Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Естественно-научная грамотность

Формирование функциональной грамотной личности

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование естественно-научной грамотности на уроках окружающего мира.

Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты: общеучебные явления, естественнонаучные понятия, контекстные ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

Формирование функциональной грамотной личности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные образовательные технологии. Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать следующие технологии:

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Грамотный в этом направлении человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

Россия по естественно-научной грамотности по результатам международного исследования PISA-2018 года занимает 33 место из 36 стран.

Какие же основные проблемы, пробелы в подготовке наших школьников выявляют международные исследования?

Это прежде всего дефицит не просто знаний, а знаний типа знаю как:

• формулировать вопросы;

• обосновывать, доказывать;

• использовать простейшие приемы исследования;

• строить развернутые высказывания;

• устанавливать надёжность информации;

• сотрудничать.

Всему этому можно и нужно учить!

Работа на уроках и во внеурочной деятельности должна быть направлена на формирование у обучающихся таких умений как:

Все вы знакомы с технологией критического мышления, которая направлена на развитие у детей способности ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Использование приёмов данной технологии как раз поможет ликвидировать дефицит и проблемы, которые выявило международное исследование при формировании естественно-научной грамотности.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием. Например:

-на этапе самостоятельная работа дети формулируют вопросы и ответы в группах или парах и записывают в тетрадь наиболее удачный по их мнению вариант.

Тема урока: Растения в домашней аптеке.

Тема урока: Зимняя жизнь птиц и зверей.

Докладчик: Учитель начальных классов МБОУ КР ОО «Гостомльская ООШ имени Н.С.Лескова» Багрова Е.В.

Диагностическая работа по определению естественнонаучной грамотности (ЕНГ) 2 класса.

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

На выполнение работы отводится один урок 40 минут.

В работе даются описания некоторых проблемных ситуаций и задания

к ним.

Задания будут разными. В некоторых из них нужно из предложенных

вариантов выбрать только один ответ, который вы считаете верным, в других

– выбрать два или три верных ответа. Выбранные вами ответы отметьте

значком «√».

Есть задания, в которых необходимо дать свое объяснение и написать

его в рамке.

Одни задания могут показаться вам легче, другие – труднее. В любом

случает не торопитесь сразу давать ответ, а сначала подумайте. Если вы не

знаете, как выполнить какое-то задание, пропустите его и переходите к

следующему. Скорее всего, у вас останется время, чтобы вернуться и ещё раз

попробовать выполнить пропущенные задания.

Если вы хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите

нужный ответ.

Желаем успеха!

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Прочитайте текст и выполните задания 1-4

Глобус

Учитель сказал на уроке, что глобус – это макет нашей Земли. Изучая Землю, мы можем пользоваться глобусом, можем изучать поверхность Земли, можем путешествовать и еще многое другое.

Артем заинтересовался этой темой, вспомнил, что дома есть такой предмет – глобус. Он захотел узнать об этом намного больше.

Задание 1.

Как переводится слово глобус ( лат)?

Выбери правильный ответ:

1.круг

2.шар

Задание 2.

Объясните, почему мы говорим, что Земля имеет шарообразную форму?

Объяснение

Задание 3.

Глобус вращается на железной оси, а Земля имеет такую ось? Как она называется?

Выбери правильный ответ:

Задание 4.

Географическое понятие, где Земля немного сплюснута

Выберите правильный ответ:

1.немного сплюснута слева и справа

2.немного сплюснута сверху и снизу

3.немного сплюснута с полюсов

Прочитайте текст и выполните задания 5-8

Если рассмотреть глобус внимательнее, вы увидите, что по его поверхности проведены круговые линии. Они помогают определять точное местоположение различных земных объектов. Линии на глобусе или на карте, условно проведённые по поверхности Земли от одного полюса к другому, называются меридианами (от лат. meridianus – полуденный). Меридиан можно провести через любую точку на Земле, и он всегда будет направлен с севера на юг. Все меридианы имеют одинаковую длину. Мысленно путешествуя по любому меридиану, вы обязательно окажетесь либо на самой северной точке земли – Северном полюсе, либо на самой южной – Южном полюсе. Нулевым условно считают меридиан, который проходит через старейшую астрономическую обсерваторию города Гринвич в Великобритании.

Задание 5.

Как вы считаете, зачем на поверхности глобуса проведены меридианы?

Выберите правильный ответ:

Задание 6.

Выберите правильное утверждение:

1.все меридианы имеют разную длину

2.все меридианы необходимо измерять

3.все меридианы имеют одинаковую длину

Задание 7.

Мысленно давайте отправимся в путешествие по меридиану. Дополните выражения:

1.Если я отправлюсь в путешествие из Северного полюса, то я окажусь на ____________ полюсе.

2. Если я отправлюсь в путешествие из Южного полюса, то я окажусь на ____________ полюсе.

Задание 8.

Объясните, какой меридиан условно считают нулевым?

Объяснение:

Прочитайте текст и выполните задания 9-12

Самая длинная параллель – экватор, длина других параллелей уменьшается к полюсам, а на полюсе параллель превращается в точку. Пересекаясь, параллели и меридианы образуют градусную сетку.

Задание 9.

Выберите один правильный ответ:

1.длина всех параллелей одинаковая

2.самая длинная параллель - экватор

3.самая короткая параллель – экватор

Задание 10.

Чем могут отличаться друг от друга параллели?

Запиши ответ в рамке

Ответ:

Задание11.

Какие выводы можно сделать на основании этих фотографий. В чем сходство и различие глобусов?

Ответ:

Задание 12.

Что можно определить с помощью глобуса?

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 13-16

Задание 13.

Представления древних о форме Земли.

Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно время, а опирались люди на мифы. Отметь, какие мифы о форме Земли существовали.

1.Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают в безбрежном всемирном океане.

2.Земля – это полусфера, которую держат слоны, стоящие на огромной черепахе.

3.Земля имеет шарообразную форму, она сплюснута у полюсов.

Задание 14.

Могут ли быть глобусы в человеческий рост, и на них умещались не только красочные карты поверхности Земли и неба, но и сведения о странах, растениях, животных.

Да Нет

Объясни свое решение:

Задание 15

Выберите правильный ответ. Синим цветом на глобусе обозначены:

Задание 16.

Какой вывод можно сделать, проанализировав эту работу. Действительно ли Артем получил удовольствие и много знаний, изучая и узнавая все больше о глобусе?

Запиши свой ответ:

.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области