Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сенсорные коробки

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Гончарова Татьяна Сергеевна.

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста от 2 до 3 лет. Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитие человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность.

Ранний возраст — период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, окружающее малыша, вызывает исследовательский интерес. Малыши очень любят играть с песком, водой, крупой. Упражнения с этими материалами несут огромную пользу, так как способствуют стабилизации эмоционального фона, дают простор для экспериментирования, что крайне важно также в сложный период адаптации.

Известный педагог Мария Монтессори установила, что возраст от рождения до 3 лет – это период активного сенсорного развития ребенка. В этом возрасте малыш получает информацию о мире в основном через чувства: ощупывая, рассматривая предметы, познавая их свойства, ребенок стремительно развивается.

Задача наша с вами как воспитателей, а так же родителей – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать. Ведь еще знаменитый педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил о том ,что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». И это не просто красивое выражение. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления. Малыш познает мир и развивает речь через пальчики: ему необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из принципов выступает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение его в различные виды деятельности, что указывает на необходимость создания и оснащения развивающей предметно-пространственной среды. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Сенсорная коробка – универсальное средство для развития детей, так как она призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев.

Включить демонстрацию

Слайд 1 Итак тема моего вебинара -Использование сенсорных коробок в работе с детьми. Вообще хочется о том, что я считаю сенсорные коробки -незаменимыми помощниками в развитии детей. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких-либо ограничений.

Слайд 2 И что очень важно – такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат. Так как сенсорная коробка – это ёмкость, наполненная всякого рода тактильным материалом.

Слайд 3 Сенсорной коробкой может быть как картонная коробка (например, из под обуви), так и тазик, миска, пластиковый контейнер, кастрюля. В эту емкость помещаются различные сыпучие или жидкие наполнители, небольшие предметы, игрушки и инструменты для первых опытов.

Слайд 4 Что хорошо подходит в качестве основного наполнителя сенсорной коробки? Крупы (пшено, гречка, овсянка, рис (обычный или покрашенный), кускус, манка), бобовые (чечевица, фасоль, горох), орехи, семечки, макароны, природные материалы (шишки, желуди, трава, солома, листья, мелкие камушки, песок, снег), ватные шарики, кусочки поролона, пряжа, обрезки ткани, пуговицы, грунт для аквариума, вода, гидрогель (аквагрунт), с остальными наполнителями вы можете ознакомиться на слайде.

Кроме того понадобятся небольшие игрушки и предметы быта, с которыми будет интересно играть в коробке. Например, фигурки животных, буквы, цифры, кубики, колечки, шарики, камушки, пуговицы, гаечки, стаканчики, мисочки и т.п. Старайтесь не использовать слишком много элементов, так ребенку будет тяжелее сосредоточиться, да и свободное место в коробке тоже необходимо. Обязательно нужны первые инструменты: совок, ложечки, поварешка, ситечко, грабли и др.

Слайд 5 Правила создания сенсорной коробки

-Дети должны играть с коробкой только под наблюдением взрослых.

-При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.

-До и после окончания работы- помыть руки с мылом!

- Предостережение: перед созданием сенсорных коробок убедитесь, что у детей нет аллергии на какой-либо компонент.

Слайд 6

В чем польза сенсорной коробки?

- Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.

- Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.

- Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.

- Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.

- Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.

- Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода и так далее.

Слайд 7

Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать. Итак, сенсорные коробки:

- не занимают много времени на подготовку;

- не занимают много места;

- практически не требуют финансовых вложений;

- предоставляют множество возможностей для обучения;

-являются отличным дополнением к тематическим занятиям.

Слайд 8

Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды дошкольного возраста.

Для детей 1,5-2 лет используются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям (без предметов). Цель – познакомить с коробочкой, дать ребёнку как можно больше разных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.

Детям 2-3 лет в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать). Цель – развитие координации движений и мелкой моторики. Обучение сортировке предметов по размерам, цветам, свойствам.

Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Цель – развитие воображения. Возможность ребенку самому выбрать игру, материал и предметы наполнителя.

Для детей 5-7 лет сенсорные коробки — пространство для фантазий, логических и познавательных игр.

Игры можно и нужно разделять по гендерному принципу: мальчики выбирают игры с машинками, военную тематику, динозавров, ну а девочки предпочитают фей, единорогов и розовый цвет наполнителя коробки.

В моей группе несмотря на то, что основной возраст детей от 2 до 3, есть исключение это Слава-ей чуть больше годика. К каждому ребенку -индивидуальный подход, предоставлять Славке возможность играть с более сложными коробками было еще рано.

Слайд 9 Такую коробку можно предоставлять ребенку сразу с того момента, как он начинает сидеть. Мелких наполнителей в этом возрасте лучше избегать, кладу в коробку что-нибудь покрупнее, например, хорошо подойдут клубочки, колокольчик, щетка, мячик-ежик, деревянная ложка, губка, кубики, баночка с крупой (в качестве погремушки) и т.п. Желательно, подобрать предметы так, чтобы они отличались по цвету, форме и, главное, на ощупь – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие. Все вещи должны быть чистыми, т.к., скорее всего, малыш будет пробовать их на вкус. Даем ребёнку знакомиться с разными тактильными ощущениями по отдельности (для разработки пальчиков и ручек в целом) Ребенок познает мир, конечно ему захочется взять в рот какой-нибудь предмет, спокойно уберите руку малыша ото рта и объясните, что с этими игрушками можно играть только пальчиками. Так как Слава -достаточно самостоятельный и смышленный ребенок,а уж темболее когда маленький ребенок находится в коллективе более взрослых детей-он начинает «тянуться» в развитии к остальным. Сейчас Слава играет почти во все коробочки остальных деток, некоторые коробочки «упрощаются» для нее.

Хотелось бы показать наши коробочки.

Например:

Слайд 10 «Поиск сокровищ» ЦВЕТНОЙ РИС И КАМУШКИ. Задача деток – раскопать рис и найти волшебные камушки.Еще мы прятали небольшие игрушки из киндера ,которые заранее приносили детки. Также в такой коробке с рисом можно практиковать орудийные действия, поэтому подготовьте совки, ложки и емкости. Тем, кто уже научился справляться с совком, можно показывать, как пересыпать крупу из одной тары в другую.

Слайд 11 12) «Разложи по цвету» цветные макароны нужно рассортировать по цвету,параллельнодетки учат названия цветов .Славке понравилось руками щупать макароны

Слайд 13)кинетический песок. Можно использовать как сенсорную коробку для рисования на песке,так и практиковать орудийные действия.Данная игра была накануне дня матери ,с помощью песенки « я пеку» мы захотели испечь для мамы прянички.

Слайд 14) ) мы играли в море. Из манной крупы и ракушек. Детки раскапывают манку и практикуют щипковой захват ракушек.

Слайд 15) «Поймай меня» доставать рыбки из воды рукой . Игры с водой хорошо устраивать в тазике или в большом контейнере, желательно, заранее постелить на пол клеенку. А еще можно делать для маленьких игрушек кораблики из песочных формочек. Детки просто обожают эту игру. Игра учит малыша рассчитывать свои действия, регулируя нажим, чтобы кораблик не утонул, когда он ставит на него игрушку.При этом одинаково интересно доставать как плавающие, так и тонущие предметы, заодно ребенок получает первое понимание «тонет-не тонет».

Слайд 16) Так же Очень увлекательное занятие – вылавливать из воды игрушки ложкой, поварешкой или ситом.

Можно также взять различные стаканчики и формочки, переливать при помощи них воду, набирать воду большой ложкой в стаканчик

Слайд 17)манка и горох. При помощи сита мы можем научить малыша отделять от манки фасоль, пуговицы или маленькие игрушки. В общем сыграть в Золушку В ходе этого опыта у ребенка складывается четкое представление о совместимости размеров, он понимает, что в мелкие дырочки сита крупные зернышки или предметы никак не поместятся.

Слайд 18)нужно вытаскивать колючие пушистики из манки в.необычные тактильные ощущения также положительно влияют на ребенка.К тому же пушистики четырех основных цветов ,можно их еще называть и сортировать.

На мой взгляд, сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.

Использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию. Что касается периода адаптации,то как мы знаем адаптация вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Чтобы сделать этот процесс плавным, безболезненным и более успешным важно наладить доверительное отношение с каждым ребенком, вызвать положительное отношение к детскому саду. Данные коробки несут огромную пользу, так как способствуют стабилизации эмоционального фона, дают простор для экспериментирования.

Не реже 1 раз в 2 недели

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области