Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование читательской грамотности у школьников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование читательской грамотности у школьников

Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Предметом измерения является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов.

Что такое читательская грамотность? За основу было взято определение, предложенное в исследовании PISA. «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий:

1. Находить и извлекать информацию:

1.1 Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.);

1.2 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации;

1.2.1 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста;

1.2.2 Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста;

1.3. Определять наличие/отсутствие информации.

2. Интегрировать и интерпретировать информацию:

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.);

2.2 Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста);

2.3 Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста;

2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.);

2.5 Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;

2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста 2.7 Понимать чувства, мотивы, характеры героев;

2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста:

3.1 Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора;

3.2 Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов;

3.3 Понимать назначение структурной единицы текста;

3.4 Оценивать полноту, достоверность информации;

3.5 Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах;

3.6 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

4. Использовать информацию из текста:

4.1 Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний;

4.2 Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний;

4.3 Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу;

4.4 Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста;

4.5 Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую);

4.6 Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

В банке заданий используются следующие виды текстов:

• сплошные (без визуальных изображений);

• несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом). Вместе с тем визуальные изображения могут быть предложены для анализа как источник информации и отдельно, самостоятельно;

• смешанные (содержащие элементы сплошных и несплошных текстов);

• составные (множественные), включающие несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.

Среди сплошных текстов представлены такие типы: 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, репортаж); 3) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); 4) аргументация (комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы).

Несплошные и смешанные тексты, кроме вербальных фрагментов, включают: 1) графики; 2) диаграммы; 3) таблицы; 4) карты, схемы; 5) рисунки, фотографии, 6) формы (анкеты и др.); 7) информационные листы и объявления. Составной (множественный) текст может состоять из текстов одного или разного формата и жанра (например, быть двумя сплошными текстами или объединять сплошной и несплошной текст).

Читательская грамотность – универсальная предметная дефиниция, которая повышает качество освоения каждого предмета школьной программы (чтение, письмо, говорение, слушание).

Форматы, в рамках которых может быть выполнен блок заданий, – могут быть разными:

• школьная диагностическая работа,

• домашнее задание, выполняемое на РЭШ,

• специальное занятие в рамках внеурочного модуля или тренинга, например, погружение для всей параллели, скажем, «Наш мир», «История великих идей» и т.д;

• урок, с которым задания перекликаются по тематике или проблематике. Например, блок «Походы» можно использовать на уроке русского языка, где речь идет о публицистическом стиле и современной публицистике, которая без блогов и возникающей вокруг них коммуникации уже немыслима. Но это может быть и урок обществознания, ОБЖ или другой, проблематика которого перекликается с проблематикой блока. Блоки с художественными текстами («Зарок», «Последняя рубашка», «За тенью» и др.) могут стать основным материалом для урока литературы, многие блоки можно использовать при подготовке к сочинению или изложению, при самостоятельной подготовке устных сообщений по разным предметам, в качестве вводной части урока, на котором обсуждаются глобальные проблемы (например, «Жара», «Осознанное потребление»).

• Межпредметный модуль: взгляд на ситуацию с точки зрения разных предметов: географии, физики, обществознания («Жара», «Эффект бабочки», «Новости»).

1. Приёмы работы с текстом при изучении нового материала

а) Приём «Письмо с дырками (пробелами)».

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.

Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)

1) Имя существительное обозначает...

Отвечает на вопросы...

Начальная форма имени существительного - ... падеж...числа.

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

... или ....

... или ...

Относятся к ... или ..., или ... роду, к ... , или ... , или ..... склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:....

Существительные изменяются по ... и ... .

3) В предложении имя существительное может быть как ..., ... , ... , ... , ... .

Имя существительное не является членом предложения, если...

9 слайд: б) Прием «Верите ли вы, что...»(+ -)

Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил.

в) Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

2. Приемы графической переработки учебного материала

а) Прием «Составление кластера»

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям. Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи

Приём «Опорный конспект»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

3. Приемы, используемые при групповой работе:

а) Приём «Лови ошибку»

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

4. Творческое чтение.

а) Приём «Написание творческих работ»

Хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.

Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

5. ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

а) "Чтение про себя с вопросами"

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

б) Приём – «Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

в) "Синквейн"

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.

Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна:

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

Лето Теплое, солнечное. Купаться, отдыхать, гулять. Лучшее время года. Каникулы.

В методической литературе описано много приемов и технологий развития творческих способностей. Это и сочинения разных жанров, изложения, игры, творческие задачи и др.

Формированию читательской грамотности наши ученики обучаются и по заданиям тематических тестов, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Остановимся на отдельных заданиях

ВПР

С 5 класса по 8 класс

Задания к тексту 2 проверяют сформированность

- навыков различных видов чтения и информационной обработки текста;

- адекватного понимания текстов различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка;

- навыков анализа текста с точки зрения его темы, микротемы, основной мысли, основной и второстепенной информации;

- навыков анализа текста с точки зрения средств языковой выразительности и лексики.

Вопросы формирования читательской грамотности остаются актуальными на протяжении всех лет

5

6

7

8

Номера заданий

Основная мысль текста

8

9

9

7

Извлечение информации

9

11

11

-

Типы речи

10

-

10

-

Лексич.знач.слова

11

12

12

10

Лексич.анализ

12

-

-

-

Стилистич.окраска

-

13

13

-

Значение фразеологизмов, пословиц

-

14

14

14

План текста

-

10

-

-

Средства выразительности

-

-

-

9

19 слайд: Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность — это фундаментальная база функциональной грамотности.

Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет  отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и  на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области