Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Приобщение детей дошкольного возраста к чтению

Цель Создание условий для приобщение детей дошкольного возраста к чтению. Задачи 1Формировать представление об основах литературы об их специфике 2Развивать навык совместного слушания, умения правильно отвечать на поставленные вопросы. 3Воспитывать интерес к литературе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

В методе дошкольного воспитания (В.В. Давыдов, А.В. Петровский), отмечают: путь, выработанный человечеством на этапе исторического развития, – включение ребенка в культуру общечеловеческую и своего народа, где есть образы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных оценок. Следовательно, речь идет о приобщении к художественной культуре, искусству – литературе, музыке, живописи, театру [25].

Одним из эффективных средств взаимодействия ребенка с культурой является художественная литература. В работах А.В. Запорожца, Е.А. Флёриной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Л.М. Гурович, З.А. Гриценко, О.С. Ушаковой и др. художественная литература рассматривается как одно из важнейших средств развития личности ребенка. Она будит мысль ребенка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности, в освоении культурно-исторического опыта народа. Богатство литературного опыта оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник [13].

Не случайно, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17 октября 2013 года выделены области «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», содержание которых должно быть «направлено на развитие воображения и творческой активности детей; знакомство с книжной культурой, детской литературой; развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания на слух произведений искусства, в том числе словесного искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой активности детей». А одним из видов детской деятельности является восприятие художественной литературы и фольклора [32].

Работа с книгой включена в содержание всех общеобразовательных программ дошкольного образования. Авторами программ определены цели, задачи, содержание работы в области начального литературного образования дошкольников, представлен круг произведений для детского чтения.

Авторские подходы к решению задач приобщения дошкольников к книге раскрыты в трудах З.А. Гриценко, О.С. Ушаковой, Н.В. Гавриш и др.

Вопрос изучения формирования читательского интереса у детей 4-5 лет остается актуальным и требует дальнейшего углубленного изучения, так как перед специалистами сегодня стоит задача преодолеть прагматический подход к чтению художественной литературы дошкольников. Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека [22].

Приобщить детей дошкольного возраста к чтению – сложный и интересный путь, от воспитателя требуется понимание сути читательской деятельности ребенка, нахождения путей успешного развития читателя.

Возраст детей 4-6 лет период активного интеллектуального развития ребенка основными компонентами литературного образования, по мнению таких педагогов как О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, Л. М. Гурович, З. Я Гриценко и др., выступают: читательский интерес, восприятие и интерпретация художественного произведения, способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.

Дети возраста возраста 4 –5 лет не могут сами приобщиться к чтению книг.

В этом вопросе осведомленным человеком в чтении детской литературы должен быть воспитатель дошкольного учреждения.

Воспитатель реализует задачу и прививает любовь к книге, к ее прочтению и понимания его содержания, бережного отношения. А так же является пропагандистом книги и ее содержания.

Во время прочтения художественного произведения педагог должен реагировать на изменения отношения детей к книге. Наблюдать за реакцией детей на художественный текст, восприятие детей на прочитанное.

При формировании читательского интереса важным значением отводиться правильно сформированному кругу чтению, он должен базироваться на научных принципах, а не на вкусовых пристрастиях родителей и воспитателя.

Изучив современную российскую программу, а так же научно-методическую литературу мы можем выделить следующие показатели уровня читательского интереса в возрасте 5-7 лет.

2) Читает самостоятельно, но быстро устает и меняет круг деятельности.

3) В памяти удерживает содержание прочитанного, умеет сравнивать.

4) Вырабатывается стремления оценить происходящему в книге, поступок героя.

Интересуется человеческими взаимоотношениями как в реальной жизни, так и в книге; проявляет интерес к истории семьи, страны («Что было, когда меня не было?»).

5) Интерес к книгам и к чтению книги у ребенка становится устойчивым.

6) Ребенок может четко высказать просьбу о том, что хотелось бы ему прочитать: читательские пристрастия и предпочтения к книге сформировываются.

7) Создает ролевые игры по сюжетам известных произведений, в памяти удерживает основной сюжет и разнообразит его.

8) Знает наизусть стихотворения, введенные в программу дошкольного учреждения [5].

Данная характеристика служит доказательством того, что любознательность, выраженная такими характерными для дошкольного возраста (3-7лет) психологическими особенностями как:

- высокая эмоциональность ребенка в этот период развития.

˗наблюдательность.

˗подражательность.

˗стремление выразить свои впечатления в игровом и продуктивном видах деятельности,

˗внимание к любой информация о предметном мире.

Большое значение имеет все вышеперечисленное, для развития у детей дошкольного периода эмоционального и интеллектуального компонентов интереса к чтению.

Однако, категория «интерес» в дошкольной педагогике и психологии обозначают, преимущественно, в методе воспитания интересов познания, в то время как интерес к чтению, использование развивающих возможностей литературы правильнее трактовать как педагогически направленный процесс приобщения детей к литературе, цель интереса к чтению является воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко воспринимать и понимать прочитанное, что, в конечном итоге, приводит к развитию эстетического чувства, формированию нравственности [8].

Воспитатель детского сада является посредником между писателем и детьми, так как они являются слушателями, а не читателями. Дети не будут читать, если этого не будут делать взрослые. Воспитатель должен быть убеждён в том, что детская литература, которую он каждодневно читает ребёнку, – это настоящее искусство, которое необходимо донести до сознания ребенка. Воспитатель в работе с книгой должен осознавать, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности.

Формируя культуру личности и читательского интереса у детей дошкольного возраста необходимо учитывать:

1.Организацию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с поставленной задачей.

2.Организацию образовательной деятельности, способствующей формированию интереса к чтению.

3. Совместная работа педагогов и родителей.

Важнейшим условием формирования читательского интереса дошкольников является создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада [14].

Центральное место в ней занимает уголок книги. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Ребенок в этом центре должен иметь возможность самостоятельно, выбрать книгу по своему усмотрению и спокойно рассмотреть ее, вспомнить содержание, вернуться к эпизодам которые его затронули.

Определенные требования к расположению уголка книги которые необходимо учитывать:

1.Уголок книги должен быть расположен вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от общения с книгой.

2.Важно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.

3.К оформлению уголка книги допускает разные варианты: полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы; специально выделенные столы и к ним стулья, диванчик или кресла. Главное задача, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

Подбор литературы для книжного уголка должен соответствовать особенностям и потребностям детей, каждый ребенок должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.

Вместе с художественной литературой в уголке книги должна быть представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии (общие и тематические) для дошкольников, словари, книги по истории и культуре русского и других народов.

Оптимальным будет следующее наполнение книжного уголка:

˗2-3 сказочных произведения, чтобы привлечь постоянный интерес к сказкам;

˗стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Страны, с ее жизнью сегодня для становления гражданской позиции личности ребенка;

˗книги о жизни природы, о животных и растениях;

˗произведения, с которыми в данное время детей знакомят;

˗книги с юмористическими картинками;

˗кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Так же в книжных уголках следует разместить магнитофон, аудиокассеты и CD с записью литературных произведений по программе, диафильмы.

Срок пребывания книги в книжном уголке в среднем составляет 2 – 2,5 недели. Книги которые любят дети могут оставаться в книжном уголке длительное время.

При организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с художественной литературой главное значение является выбор программы, по которой ведется работа.

Таким образом, детство дошкольного периода– первая и основная ступень литературного развития ребенка, особый, сензитивный период воспитания читателя, именно в этот период формируется интерес и потребность в чтении, происходит закладывания основ полноценного понимания и восприятия и художественной литературы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области