Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей «Детский сад №45 «Снегурочка»
Конспект образовательной деятельности
по подготовке к обучению грамоте
«Путешествие за космическим кладом»
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель: М.А.Николаева
г. Канск
2023 г.
Задачи:
Образовательные:
-дифференцировать звуки по их качественной характеристике;
-совершенствовать умение делить слова на слоги.
Развивающие:
-развивать фонематический слух: выделять звук в слове, упражнять в определении позиции звука в слове;
-развивать навык чтения слогов, мышление, внимание, речь, двигательную активность.
Воспитательные:
-воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: ТСО, фрагменты алфавита, магнитная доска, плакат алфавит; раздаточный материал: слоговые тюбики и картинки, звуковые ракеты и картинка с изображением предметов, в названии которых есть звук [д] или [д,]; слоговые карточки.
Ход занятия:
Приветствие.
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Беседа.
-Ребята, какое время года наступило?
-Какой сейчас месяц?
-Какой праздник отмечает вся страна 12 апреля?
-Мне сегодня пришло сообщение. Послушайте!
Аудиосообщение.
«Ха-ха-ха.
Ри-ре-ро-рэ-ра.
Мы - инопланетяне, слышали, что земляне из старшей группы «Звездочки» самые умные и дружные, а раз так, ждем вас в космосе! Попробуйте разгадать наши задания. За правильно выполненное задание вы получите часть спрятанного космического клада, соберите все части и клад ваш! А если не справитесь, будете ссориться и шуметь, попадете в космическую дыру и останетесь там навсегда!
Зиг-зег-заг.
Удачи вам, вот так!»
Беседа.
- Что нам нужно сделать?
-Договоритесь, кто из вас будет хранить части клада в бортовой сумке?
-Ребята, а как называют людей, проводящих испытания космической техники в космическом пространстве?
-Значит, кем вы будете? Путь предстоит не легкий, ведь в космическом пространстве много разных опасностей. Вы готовы? Тогда нужно лететь.
-А на чем отправимся в космос? А чтобы нам пройти на космодром и занять места в ракете - вспомните первый звук в вашем имени.
-Первыми проходят космонавты, имя которых начинается на гласный звук. Вторыми проходят космонавты, имя которых начинается на согласный звук.
Проходят в воображаемую ракету.
-Все справились с заданием. Это была у нас разминка. А сейчас заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь-поврежден бортовой компьютер.
-Проведем распознавание ваших голосов. Ответ должен быть полным.
Вопросы (голос компьютера).
-Распознавание ваших голосов завершено.
ФРАГМЕНТ КОСМИЧЕСКОГО КЛАДА!
-Мы отправляемся. Занимаем места в космическом корабле, пристёгиваем ремни безопасности. Начинаем обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1, 0 – пуск.
Физ.минутка «Ракета».
-Полёт проходит успешно. Предлагаю подкрепиться.
Игра «Определи количество слогов».
Перед каждым экипажем лежит тюбик и картинка с изображением космической еды. На тюбике изображена слоговая схема слова. Вам необходимо выбрать только ту картинку, которая соответствуют количеству слогов на вашем тюбике, а затем объяснить свой ответ.
У вас одна космическая минута.
ФРАГМЕНТ КОСМИЧЕСКОГО КЛАДА!
-Ну, вот мы и подкрепились. Возвращаемся в ракету. На нашем пути следующее испытание.
Загадка. Слайд «Комета».
«В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…Комета».
Игра «Поймай звук».
Вы хлопаете, если в слове есть звук [к]-[к,].
Х, б, кя, хе, хо, кА, кот, камок, дом, кит.
ФРАГМЕНТ КОСМИЧЕСКОГО КЛАДА!
-Внимание! Внимание! Предлагаю экипажу надеть космические скафандры и выйти в космос.
Имитация надевания скафандров.
-Ребята в космосе нет притяжения Земли, и мы в состоянии невесомости. Давайте испытаем это состояние.
Упражнение «Невесомость».
Загадка. Слайд «Космическая дыра».
«На нашем пути:
Видим, в космосе нора -
Это чёрная (дыра)».
-Нам нельзя приближаться близко, иначе черная дыра нас затянет. Чтобы нас не затянуло, остановимся на неизвестной нам планете.
Игра «Найди место звуков [д]или[д,] в слове».
Перед вами звуковая ракета и картинка с изображением предмета, в названии которого есть звук [д] или [д,]. Определите место звука в слове, объясните свой ответ.
ФРАГМЕНТ КОСМИЧЕСКОГО КЛАДА!
-Мы благополучно пролетели мимо чёрной дыры.
-Ребята посмотрите, эту планету атаковали падающие звезды (воспитатель кладет слоги на каждый стол).
-Как называется это космическое явление? Звездопад.
Слайд «Звездопад».
Чтение слогов.
ФРАГМЕНТ КОСМИЧЕСКОГО КЛАДА!
Дети складывают из фрагментов целое (алфавит).
Находят плакат «Алфавит».
-А теперь нам пора возвращаться домой. Закроем глаза и скажем волшебные слова:
«Из полёта возвратились
И на Землю приземлились».
Рефлексия.