Конспект НОД
Речевое развитие детей раннего возраста
Воспитатель: Шалдина Александра Евгеньевна
Цель: создание условий для развития речевой активности у детей раннего возраста.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятиями «на» и «под»;
-закрепить понятие большой и маленький;
- закреплять умение наклеивать готовые формы на лист бумаги.
Развивающие:
- развивать зрительные и слуховые внимание и память;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
-побуждать детей четко, ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающие предмет или действие;
- формировать навык работы в группе.
Предварительная работа:
- игры по ориентированию в пространстве;
- разучивание артикуляционной гимнастики;
- закрепление понятий «один» и «много»;
- знакомство с понятиями «на» и «под».
Тип занятия: Интегрированное занятие
Вид деятельности: Развитие речи, художественная
Возраст детей: группа раннего возраста (1,5-2 года)
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие
Художественно - эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Материалы:
- набор игрушек по количеству детей;
-наборы посуды по количеству детей;
- листы для аппликации;
-готовые формы для наклеивания;
- клей.
Оборудование:
- большой медведь;
- стол;
- стулья;
- сундук.
Структура занятия: выдержана в соответствии с видом непосредственно образовательной деятельности, образовательная область – «Речевое развитие», учитывается смена локации для детской деятельности, счертание и чередование двигательной и умственной активности. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.
Организационный прием «Приветствие» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива. Сюрпризный момент направлен на создание мотивации у детей на предстоящую деятельность. Закрепление артикуляционной гимнастики.
В основную часть НОД были включены задания, направленные на повторение понятий «большой» и «маленький», знакомству и закреплению новых понятий «на» и «под», закрепление имеющихся знаний детей.
В заключительной части
Рефлексия - вопросы детям: Где игрушка? Где мячик?
говорящие дети отвечали, не говорящие показывали. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности.
Продолжительность занятия: соответствует требованиям Сан ПиН (не более 10 минут)
Основной метод: игра и создание проблемной игровой ситуации, так же использовались и другие методы:
- словесный (беседа, вопросы)
- игровой момент (ситуация накрывания на стол чайного набора посуды, рассаживания игрушек за столы, имитация походки медведя и зайца, артикуляционная гимнастика)
Взаимодействие педагог-ребенок: внимание уделено каждому ребенку: одобрение, похвала, помощь, дети были активны.
Вывод: поставленная цель и задачи были выполнены.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Скажем, здравствуйте.
Дети: Здравствуйте (для не говорящих детей: машем рукой, киваем головой).
Воспитатель: Предлагаю, сегодня с вами поехать в гости на поезде к Мишке. Встанем паровозиком, друг за другом, и поедем (дети идут друг за другом, воспитатель впереди).
Звучит музыка из мультика «Паровозик из Ромашково»
Воспитатель поёт, дети подпевают «чух-чух-чух», «ту-ту-ту», двигаются в ритме. (Приложение 1)
Воспитатель: Приехали. Стоп.
Дети: Стоп. Приехали.
Воспитатель: Посмотрите, дети, на поляне Мишка сидит и нас ждёт. Давайте поздороваемся с Мишкой. Здравствуй Мишка.
Дети: Здравствуй Мишка!
Воспитатель: Мы к тебе, Мишка в гости приехали! Мишка- это игрушка, которая не умеет говорить. А мы умеем, нам помогает язычок.
Воспитатель вместе с детьми выполняет речевую гимнастику для язычка. (Приложение 2)
Воспитатель подходит к Мишке берет его на руки, подносит к уху и слушает, что шепчет Мишка.
Воспитатель: Ребята, Мишка говорит, что нас ждал, и рад нас видеть. Мы тоже рады тебя видеть Мишка, правда, ребята?
Дети: Рады тебя видеть.
Мишка опять шепчет воспитателю что-то на ухо.
Воспитатель: Мишка говорит, что для нас приготовил сюрприз, давайте посмотрим?
Дети: Да, посмотрим.
Мишка показывает на сундучок, который стоит рядом с ним.
Воспитатель: Ой, какой красивый сундучок, такой большой. Ребята, какой сундучок?
Дети: Большой, красивый.
Воспитатель: Что там, Мишка? (Мишка шепчет на ухо воспитателю) Хотите дети посмотреть?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель с детьми смотрят в сундучок.
Воспитатель: Это что?
Дети: Игрушки!
Воспитатель: Мишка говорит, что не знает, что с ним делать. Что делать с игрушками?
Дети: Играть.
Воспитатель: Ну давайте выбирать кому что достанется.
Воспитатель берет сундучок и двигает его ближе к детям, приговаривая:
- Вот чудесный сундучок,
Всем ребятам он дружок.
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там.
Воспитатель предлагает каждому ребёнку заглянуть в сундучок и вытащить игрушку. Дети по очереди достают игрушку, воспитатель называет, дети повторяют. Воспитатель задаёт наводящие вопросы, поощряет ответы детей, хвалит их. В сундучке тарелка, чашка, мячики, кукла, зайка, собачка, маленький мишка (по количеству детей).
Воспитатель: Ой, как много у Мишки игрушек, правда, ребята?
Дети: Да, правда.
Воспитатель: Даже есть маленький Мишка, твой дружок, Мишутка. Он такой же толстенький и косолапый. Ребята, покажите какой Мишутка маленький?
Дети: Маленький.
Воспитатель: А какой Мишка большой?
Дети: Большой.
Воспитатель: Как ходит Мишка? Покажите, детки. (дети показывают)
А давайте покажем, какой дом у Мишки, большой.
Дети: Большой. (дети показывают)
Воспитатель: А какой у Зайки, маленький. (дети повторяют)
Дети: Маленький. (дети показывают)
Воспитатель вместе с детьми делает физ-минутку:
Разминка:
У медведя дом большой – дети разводят руки
А у зайки маленький – дети приседают
Вот медведь идёт домой – дети идут, подражая медведю
А за ним и заинька – дети прыгают на двух ногах.
Воспитатель: Может пригласим игрушки пить чай?
Дети: Да, пригласим?
Воспитатель: Покажем, как нужно правильно накрывать на стол?
Дети: Покажем!
Воспитатель: Ребята берите стульчики и несите их к столу.
Дети ставят стульчики
Воспитатель: Куда мы поставили стульчики?
Дети: К столу.
Воспитатель: А что нужно поставить на стол, чтобы попить чай?
Дети: Чашку, блюдце, чайник.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Чашки, блюдца и чайник. Мишка, а у тебя есть чашки, блюдца и чайник?
Мишка шепчет на ухо воспитателю.
Воспитатель: Ребята, Мишка сказал, что у него все это есть и лежит в сундучке.
Дети вместе с воспитателем достают из сундучка чашки, блюдца и чайник.
Воспитатель: Сначала нам нужно поставить блюдце на стол. Куда мы положили блюдце?
Дети: На стол.
Воспитатель: Правильно на стол. А теперь, поставим на блюдце чашку. Где блюдце?
Дети: Под чашкой.
Воспитатель: Правильно под чашкой, а где чашка?
Дети: На блюдце.
Воспитатель: Правильно, на блюдце. Какие молодцы, как красиво накрыли на стол. А теперь пора приглашать игрушки к столу, пить чай. Давайте поможем им?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Посадим игрушки на стульчики?
Дети: Посадим.
Дети берут по игрушке и сажают их на стульчики.
Воспитатель: Где у нас теперь игрушки?
Дети: На стульчике.
Воспитатель: Посмотрите, мячик, не может сидеть на стульчике.
Он круглый и скатывается. Какой мячик?
Дети: Круглый.
Воспитатель: А может, положим, его под стульчик?
Дети: Да.
Дети кладут мячик под стульчик
Воспитатель: Где у нас мячик?
Дети: Под стульчиком.
Воспитатель: А игрушки посадим на стульчик. А где у нас игрушки?
Дети: На стульчике.
Воспитатель: Правильно, на стульчике. А давайте с вами сделаем сюрприз для наших игрушек, пока они пьют чай?
Дети: Сделаем сюрприз.
Дети: мы сделаем открытку.
Продуктивная деятельность: Аппликация.
Дети наклеивают готовые формы мячика и игрушки на открытку где изображена картинка стула.
Воспитатель: Какие красивые открытки у нас получились! Вы большие молодцы! Теперь мы с вами уберем открытки в сундучок к Мишке на память.
Дети убирают готовые открытки в сундучок.
Воспитатель: А теперь мои ребятки пора нам возвращаться. Давайте встанем паровозиком друг за другом и поедем на поезде в группу.
Воспитатель: До свидания Мишка.
Дети: До свидания Мишка.
Воспитатель: До свидания гости.
Дети: До свидания гости.
Дети встают друг за другом и прощаются, уезжая на поезде, проговаривая ту-ту, чух-чух.
Приложение1.
Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий,
Он вагоны повёз,
Будто настоящий.
Чух-чух-чух
Кто едет в поезде?
Наши ребятишки,
В гости поехали
Все детишки к Мишке
Ту-ту-ту
Приложение 2.
«Слоник».
«Ротик я закрыл,
Губки хоботом сложил.
А сейчас вперед тяну
И рассказываю «у-у-у»!»