Межпредметные связи на уроках литературы и ОБЖ
В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они играют существенную роль в формировании знаний и умений обучающихся при изучении многих учебных предметов, в том числе и ОБЖ.
Французсский философ Рене Декарт сказал: «Все науки настолько связаны между собой, что легче их изучить все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех».
Одним из новшеств современной методики является интегрированный урок. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. По своей сути, школьный предмет ОБЖ уже является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.
Сама специфика «Основ Безопасности Жизнедеятельности» на современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этому предмету. ОБЖ даёт новое видение явлений, изучаемых другими предметами в школе, указывает на объективно существующие законы и тем самым делает интегрированные знания обучающихся более глубокими и практичными.
Приведу несколько примеров межпредметных связей на уроках:
Остановимся подробнее на этой связи. Например. При изучении темы «Пожары» вы можете обратиться к преподавателю литературы и построить интересный интегрированный урок на эту тему в форме соревнования, игры, викторины, конференции, устного журнала и т. д..
Многие писатели в своих произведениях описывали пожар. Они рассказывали, почему он возникает, к чему приводит и как надо действовать во время пожара.
С детства нам знакомы и любимы строки С. Я. Маршака:
«Тили-тили, тили- бом! Загорелся кошкин дом.»
О небезопасной игре со спичками пишет и Б. Житков в рассказе «Пожар», а в рассказе «Дым» предупреждает: «Дым страшнее огня». Рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы» о пожаре в лесу, как об очень страшном явлении. Самоотверженность человека, готового в трудную минуту протянуть руку помощи попавшим в беду людям - основная мысль поэмы «Пожар». С. Маршака.
« Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер 01».
М. Горький в повести «Детство» в эпизоде, где показан пожар, очень четко указал место каждого героя и становится понятно, кто готов к опасности, а кто нет. В повести «Пожар» В. Распутин показывает нам, как по – разному люди ведут себя на пожаре, как проявляется характер и человеческие качества.
Ненавязчиво и доходчиво писатели объясняют детям разного возраста, почему нельзя играть с огнем, чем он опасен и как правильно действовать, оказавшись в чрезвычайной ситуации.
Можно взять только одно значимое произведение литературы и на его примере подробно и интересно построить интегрированный урок ОБЖ, например, по теме: «Лес. Неожиданные встречи в лесу». Рассмотрим фрагменты такого урока по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро».
Учитель ОБЖ: Давайте рассмотрим животный и растительный мир заполярной тайги в рассказе. (Класс разделён по группам: «лесники», «охотники», «рыбаки»).
Всем группам даются задания:
Учитель ОБЖ:
– Перечислите породы рыб, встречающихся в рассказе. Давайте с ними познакомимся слайд
– Перечислите всех птиц, встречающихся в рассказе. Слайд
– Назовите животных, упомянутых в произведении. Слайд
– Как вести себя при встрече с хищным животным? Слайд
Учитель ОБЖ: Давайте с вами рассмотрим, как главный герой рассказа смог выжить в тайге.
На дом можно, например, дать задание составить «Памятку о поведении в лесу»
Примером реализации межпредметных связей во внеурочной деятельности служат проекты по ОБЖ, создаваемые обучающимися. Так, например, тесное сотрудничество обучающихся с учителями истории и литературы помогает проводить поисково-исследовательские работы по истории родного края.
Межпредметные связи успешно реализуются обучающимися старших классов, входящими в «Лекторскую группу» школы, которая проявляет свои способности в написании статей и подборе информации на темы ЗОЖ, поведении в чрезвычайной ситуации, безопасности на дороге, в лесу, на реке и т.д.
Педагогическая практика показывает, что широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у обучающихся такие межпредметные умения, как: устанавливать и объяснять причинно-следственные связи явлений различной природы, систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных дисциплин.
Таким образом, если знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, будут взаимосвязаны, взаимообусловлены и будут представлять собой единый комплекс, человек сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач.