Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Формирование исследовательской активности школьника посредством использования проблемного метода в изучении типов сказуемых"

Обмен педагогическим опытом с по формирование исследовательской активности школьника посредством использования проблемного метода в изучении типов сказуемых согласно требованиям ФГОС ООО

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование исследовательской активности школьника посредством использования проблемного метода в изучении типов сказуемых

Основное назначение учителя по русскому языку в основной школе состоит в том, чтобы грамотно и результативно управлять процессом усвоения знаний. С этой целью используются различные модели обучения, интерпретирующиеся как схемы, планы действий педагога, основу которых составляет преобладающая работа учащихся, организуемая и выстраиваемая преподавателем [Якушева С.Д., 2013, с.49].

Модели обучения делятся на три группы: пассивная, активная и интерактивная.

Современной формой активной модели является интерактивная (от англ. «interact»: «inter» – взаимный, «act» – действовать). При всем сходстве активной и интерактивной моделей следует отметить, что интерактивная модель ориентирована, во-первых, на более широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом, во-вторых, на доминирование активности школьников в процессе обучения [Шамова Т.И., 2013, с.33].

Проблеме интерактивного обучения как специальной и эффективной форме организации познавательной деятельности посвящено много научных работ [Громова Т.В., 2006, с.50; Китаева И.В., 2013, с.108 и др.]. Они затрагивают как общетеоретические вопросы (характеристика интерактивной модели обучения в понятийно-методическом аспекте, формирование мотивационной сферы обучающегося, способы взаимодействия и т. д.), так и вопрос внедрения конкретных форм, методов, средств интерактивного обучения в процесс преподавания русского языка в основной школе.

Поскольку школьный курс синтаксиса ориентирован на развитие коммуникативных способностей обучающихся, овладение ими практическими навыками идентификации и классификации синтаксических единиц в языковом материале, на уроках по изучению типов сказуемого можно применять ряд интерактивных методов и приемов.

Их выбор определяется, во-первых, поставленными учителем образовательными задачами; во-вторых, уровнем подготовки школьников; в-третьих, содержанием материала по русскому языку, который требуется освоить в рамках программы.

При изучении типологии сказуемого в 8 классе к наиболее результативным формам, методам и приемам мы относим проблемный метод обучения, включающего проведение урока-конференции, использование метода мозгового штурма, метода кластера и упражнений аналитического типа. Проблемный метод обучения способствует развитию исследовательской активности обучающихся.

Рассмотрим их более подробно.

Метод мозгового штурма представляет собой один из эффективных способов поиска новых идей, и, соответственно, развивает исследовательскую активность обучающихся (посредством выбора способа решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности) [Новиков С.И., 2015, с.106].

В ходе проведения мозгового штурма на уроках русского языка в основной школе по изучению типов сказуемых обучающиеся высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все дети. В ходе работы обучающиеся получают возможность продемонстрировать свои знания о типах сказуемых и задуматься о возможных вариантах решения задач, поставленных учителем. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их.

На уроке русского языка метод мозгового штурма в классах основного общего образования можно применить при рассмотрении темы «Осложненное простое глагольное сказуемое». Благоприятной почвой для его использования становится факт того, что теоретический материал по данному вопросу в различных действующих учебных комплексах не предусматривается, соответственно, школьники не могут заранее выучить теорию и ориентироваться на ее механическое воспроизведение при опросе.

Эффективность метода обеспечивается вовлеченностью всех обучающихся в процесс обсуждения и стимулированием их познавательной исследовательской активности. При использовании метода мозгового штурма класс предварительно разбивается на две или три (в зависимости от количества учащихся) группы. Каждой группе раздаются листы формата A4, необходимые для фиксации появляющихся идей. Рационально заранее подготовить «рабочее пространство» для этих групп, чтобы они могли образовать два или три круга (в зависимости от количества групп) [Пахомова С.Ю., 2004, с.44].

Затем каждой группе раздается несколько карточек: карточки с фактическим языковым материалом (предложения с простым глагольным сказуемым и осложненным простым глагольным сказуемым) из произведений А.С. Пушкина. Выбор именно этого автора обусловлен не столько солидным представительством его произведений в школьной программе, сколько языковыми особенностями текстов. Ведь А.С. Пушкин был новатором в области преобразования языковой структуры художественного текста: воскрешая старинные выражения с ярким национальным колоритом, он смешивал слова церковно-славянского языка с живою русской речью, использовал конструкции устно-разговорного характера, к которым, в частности, и относятся предложения с осложненными простыми глагольными сказуемыми. Например:

1) карточки с фактическим языковым материалом

2) карточки с формулировками вопросов.

Карточки с формулировками вопросов раздаются не сразу, а по мере обсуждения каждого вопроса, обобщения мнений школьников, формулирования выводов и введения учителем новых терминов.

В целом проведение мозгового штурма на уроке происходит в три этапа: 1) создание банка идей на основе всех высказанных мыслей по заданным учителем вопросам;

2) запись идей;

3) обработка результатов, когда происходит оценка идей, их группировка в зависимости от содержания и коллективное обсуждение ценности предлагаемых вариантов.

Метод мозгового штурма (проблемный метод обучения) имеет сои достоинства перед другими методами обучения. Самым важным его преимуществом является развитие творческого мышления и исследовательской активности. Ведь все школьники являются равноправными участниками процесса.

С целью систематизации материала по типологии сказуемого и улучшения его запоминания можно использовать проблемный метод обучения «Кластер» – графический метод организации информации, при котором выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними [Костяева М.А., 2015, с.18].

Кластер позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему изучения типов сказуемых на уроках русского языка в основной школе. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Этот метод целесообразно применять при закреплении темы «Типы сказуемых в русском языке», т.к. материал темы легко членится на три смысловые части (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое), предполагающие стратификацию излагаемого материала в виде вертикальных цепочек, диаграмм и т.д., установление различных типов связей (родо-видовых и видо-видовых) между понятиями.

Способы работы с кластером по теме «Типы сказуемого в русском языке» могут быть разными: это и его самостоятельное составление, и подготовка рассказа по кластеру, подготовленному учителем. Несомненным достоинством метода кластера является то, что он не дает ученикам мыслить линейно, развивает монологическую речь, помогает учителю отследить степень усвоения темы, способствует получению опыта работы в группе, формированию навыков сравнения, систематизации и классификации теоретического материала. Среди недостатков можно отметить сложности в оценке, работу одних и тех же учеников и избирательность учебного материала, который можно представить в виде графических схем.

Не менее важным проблемным методом обучения является урок-конференция. Урок-конференция – это одна из игровых форм, которая позволяет усовершенствовать имеющие умения и навыки школьников, выработать творческий подход к решению поставленных проблем, а также вовлечь всех учеников в процесс подготовки проведения урока [Рогачева Е.Н., 2015, с.88].

Урок-конференция по русскому языку в основной школе проводится на фазе закрепления изученного материала, но нередко он бывает и первым из серии уроков в изучении синтаксиса («Главные члены предложения», «Сказуемое»).

При закреплении материала на уроке-конференции учитель по русскому языку в основной школе подбирает материал, связанный с углублением полученных знаний по изучению типов сказуемых. Во втором случае педагог предлагает ознакомится с общими понятиями (к примеру, со сказуемым – как главным членом предложения), затем объясняет конкретный материал (типы сказуемого).

В связи с тем, что представленная форма является инновационной, необычной для школьников, их следует заранее познакомить с данным понятием. Для начала дать определение «конференция», рассказать, какие этапы включает в себя урок, что требуется от обучающихся. После чего обозначить тему урока-конференции, дать темы докладов, к подготовке которых учащиеся должны приступить. Можно предложить следующие темы докладов для урока-конференции «Классификация типов сказуемых в русском языке»: «Способы выражения простого глагольного сказуемого в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»; «Повтор как способ осложнения простого глагольного сказуемое в сказках А.С. Пушкина»; «Частицы как способ осложнения простого глагольного сказуемое в сказках А.С. Пушкина»; «Составное глагольное сказуемое в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»; «Составное именное глагольное сказуемое в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: модель незнаменательная связка + имя существительное»; «Составное именное глагольное сказуемое в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: модель полузнаменательная связка + имя прилагательное» и др.

В начале урока-конференции учитель называет его тему, учащиеся формулируют цели занятия. После постановки целей урока каждому ученику раздаются рабочие листы формата А4, в которых они в течение прослушивания доклада своего одноклассника записывают основную информацию, фиксируют возникшие вопросы к докладчику.

Рабочие листы позволят в конце урока оценить деятельность всех учеников. Далее выступают обучающиеся с подготовленными докладами, отвечают на возникшие вопросы аудитории, тем самым являясь участниками настоящей научной конференции [Бабайцева В.В., 2018, с.110].

Урок-конференция позволяет не только усовершенствовать имеющие знания учеников и выработать творческий подход к процессу обучения, но и подготовить их к исследовательской деятельности, с которой школьники встретятся при дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

Для закрепления материала на уроках по типологии сказуемого в контексте интерактивного обучения целесообразно применять упражнения аналитического типа.

Ведь они предполагают поиск новых знаний, путей решения проблем вследствие формирования собственных умозаключений по итогам выполнения. Например, при изучении простого глагольного сказуемого можно предложить такое упражнение аналитического типа: выделите главные члены. Дифференцируйте предложения на две группы:

1) с простым глагольным сказуемом;

2) осложненным простым глагольным сказуемом. Аргументируйте свой ответ.

Подумайте, отличается ли значение простого глагольного сказуемого от осложненного простого глагольного сказуемого? Почему, на ваш взгляд, использованы примеры именно из произведений А.С. Пушкина? (Приложение 1) [Шамова Т.И., 2013, с.189].

Главное отличительное свойство данных упражнений – возможность использовать метод наблюдения с последующей интерпретацией результатов. Аналитические упражнения ориентированы на развитие коммуникативных способностей учеников, умения логически мыслить, доказательно высказывать свое мнение, формулировать собственные выводы; на овладение практическими навыками идентификации и классификации синтаксических единиц в языковом материале; на формирование навыков общения и оценки идей, высказанных другими.

Таким образом мы пришли к выводу о том, что:

1) школьный курс синтаксиса русского языка содержит ряд тем (в том числе по типологии сказуемого), которые носят дискуссионный характер и тем самым обусловливают возможность применения на уроках ряда интерактивных форм и методов;

2) в качестве результативных форм и методов организации интерактивного обучения на уроках по типологии сказуемого в 8 классе основной школы можно рассматривать урок-конференцию, методы мозгового штурма и кластера;

3) интерактивная модель, ориентированная на диалогичность и представляющая собой активную форму коммуникации, диктует приоритетность использования на уроках по типологии сказуемого упражнений аналитического типа, активизирующих мышление школьников и нацеленных на поиск нового знания вследствие формирования собственных обобщений.

В заключение отметим, что применение всех перечисленных форм и методов является наиболее эффективным при условии их использования вместе с традиционными методами. Именно тогда цель обучения, состоящая из учебно-образовательного, воспитательного и развивающего аспектов, будет достигнута в полной мере.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области