Конспект занятия по развитию экологических представлений для детей второй младшей группы
тема: «Как замечательно зимой в лесу» экскурсия в зимний лес
Цель: Способствовать формированию представлений о зимних изменениях в природе.
Задачи:
- учить детей определять время года и состояние погоды; узнавать следы животных; описывать увиденное, отвечать на вопросы; активизировать словарь по заданной теме;
- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, умение сравнивать, входить в определенный образ, выполнять имитационные движения, коллективные действия;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к прекрасному в природе, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Материалы: игрушка Лесовика, кормушки, ведерко, морковка.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание картин о зиме, заучивание стихов о зиме наизусть, изготовление кормушек.
Участники: дети, родители (законные представители), воспитатели.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель с детьми и родителями приходят лесную зону.
Чтобы вежливыми быть
Нужно “здравствуй” говорить
Всем, кого б ни встретил –
Это знают дети.
Скажешь: “Здравствуй!” и в ответ
Прозвучит: “Привет! Привет!”
Воспитатель предлагает детям поздороваться, со всем, что мы видим вокруг:
- Здравствуй, лес, здравствуйте деревья, здравствуйте птицы, здравствуй ветерок…
2. Основная часть.
- Ребята, сегодня мы будем гулять по лесу, и я вам хочу загадать загадку:
Морозная погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…
- Зима! (Хоровые и индивидуальные ответы.)
- Правильно, ребята зима. А сейчас у нас какое время года?
- Зима.
- А как вы догадались?
- Потому что вокруг снег, мороз, деревья без листьев и т.д.
- Ребята, а какая сегодня погода? (Дети рассказывают, воспитатель помогает и уточняет – какое сегодня небо, есть ли ветер, снегопад, метель, изморозь, светит ли солнышко и т.д.)
- Скажите, ребята, если бы мы с вами рисовали зиму, какой цвет нам понадобился?
- Белый.
- Почему?
- Потому что снег белый, а зимой все в снегу.
- Где мы видим снег?
- На земле, на ветках деревьев и крышах домов.
- Правильно, ребята, снег как покрывало, как одеяло или шапка укрыли весь лес, посмотрите. Воспитатель обращает внимание детей на снежный покров в лесу. Воспитатель вместе с детьми и родителями идёт по тропинке, и рассматривают снежный покров леса. Послушайте пожалуйста стихотворение.
- Снегопад, снегопад,
Шел он день и ночь подряд.
Лег тихонько на дома,
И все поняли – зима!
- Ребята, давайте возьмем снег в руки и рассмотрим его. Какой он?
- Белый снег, пушистый, блестящий, холодный, тает в руках.
Ребята, а тепло ли вы оделись?
- Да. (Дети перечисляют зимнюю одежду)
Логоритмическое упражнение (Выполнять действия по тексту):
Очень холодно зимой!
Но мы пойдем гулять с тобой.
Я надену шубу, шапку, шарфик и еще платок.
А еще красивые, теплые, пушистые
Крошки-рукавички на руки натяну.
И хотя мы маленькие
Наденем сами валенки!
- Молодцы, ребята! Ну, тогда приготовьтесь – путь нелегкий.
На пути сугроб высокий,
Поднимайте выше ноги! (Все вместе шагают по тропинке, поднимая ноги высоко.)
Вот и кончилась тропинка,
Снег глубокий – берегись!
Мы наденем с вами лыжи,
Здесь без лыж не обойтись. (Дети идут шагом лыжников).
Горки ледяные встали на пути.
Здесь уже на лыжах трудно нам пройти.
Ну-ка, сядем в санки, крепче все держись!
Санки быстроходные, с горочки катись! (Дети встают парами с родителем, берутся за руки и бегут – имитируют катание на санях.)
- Вот и приехали! Ребята, а вы знаете, как нужно себя вести в лесу?
- Да, знаем!
Ответы детей.
- Ой, ребята, посмотрите, чьи это следы? Воспитатель обращает внимание детей на следы на снегу. Рассказывает, чьи они – синички или сороки, кошки, а может быть и белочки и предлагает детям пофантазировать, кто и зачем сюда приходил? Может быть, птички играли здесь или искали корм?
- А что это, ребята у вас с собой? –спрашивает воспитатель
- Это кормушки, мы их сами сделали и принесли, чтобы развесить для птиц.
Дети с воспитателем и родителями развешивают кормушки и насыпают корм.
- Молодцы, ребятки, какие вы заботливые! Птицам зимой плохо приходится – холодно, корма мало, ведь все травки под снегом, а рябина, да калина уже закончилась. Вот обрадуются синички да снегири, воробьи да свиристели, когда увидят ваши кормушки!
- Ребята, прислушайтесь к тишине леса, какие звуки можно услышать?
- Ветер гудит; деревья скрипят, качаются; шум птичьих крыльев, голоса птиц, стук дятла, карканье вороны и т.д.
- Ребята, давайте поиграем, чтобы не замерзнуть в игру «Мы мороза не боимся!»
Дети встают в круг, берутся за руки, ведут хоровод.
Уж ты зимушка – зима, зима снежная была,
Все кружила и мела, примораживала.
Дети говорят слова, затем произносят «Мы мороза не боимся, как снежинки разлетимся», разбегаются и останавливаются в красивых позах. (игра проводится 2 раза).
3. Продуктивная деятельность, заключение.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
- Рано утром во дворах
Снег катает детвора
Несмотря на то, что вьюга
Ставят комья друг на друга
Сверху шляпу иль ведро
В нос морковку заодно
Шум стоит и гам и крик
Дети лепят...
- Снеговик! (Хоровые ответы.)
Воспитатель просит ребят и родителей построить для лесных жителей снеговика. После завершения работы воспитатель благодарит ребят и предлагает отправиться в обратный путь. Экскурсия закончена.