Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Современные настольные и интеллектуальные игры как инновационная психолого-педагогическая технология профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения

Одна из актуальных психолого-педагогических проблем -это проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов. Устранить эту проблему возможно, для этого в современной психологии разработаномножество приемов и методов. В частности, в качестве наиболее результативных психолого-педагогических технологий в данном случае используются психологические игры и тренинги. Причинами роста нервно-психического напряжения, «профессионального истощения» и «выгорания» стали  повышение требований к педагогическим кадрам  высокая эмоциональная загруженность  несоответствие между стремлением самостоятельно выбирать методы достижения высоких результатов и авторитарной политикой администрации  отсутствие соответствующего вознаграждения за свою работу, в том числе и признания заслуг.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Современные настольные и интеллектуальные игры как инновационная психолого-педагогическая технология профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения

Педагог-психолог

Васильева Алина Владиславовна

г. Симферополь

Ключевые слова:

Синдром эмоционального выгорания, настольные игры, интеллектуальные игры, психологические игры.

Аннотация: В статье освещена одна из актуальных психолого-педагогических проблем, решение которой поспособствует более быстрому и результативному претворению в реальность изменений современной образовательной системы. Это проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов. Устранить эту проблему возможно многими способами. В частности, в качестве инновационных психолого-педагогических технологий в данном случае можно использовать современные настольные психологические игры.

В течение последних десятилетий изменения российской системы образования, предъявляя новые требования к педагогическим кадрам, всё чаще приводят к возникновению проблемы сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе, потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис»,

«истощение», «выгорание». Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации, возникающей от нервно- психического напряжения. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания.

Основная причина синдрома – это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жёсткой, нерациональной политикой администрации. Результат тотального контроля – возникновение чувства бесполезности своей деятельности. Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлечённости в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию. Эмоциональное выгорание педагогов проявляется в апатии педагога, снижению инициативности и вовлеченности в работе, тревожности, в исключительных случаях наоборот проявление напряженности и конфликтности в отношениях с коллегами. Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, воспитателей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, – всех, чья деятельность невозможна без общения.

Специалисты выделяют 3 группы факторов, вызывающих синдром эмоционального выгорания у педагогов: личностные факторы (склонность к интраверсии, низкая или высокая эмпатия, жесткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самооценки и др.), статусно-ролевые факторы (низкий социальный статус, ролевые поведенческие стереотипы, отверженность в референтной группе, отсутствие возможностей самоактуализации и др.) и профессионально-организационные факторы (монотонность работы, напряженность и конфликты в профессиональной среде, «холодные отношения с коллегами, дефицит социальной и психологической поддержки администрации и др.)

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов образовательного учреждения предполагает максимальное устранение вышеназванных факторов. Для этих целей педагог- психолог в работе с педагогами использует различные психолого-педагогические технологии, в основном тренинговые технологии. Для профилактики синдрома эмоционального выгорания у воспитателей психолог также может использовать современные настольные, интеллектуальные, развлекательные психологические игры как инновационную технологию. Игры можно использовать в качестве дополнения к тренингам (например, как одно из тренинговых упражнений) либо как самостоятельная психолого-педагогическая технология.

Современные психологи часто используют игры в своей практике. В настоящее время геймификацию в образовании рассматривают как один из мировых трендов ближайшего будущего. Большинство современных игр позволяет выявить стереотипы принятия решений, способы взаимодействия человека с миром, использование привычных защит, отношение к границам.

Сейчас предлагается множество настольных игр, интеллектуальных и развлекательных игр как зарубежных, так и отечественных. К наиболее популярным можно отнести «Genesis», «Лудо», «Каркассон», «Имаджинариум»,«Активити», «Alias» («Скажи иначе»), «Концепт», «Скелеты в шкафу», «Эмоциональный интеллект», «Дженга», «Монополия»; «Мафия». «Языколом», «Добль»; «Что? Где? Когда?», «Кто Я?», «Откровенно говоря», «Сказочное объявление»; «Угадай мелодию»

Игры позволяют:

Поскольку вышеназванные и многие другие менее популярные игры обладают таким психологическим потенциалом, то их вполне целесообразно использовать в качестве профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Список литературы:

7. Данилец Антон. Настольные игры.http://www.stihi.ru/2013/03/25/2708,2013.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 09.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области