Современные настольные и интеллектуальные игры как инновационная психолого-педагогическая технология профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения
Педагог-психолог
Васильева Алина Владиславовна
г. Симферополь
Ключевые слова:
Синдром эмоционального выгорания, настольные игры, интеллектуальные игры, психологические игры.
Аннотация: В статье освещена одна из актуальных психолого-педагогических проблем, решение которой поспособствует более быстрому и результативному претворению в реальность изменений современной образовательной системы. Это проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов. Устранить эту проблему возможно многими способами. В частности, в качестве инновационных психолого-педагогических технологий в данном случае можно использовать современные настольные психологические игры.
В течение последних десятилетий изменения российской системы образования, предъявляя новые требования к педагогическим кадрам, всё чаще приводят к возникновению проблемы сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе, потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис»,
«истощение», «выгорание». Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации, возникающей от нервно- психического напряжения. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания.
Основная причина синдрома – это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жёсткой, нерациональной политикой администрации. Результат тотального контроля – возникновение чувства бесполезности своей деятельности. Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлечённости в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию. Эмоциональное выгорание педагогов проявляется в апатии педагога, снижению инициативности и вовлеченности в работе, тревожности, в исключительных случаях наоборот проявление напряженности и конфликтности в отношениях с коллегами. Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, воспитателей, психологов, врачей, социальных работников, журналистов, – всех, чья деятельность невозможна без общения.
Специалисты выделяют 3 группы факторов, вызывающих синдром эмоционального выгорания у педагогов: личностные факторы (склонность к интраверсии, низкая или высокая эмпатия, жесткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самооценки и др.), статусно-ролевые факторы (низкий социальный статус, ролевые поведенческие стереотипы, отверженность в референтной группе, отсутствие возможностей самоактуализации и др.) и профессионально-организационные факторы (монотонность работы, напряженность и конфликты в профессиональной среде, «холодные отношения с коллегами, дефицит социальной и психологической поддержки администрации и др.)
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов образовательного учреждения предполагает максимальное устранение вышеназванных факторов. Для этих целей педагог- психолог в работе с педагогами использует различные психолого-педагогические технологии, в основном тренинговые технологии. Для профилактики синдрома эмоционального выгорания у воспитателей психолог также может использовать современные настольные, интеллектуальные, развлекательные психологические игры как инновационную технологию. Игры можно использовать в качестве дополнения к тренингам (например, как одно из тренинговых упражнений) либо как самостоятельная психолого-педагогическая технология.
Современные психологи часто используют игры в своей практике. В настоящее время геймификацию в образовании рассматривают как один из мировых трендов ближайшего будущего. Большинство современных игр позволяет выявить стереотипы принятия решений, способы взаимодействия человека с миром, использование привычных защит, отношение к границам.
Сейчас предлагается множество настольных игр, интеллектуальных и развлекательных игр как зарубежных, так и отечественных. К наиболее популярным можно отнести «Genesis», «Лудо», «Каркассон», «Имаджинариум»,«Активити», «Alias» («Скажи иначе»), «Концепт», «Скелеты в шкафу», «Эмоциональный интеллект», «Дженга», «Монополия»; «Мафия». «Языколом», «Добль»; «Что? Где? Когда?», «Кто Я?», «Откровенно говоря», «Сказочное объявление»; «Угадай мелодию»
Игры позволяют:
Поскольку вышеназванные и многие другие менее популярные игры обладают таким психологическим потенциалом, то их вполне целесообразно использовать в качестве профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Список литературы:
7. Данилец Антон. Настольные игры.http://www.stihi.ru/2013/03/25/2708,2013.