Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Зимующие птицы для детей младшего дошкольного возраста"

Цель Развитие интереса к окружающему миру природы - зимующим птицам. Задачи Формирование у детей представлений о том, кто такие зимующие птицы. Активизация познавательной деятельности малышей. Расширение представления о зимующих птицах умения различать птиц воробей, голубь, ворона, сорока, снегирь. Способствовать развитию конструктивных, художественно-творческих умений и навыков памяти, речи детей мелкой моторики рук. Воспитание заботливого отношения к птицам, желания помогать им в трудных зимних условиях.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Частное дошкольное образовательное учреждение

г. Екатеринбурга Детский сад 125 ОАО «РЖД».

«Зимующие птицы»

Краткосрочный проект с детьми 2-й младшей группы

Составила:

Воспитатель: Мелехова О.В.

2022г.

ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

для детей второй младшей группы.

Подготовила и провела: Мелехова Ольга Владимировна

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Тип проекта:  познавательный

Вид проекта: групповой.        

Возраст детей: вторая младшая группа.

Период выполнения: с 05.12.22 по 12.12.22 года.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.

Актуальность: в дошкольном возрасте происходит становление личности, формирование начала экологической культуры. В этом возрасте важно пробудить в детях интерес к живой природе, любовь и бережное отношение к ней.

С началом зимы, перелётные птицы улетают в тёплые края, а те, которые остались, вынуждены искать себе корм сами. Ребята решили узнать: кто остаётся зимовать вместе с нами, хватает ли им еды.

У детей недостаточно информации о том, кто такие зимующие птицы и почему их так называют.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы, научить оказывать посильную помощь нашим пернатым друзьям.

Цель: Развитие интереса к окружающему миру природы - зимующим птицам.

Задачи: Формирование у детей представлений о том, кто такие зимующие птицы. Активизация познавательной деятельности малышей. Расширение представления о зимующих птицах: умения различать птиц (воробей, голубь, ворона, сорока, снегирь). Способствовать развитию конструктивных, художественно-творческих умений и навыков; памяти, речи детей; мелкой моторики рук. Воспитание заботливого отношения к птицам, желания помогать им в трудных зимних условиях. 

Материал: Иллюстрации с изображением зимующих птиц; маски для подвижных игр; художественная литература по теме проекта, аудиозапись «Голоса птиц» ИКТ.

Предварительная работа:

1. Подбор методической литературы по теме.

2. Подбор художественной литературы по теме.

3. Подбор дидактических и подвижных игр, наглядного материала.

Продукт проектной деятельности:

Создание коллективной работы в технике рисования и аппликации по теме «Зимующие птицы».

Предполагаемый результат:

Оформление альбома по теме проекта «Зимующие птицы».

В ходе реализации проекта в группе созданы необходимые условия по формированию представлений о зимующих птицах. Расширен кругозор, сформирована познавательная активность. Развиты любознательность и творческие способности малышей. Пополнится развивающая среда.

У детей формируется чувство ответственности и заботы за птиц.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми и родителями по теме проекта:

Воспитатель: Разработка методических материалов.

Подбор оборудования для занятий, бесед, игр.

Подготовка атрибутов для проведения игр, НОД.

Подготовка консультации для родителей.

Сотрудничество с родителями: привлечь родителей к сотрудничеству в проектной деятельности;

- к подбору фотографий, иллюстраций, стихов, загадок о зимующих птицах;

2. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

- беседы: «Кто такие зимующие птицы.

-чтение художественной литературы (стихотворения В. Берестов «Воробушки», А. Прокофьев «Снегирь»,

- разучивание А.Я.Яшин «Покормите птиц зимой», рассказов: И. Тургенева «Воробей», С. Маршак «Где обедал воробей?», М.Горького «Воробьишко».

- рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы».

- отгадывание загадок о зимующих птицах.

- занятие по лепке «Воробушки».

- наблюдения во время прогулки за прилетевшими птицами на участок детского сада. 

- пальчиковая гимнастика по теме «Зимующие птицы» - «Мы кормушку смастерили», «Сорока - белобока».

- дидактические игры: «Какие голоса подают птицы», «Один - много», «Назови и покажи зимующих птиц».

- раскрашивание раскрасок «Зимующие птицы».

- прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

- подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Воробышки и кот».   

Мероприятия по работе с родителями:

Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме проекта.

Оформление папки - передвижки «Зимующие птицы», памятки для родителей «Покормите птиц зимой».

3. Заключительный этап:

- Проведение выставки «Покормите птиц зимой» - Совместно с родителями создание альбома «Зимующие птицы».

- Создание коллективной работы с детьми.

В рамках акции «Покормите птиц зимой» проведена работа по экологическому воспитанию, познавательно речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию воспитанников.

У детей был выражен положительный эмоциональный настрой во время проведения мероприятий. Проведена работа по сплочению отношений воспитанников, педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

- Развит познавательный интерес к братьям нашим меньшим - птицам.

- Даны представления о внешнем виде птиц, о поведении, о том, чем они питаются, какую пользу приносят.

- Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

- Воспитано чувство любви и бережного отношения к птицам.

Для педагога:

- В групповом помещении пополнилась развивающая среда атрибутами для игр, дидактическими играми, создана картотека стихов, загадок по теме проекта.

- Повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение методом  проекта в работе с детьми.

Для родителей:

- Просвещение родителей по теме проекта (передача им необходимой информации по тому или иному вопросу - индивидуальные и групповые консультации ...).

- Родители и дети приняли активное участие в оказании помощи пернатым в трудное зимнее время.

- Укрепление детско-родительских отношений, выявление и развитие творческих способностей детей и родителей.

Беседа: «Кто такие зимующие птицы?».

Задачи: Формирование представлений о зимующих птицах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение и расширение словаря по теме: птица, голова, крыло, хвост, клюв, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, голубь, летает, прыгает, клюёт. Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Развитие связной речи. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, голубь, ворона, сорока; снегирь, синица); таблица «Строение птиц».

Ход беседы. Дети садятся полукругом.

- Ребята, каких птиц вы знаете?

- А кто такие зимующие птицы?

- Почему их так называют?

- Хотите узнать?

Наступают холода. Птицы улетают в тёплые края. Те птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам с севера, называют – зимующими.

- Каких птиц зимой в нашем крае вы видели?– это голуби, воробьи, сороки, вороны …

Зимой в городе можно увидеть таких лесных обитателей, как снегири, свиристели, совы. В холодное время года им всё труднее и труднее добывать себе пропитание. Поэтому они перебираются ближе к человеку.

- Скажите, что общего у всех этих птиц? (у них есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги, хвост).

Молодцы!

- Что вы можете про него сказать?

- Какого цвета оперенье? ЦВЕТ.

- Что у него есть? (голова…) ЧАСТИ ТЕЛА.

- Где она обитает? (под крышей) ДУПЛО.

- Чем питается? СЕМЕНА, ЯГОДЫ.

- Назови её птенца? ПТЕНЕЦ.

- Как люди помогают птицам зимой? ЧЕЛОВЕК, КОРМУШКА

Физкультминутка «Птички»

Птички прыгают, летают Дети прыгают
Крошки птички собирают. «клюют»
Пёрышки почистили,
Клювики почистили   изображают
Птички летают, поют машут руками
Зёрнышки клюют наклоняются
Дальше полетели
И на место сели   «улетают», садятся

Молодцы, отдохнули, а теперь приготовили ушки и внимательно слушаем.

Обобщение ответов детей: Тело воробья покрыто перьями, серого и коричневого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов. Воробей может летать, прыгать, чирикать, сидеть. Питается насекомыми, крошками, зёрнами, семенами. Он друг человека, потому что поедает вредных насекомых. Значит, приносит пользу.

Обратите внимание на эту иллюстрацию (Рассматривают иллюстрацию с изображением голубя).

- Вы узнали кто это?

Предлагаю рассмотреть голубя и рассказать о нём (работают по плану составленному выше).

Голубь больше воробья. Тело покрыто перьями, серо-голубого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов, в парках. Голубь может летать, прыгать, ворковать, сидеть. Питается ягодами, крошками, семенами.

Итоги: - Ребята, почему воробушки, воробьи, вороны не улетают от нас в тёплые края? (они остаются зимовать)

- Как называют таких птиц?

Молодцы! Вы очень хорошо сегодня работали.

Занятие по окружающему миру «Зимующие птицы нашего края».

Задачи:

Образовательная: Формирование представления у детей о зимующих птицах нашего края, их особенностях. Знакомство с некоторыми зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, сорока). Показать детям взаимосвязь всего живого в природе.

Развивающая: Развитие чувства сопереживания ко всему живому (птицам).

Воспитательная: Воспитание заботливого отношения к природе и ее обитателям.

Материал: Иллюстрации воробья, вороны, сороки, голубя; кормушка, корм; раскраски для малышей с птицами нашего края.

Ход занятия:

I. Орг. момент.

II. Новый материал.

1.Загадки о зимующих птицах.

Угадайте, что за гости к нам пришли:

Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».
(Воробей)

Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт (Ворона).

Длинный хвост и с белым боком,
А летает не высоко.
Хочет всё стащить с наскока!
Это хитрая ...(Сорока).

Он живет на площадях,

На деревьях, и ветвях.

Он воркует, не поет,

Бодро семечки клюет.

(Голубь)

Вывешиваем иллюстрации птиц на доску

2. Сообщение темы – Сегодня мы с вами будем говорить о птицах, которые живут рядом с нами.

3.Беседа о птицах и их характерных особенностях.

Обращаем внимание на иллюстрации птиц.

- Как вы думаете, как называют этих птицы?

(Этих птиц называют - зимующие).

Посмотрите на них внимательно и скажите:

- Чем они похожи? Что у них общего?

Воспитатель обращает внимание на картинки с изображением птиц, показывает, называет их, отмечает характерные особенности каждой птицы. 

(Есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост и лапки. Тело покрыто перьями, они летают, прыгают, клюют).

Воспитатель стремится к тому, чтобы дети запомнили название этих птиц и характерные особенности внешнего вида каждой птицы (Воробушек - пташка, серая рубашка, сизый голубь…)

4. Физминутка «Птичка-невеличка»

Птичка-невеличка

По небу летала (птички летают),

Села под окошко,

Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),

Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),

Выпрямила спинку.

Песенку запела, в домик полетела (машут руками).

5. Продолжение беседы о птицах (серогрудая ворона, сорока-белобока,).

- А чем они отличаются? (одни большие птицы, а другие – маленькие – размером и цветом)

Умницы!

- Ребята, как вы думаете сейчас легко птицам, когда земля замёрзла, снега много вокруг, когда нет корма? (Им очень трудно, пищи нет).

- Что надо сделать, чтобы помочь пернатым?

(нужно повесить кормушки и накормить) – постоянно добавлять корм в кормушки.

- Кто из вас кормил птичек? (Ответы)

- А чем кормят птиц? (зернышками овса, семечками не жаренными, крошками чёрствого белого хлеба).

6. Я предлагаю вам покормить наших гостей. У нас есть птичья столовая. Давайте насыпим туда корм и пригласим птичек.

7. Чтение стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

- Красивое стихотворение?

-Им очень нужна наша помощь, а особенно зимой.

III.Итоги. Молодцы! Хорошо сегодня работали, ушки все слышали, всё запомнили.

- Какие птички живут рядом с нами?

- Как они называются? Зи…

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Чтение художественной литературы

Стихотворения: В. Берестов «Воробушки», Ю.Марова «Кормушка», А.Прокофьев «Снегирь», Маршак «Где обедал воробей?»; разучивание А.Я.Яшин «Покормите птиц зимой»; рассказов: И. Тургенева «Воробей», С Горького «Воробьишко».

Задачи: Формирование интереса и любви к потребности в чтении. Учить внимательно слушать текст, следить за развитием сюжета. Развитие умения отвечать на вопросы, делиться впечатлением, внимания. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Лепка «Воробушек»

Цель: Вызвать интерес у детей к лепке, формировать умение отщипывать от большого куска теста маленькие кусочки.

Пополнять словарный запас слов. Развивать познавательный интерес и любознательность. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать желание оказывать им помощь.

Предварительная работа: 

1.Наблюдение на прогулках за птицами.

2.Рассматривание картин, иллюстраций

3.Беседы

Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Задачи: Продолжать знакомить малышей с самым распространённым видом народного творчества– загадками. Учить отгадывать их. Развитие мышления, речевого внимания, наблюдательности и смекалки.

Наблюдения на прогулке за птицами прилетевшими на участок. 

Задачи: Закрепление с детьми знаний о зимующих птицах. с детьми (назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу), умения их кормить. Развитие наблюдательности, интереса к окружающей природе. Воспитание заботливого отношения к птицам.

Пальчиковая гимнастика по теме «Зимующие птицы» - «Мы кормушку смастерили», «Сорока - белобока».

Задачи: Развитие мелкой моторики пальцев рук. Профилактика и снятие утомления у дошкольников. Способствовать развитию интеллектуальных способностей детей, освоению речи. Активизация словарного запаса детей.

Дидактические игры:

«Какие голоса подают птицы»

Задачи: Пополнение активного словаря детей по теме «Зимующие птицы». Развитие умения узнавать птиц по голосу, памяти, мышления. Воспитание культуры общения.

Ворона – «кар-кар» - каркает; синица – «тинь - тинь» - тинькает; снегирь – свистит; голубь – воркует; воробей – «чив - чив» - чирикает; сорока – «стр – стр» - стрекочет; сова – «ух - ух» - ухает.

«Узнай и назови ласково»

Задачи: Упражнение в узнавании птицы и словообразовании.

Воробей – воробышек, воробьишко; синица - …

«Скажи наоборот»

Задачи: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу. Развитие памяти, речи детей, мыслительной деятельности.

Закончи предложения: Воробей маленький, а ворона - …

У синички хвост короткий, а у сороки - …

Голубь тяжёлый, а воробей - …

У синички клюв тонкий, а у вороны - …

«Один - много»

Задачи: Упражнение в образовании множественного числа существительных

Ворона - вороны, снегирь - …

«Подскажи словечко»

Задачи: Учить внимательно слушать педагога, договаривать слова. Развитие слухового внимания, чувства рифмы. Воспитание выдержки.

«Назови и покажи зимующих птиц»

Задачи: Развитие у детей умения узнавать и называть птиц по внешнему виду.

Раскрашивание иллюстраций «Красногрудые птахи», «Милые воробышки».

Задачи: Закрепление умения правильно держать карандаш, закрашивать сверху - вниз или слева - направо. Развитие усидчивости, старательности.

Подвижные игры:

«Воробышки и автомобиль»

Задачи: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

«Птички в гнёздышках»

Задачи: Учить детей быстро действовать по сигналу воспитателя; ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Упражнение в беге с увёртыванием. Развитие у детей решительности.

«Воробышки и кот»

Задачи: Учить детей правильно спрыгивать на носки, сгибая ноги в коленях, мягко приземляться. Развитие умения бегать, не задевая друг друга, увёртываясь от ловящего; быстро убегать, находить своё место.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области