФГБУ Информационно- аналитического центра поддержки заповедного дела России. ФГБУ «Государственный природный заповедник «Ненецкий» является локальным координатором проекта на территории Ненецкого автономного округа.

Участвуют в экологических акциях « Сдай батарейку- спаси ёжика!», «Покорми птиц» и др.

- в конкурсе стихов, посвященных году экологии в России

- в открытие сезона посещения бурого медведя «Мишкины потягушки» и в закрытии сезона посещения бурого медведя : Скажи Мише : «Сладких снов»

- интерактивное занятие «Как заяц песца обманул»

- в окружном конкурсе экологической сказки «Жили- были рыбы, птицы, звери» приуроченном году экологии РФ.

- в конкурсе поделок из бросового материала « Вот он какой – Атлантический морж!» в рамках экологического семейного праздника «День моржа- 2017.

И многое другое.

Совершенствование работы ДОО и семьи по экологическому воспитанию имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста.

Приложение

1

Познавательно – исследовательский проект

«Чудо – огород на окошке растёт»

в старшей группе «Пуночки»

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Вид проекта: познавательно- исследовательский

Срок реализации: Долгосрочный (март-июнь)

Актуальность: влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.

Цель проекта:

Задачи:

Мотивация: «Создание огорода на окне для проращивания семян зелени и косточек разных экзотических фруктов.

Подготовительный этап:

-откуда берётся семя;

-какие бывают семена;

-роль семян в природе;

-для чего и как человек использует семена;

-что вы ещё знаете о семенах?

Продуктивный этап

«Раз, два, три, четыре, пять – будем огород сажать». (15марта)

- Сегодня мы, как настоящие биологи- исследователи будем сравнивать и исследовать семена разных растений. Что нам для этого понадобится? (пинцет, лупа)

Воспитатель предлагает детям занять места в импровизированной огородной лаборатории: семена на блюдцах, огородные принадлежности, стаканчики и ящики с землёй. Объясняет назначение лупы, пинцета.

-Чьи семена? (рассмотреть фото на упаковках семян)

-Какого они размера, цвета?

-Какую имеют форму?

-Какие семена на ощупь?

-Что мы сейчас будем делать с семенами?

Воспитатель приглашает по 3-4 человека и предлагает выбрать из тарелочки семена салата, укропа, петрушки с помощью пинцета, рассмотреть через лупу и посеять в ячейки, продавленные колпачком в именные стаканчики с землёй (в каждый стаканчик воткнута именная пластиковая ложечка)

Посадка семян экзотических фруктов в общий оформленный ящик (мандарин, виноград, хурма, косточка сливы).

Вспомнить, как осенью собирали семена календулы на альпийской горке. Рассмотреть и посеять их в отдельный сектор ящика.

Физ. минутка

Возьмем, семечко одно, ладони лодочкой

Положим в ямку мы на дно! опускаются на корточки

Ты не бойся, дорогое,

Ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли

Ты росток скорей пошли. медленно встают

Вот весною, в ранний час,

Семечко взошло у нас. потягиваются

Из земли росток явился поднимают руки над головой

- Здравствуй, солнце, я - родился! машут кистями рук

Мал еще росток-ребенок, опускают руки вниз

Только вышел из пеленок! наклоняют головы в разные

- Отгадайте загадку:

«По форме, словно капелька, семечко у … (яблока)

Показывает разрезанное яблоко с семенами.

Через несколько лет, это семечко может превратиться в прекрасное дерево. В какое дерево оно превратится? (в яблоню) И угостит всех вкусными… (яблоками).

Воспитатель угощает детей яблоками.

Наблюдение за прорастанием лука в разных условиях. (апрель)

Три луковицы в трёх прозрачных стаканчиках:

1ст. - есть вода и свет;

2ст - нет воды, есть свет;

3ст- есть вода, нет света – надет бумажный колпак.

Эксперимент «Дыхание растения»

Под сухую стеклянную банку помещаем небольшое растение. Через несколько часов на стенках банки образуются капельки влаги, что доказывает о дыхании растения. Объяснить понятие: парниковый эффект.

Наблюдения за прорастанием семян (март-май)

Чтение и рассматривание художественной литературы:

Я. Г. Демянец «Сказка о подсолнечном семечке»;

стихи А. Максакова «Посадила в огороде»;

О. Емельянова «Что растёт на огороде»;

Дж. Родари «Чиполлино»;

отгадывание загадок;

рассматривание семян и иллюстраций с изображениями растений которые из них вырастят;

Ежедневное обсуждение блюд, в которых есть семена:

апельсин, мандарин, груша, яблоко.

Познавательно- дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек – узнай на ощупь», «Третий лишний»,

Лото «Овощи – фрукты», «Чьё семечко»,

-Семена каких растений используют для приготовления каш, супов:

горошек – гороховый суп;

гречиха – гречневая каша;

кукуруза – кукурузная каша;

перемолотые зёрна пшеницы – пшеничная каша, а ещё мельче перемолотая - манная каша;

фасоль – фасолевый суп;

дробленная перловая крупа – ячменная каша;

семена просо (пшено) –пшённая каша;

рис – рисовая крупа;

ячмень – ячневая каша.

Художественное творчество.

Двигательная активность

* П/игры: «Овощи в корзину», «Вершки и корешки»

* Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Огородник и воробей».

* Пальчиковая игра: «Мы капусту режем, режем».

«Раз, два, три, четыре, пять – пора зелень собирать».

(май-июнь)

Ожидаемые результаты проекта:

2

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области