Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Значение русской народной музыки в воспитании юного пианиста

Цель • гармоничное развитие юного исполнителя посредством глубокого изучения музыкального фольклора и народного творчества Задачи Воспитательные 1. Воспитывать духовно нравственную личность с помощью народной музыки 2. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине 3. Воспитывать потребность в изучении народного фольклора. Развивающие 4. Развивать умение использовать полученные знания и навыки о средствах выразительности народной музыки в работе над художественными произведениями. 5. Развивать и совершенствовать навыки освоения пианистических приемов на основе интонаций народной музыки 6. Развивать полифоническое мышление, мелодический слух ребенка при помощи изучения произведений русского фольклора. 7. Развивать память, фантазию, внимание, слуховой контроль, активизировать восприятие и творческую активность. Образовательные 8. Расширять музыкально-теоретические представления обучающегося о народном искусстве 9. Давать представление о новых характеристиках фортепианного звука на основе изучения народной музыки.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВЛАСИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МУДО ДШИ «Гармония»

____________________ Н.К. Григорян

«___»______________________ 2022 г.

Доклад – методическое занятие

преподавателя по классу фортепиано

Лободиной Елены Ивановны

Тема: Значение русской народной музыки в
воспитании юного пианиста




Дата проведения доклада: 23.10.2022
Время проведения доклада: 11.00
Место проведения доклада: ДШИ «Гармония»

Цель:

Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать духовно нравственную личность с помощью народной музыки;

2. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине;

3. Воспитывать потребность в изучении народного фольклора.


Развивающие:

4. Развивать умение использовать полученные знания и навыки о средствах выразительности народной музыки в работе над художественными произведениями.
5. Развивать и совершенствовать навыки освоения пианистических приёмов на основе интонаций народной музыки;

6. Развивать полифоническое мышление, мелодический слух ребёнка при помощи изучения произведений русского фольклора.
7. Развивать память, фантазию, внимание, слуховой контроль, активизировать восприятие и творческую активность.


Образовательные:

8. Расширять музыкально-теоретические представления обучающегося о народном искусстве;
9. Давать представление о новых характеристиках фортепианного звука на основе изучения народной музыки.


Реализуемые педагогические технологии:
- технология индивидуализации обучения;

- технология педагогического общения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- развивающего обучения.


План.

Введение.

1. Значение и изучение русского народного творчества будущим музыкантом:
- роль русских народных песен и мелодий  на начальном этапе обучения;
- осмысление музыки через текст и интонацию;
- формирование пианистических навыков на основе народной музыки;
- основные жанры – из народной музыки.


Заключение.

Список литературы.

Введение

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Д.С. Лихачев

Народная музыка - это культурное наследие предшествующих поколений, которое даёт представление об образе жизни, обычаях и традициях наших предков. Изучение народного творчества расширяет кругозор ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эстетический вкус. На занятиях в Детских музыкальных школах и Школах искусств знакомство с этим направлением происходит путём прослушивания и разучивания произведений, в основу которых легли народные мелодии. Выразительному исполнению репертуара способствуют знания ребенка о смысловой нагрузке данной темы; о её предназначении. Погружаясь в творческую атмосферу быта деревенских людей, ребёнок начинает понимать красоту русской мелодии, простоту и прелесть танцевальных движений, добрый смысл, заложенный в песенных текстах. Разнообразие жанров дает понимание музыкальной одарённости и духовной развитости прошлых поколений. Тяготение к выражению своих эмоций через музыку и танцы говорит об одухотворенности русского человека, о его нравственной культуре. Знакомство ребёнка с народным репертуаром и развитие исполнительского навыка должно идти в тесной связи с приобретением знаний об истоках музыкального народного творчества, что способствует точному пониманию музыкального образа и, как следствие, выразительному исполнению музыки.


Значение и изучение русского народного творчества будущим

музыкантом.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.

В русском народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребёнок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Народное творчество России богато ритмами и повторами, оно несёт в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребёнку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребёнок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для личностного развития: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к русскому народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи как в деревне, так и в городе. Поэтому неоценимо значение воспитания любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, развить в детях такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Русское народное творчество - это огромный пласт различных видов искусства, но в данной работе мы будем обращаться именно к устному и музыкальному творчеству.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с песнями, поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития обучающихся.

 Многовековая отечественная культурная традиция выработала свои методы воспитания и обучения человека. В интеллектуальном марафоне, предлагаемом современной школой, душевные качества, которые являются отличительной особенностью русского характера, любовь во взаимоотношениях с людьми, способность к сопереживанию, многое другое остаются за гранью воспитательного и образовательного процессов. Поэтому мы должны приложить все усилия, чтобы как можно ближе познакомить юных музыкантов с народной музыкой. Фактически - мы должны раскрыть черты характера своего народа.

Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки.

Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость обучающихся, воспитывает зачатки музыкального вкуса. К сожалению, в наше время, очень мало возможностей услышать народную музыку в любом исполнении, особенно -  в хорошем. Ни по радио, ни по ТV, не услышишь сегодня русских народных песен, не увидишь русского хоровода, весёлой пляски. Наши дети лишены тесного общения с родной музыкальной культурой. Поэтому на плечи музыкальной школы ложится не только обучение детей определённым исполнительским навыкам, но и приобщение ребят к огромному пласту русской народной музыки, а дальше – к плеяде великих русских композиторов: М.И, Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского - Корсакова, П.И. Чайковского, С. В, Рахманинова и других композиторов. Для них народное творчество было источником неиссякаемого вдохновения и высочайшего совершенства.

  Незамысловатые песни-потешки способствуют эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических чувств, ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительное восприятие окружающего мира.

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают его внимание, доставляют радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Значение народных песен в становлении юного музыканта переоценить невозможно. С первых же уроков педагог обращается к народным попевкам и песенкам - «Андрей- воробей», «Два кота», «Как пошли наши подружки», «Во саду ли, в огороде» и другим, самым простейшим. Именно эти песенки для многих стали первыми, любимыми произведениями. Ещё не знакомые ни с нотной записью, ни с названием нот, ребята с радость подбирают мелодии из одного-двух звуков на клавиатуре. Даже обучающиеся с неразвитым слухом справляются с этим заданием. На простых песнях даётся понятие о транспонировании.

 Следующим этапом становятся  4-7- звучные песенки - «Василёк», «Петушок», «Ходит зайка по саду»,  «Весёлые гуси»,
«Журавель», «Дождик» - этот список может стать бесконечным, ведь педагоги – музыканты всех специальностей начинают работать именно с этими песнями. Каждая такая пьеса, в которой заложен понятный и близкий детям стихотворный текст, яркий художественный образ, становится источником радости и творчества ребёнка. Именно эти песни становятся источником вдохновения и ярких эмоциональных переживаний юных музыкантов.

Весь период подготовительного развития юного пианиста (как и любого музыканта), основан на использовании народного творчества. А ведь, по существу, этот период является очень важным в становлении юного музыканта.

В 1-2 классе продолжается приобретение новых пианистических навыков. Это и поочерёдное ведение мелодии двумя руками («Ой, ты дивчино»), использование квинтового аккомпанемента («Пастух играет»), добавление простейшего аккомпанемента в левой руке («Лопнул обруч», «Я на горку шла»). Огромное значение в разучивании первых пьес приобретает подтекстовка. А народные песни всегда имеют яркий, запоминающийся образ и понятный текст. «Коровушка», «Как под горкой, под горой», «Ходила младёшенька» и другие песни становятся незабываемыми яркими впечатлениями для начинающего пианиста.

Первые навыки кантиленой музыки, певучей и неторопливой, приобретаются на колыбельных песнях («У кота-воркота», «Баю-бай») такие песни в народе называли байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока.

Незаменимы обработки народных песен в развитии полифонического мышления юного пианиста. «На горе, горе», «Отчего соловей», «Эй, ухнем», «Как пойду я на быструю речку», «Ивушка», именно на таких пьесах можно просто и доступно объяснить, что такое имитационная, подголосочная, контрастная полифония. Ведь при работе над полифонией важно добиться, чтобы ученик реально услышал сочетание двух голосов. Примером может служить обработка К. Сорокиным песни «Катенька весёлая», названная им «Пастухи играют на свирели». Двухголосная подголосочная полифония в этой пьесе становится доступной ученику благодаря программному названию. Ребёнок легко представляет здесь два плана звучности: как бы игру взрослого пастуха и маленького пастушка-подпаска, подыгрывающего на маленькой дудочке.  В таком виде полифонический язык становится близким и понятным, и помогает в дальнейшем развитии пианистических навыков. Ученики, с детства воспитывающиеся на образцах народного многоголосия, впоследствии лучше воспроизводят полифонию и в сочинениях русских композиторов.

Огромное значение для детского репертуара имеют вариации различных композиторов на темы русских, украинских, армянских, грузинских песен. Вы сами знаете, как трудно сразу начинать играть крупную форму. Размеры произведения пугают юного ученика, но когда он слышит знакомую, простую и очень красивую мелодию, он готов с радостью разучивать даже длинное произведение. Вариации сочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы, поэтому ученик, работая над ними, приобретает особенно разнообразные исполнительские навыки. Подобно миниатюре, каждая отдельная вариация требует лаконизма выражения, умения в немногом сказать многое. Вместе с тем, при соединении вариаций в единое целое, ученик сталкивается с задачами объединения в единое целое всего цикла. Вариации И. Литковой на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка», Т.Назаровой на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я», вариации Т.Смирновой, Д. Кабалевского, В.Харламова  и других композиторов стали любимыми произведениями педагогов и детей.

При работе с учеником над вариациями важно остановиться на теме - найти текст, определить характер, строение. Это помогает ученику понять и показать смысл каждой вариации.  В некоторых произведениях варьируется мелодия темы, в других - она остаётся неизменной и меняется лишь гармония и фактура.

Особое значение занимают народные мелодии в классе фортепианного ансамбля.  Украинский танец «Казачок», русская народная песня «Светит месяц», «Здравствуй, гостья – зима!» обр. Н.А. Римского-Корсакова, украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»: эти пьесы стали незаменимыми на начальном этапе игры в ансамбле. И не случайно названы не только русские, но и песни других народов. Ведь народы, населяющие нашу огромную страну, всегда были очень дружны, и творчество каждого народа взаимно дополняло друг друга.

Заключение

Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры. Этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.

Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Можно заметить, просмотрев сборники для начинающих пианистов, что с каждым новым изданием печатается всё меньше народных песен, обработок. К сожалению, многие замечательные произведения становятся забытыми и невостребованными. Это огромное упущение, и надо стараться восполнить его в процессе подбора репертуара.

Необходимо сохранять свою культуру, систематически использовать в практике своей работы различные произведения русского народного творчества, которые способны прививать детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней.


Список литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области