Выступление
на семинаре - практикуме,
по теме: «Организация системы экологического образования детей ОВЗ, как средство успешной социализации». Опыт работы МКУ ДО РДЭЦ.
В настоящее время в России, наблюдается тенденция к увеличению числа детей, имеющих различные нарушения физического и нервно-психического здоровья. Перед нашим обществом стоит проблема вовлечения таких сограждан в социум, их активная адаптация, социализация и развитие в рамках общества и на благо общества. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» образования. Учреждение же дополнительного образования является наиболее открытой и доступной образовательной системой в плане педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Они могут стать единственным образовательным учреждением, где возможна социальная интеграция «особенных» детей через реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, учитывающих их познавательные и творческие потребности.
С 2012 года в нашем учреждении началась работа над созданием специальных условий, без которых невозможно или затруднительно освоение такого рода программ. Была создана нормативно-методическая база: разработаны «Положение об индивидуальном обучении детей с ОВЗ», «Положение о психолого-педагогическом консилиуме», адаптированная образовательная программа учреждения «Надежда», программа социализации детей с ОВЗ «Мир, в котором я живу».
Организована подготовка педагогов к работе с детьми с ОВЗ через курсы повышения квалификации, обучающие семинары, самообразование. В результате целенаправленной работы коллектива расширился спектр образовательных услуг различной направленности для детей с ОВЗ, произошла актуализация программно-методических, информационных ресурсов; определены оптимальные формы образовательной деятельности.
С ноября 2017 года в нашем учреждении начала свою деятельность краевая инновационная площадка по теме «Система экологического образования детей с ОВЗ, как средство успешной социализации».
Основная идея состоит в моделировании инновационной социально-сопряжённой педагогической системы, в которую включены «особенные» дети в качестве обучающихся и «одарённые» дети в качестве и обучающихся и наставников. Педагоги осуществляют двоякую роль: привычную обучающую, а так же роль сопровождения и педагогической поддержки и тех, и других.
«Одарённые» дети оказываются в ситуации, максимально развивающей их интеллектуальный и педагогический потенциал по принципу «лучший способ научиться чему-либо - это научить этому другого». При этом также развиваются их педагогические способности и социальная ответственность - «помоги тем, кому трудно». Задача педагога - научить «одарённых» детей делиться знаниями, проявлять милосердие, щедрость, заботу; сделать их ежедневной, ежеминутной нормой. «Особенные» же дети оказываются в развивающей социальной среде, где они видят позитивные примеры, ощущают заботу и попадают в специально организованную педагогическую ситуацию, стимулирующую их «тянуться вверх». При этом они никак не ограничиваются в возможности быть ведущими.
Данная модель развития должна обеспечить создание экологически-ориентированной доступной адаптированной образовательной развивающей среды обучения и социализации, в которой одновременно будут реализовываться и развиваться учебно-интеллектуальные и социально-педагогические способности одарённых детей и осуществляться социализация детей с ограниченными образовательными возможностями. При этом система экологического образования и воспитательная система учреждения нацелены на развитие толерантного восприятия отношений всех участников образовательного процесса, на сплочение детского и взрослого коллективов, на развитие навыков сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи.
Обучение и воспитание совместно со здоровыми детьми позволяет детям с ОВЗ включиться в более широкий круг социальных взаимосвязей и попытаться реализовать свой личностный потенциал. Взаимодействие в разных формах позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья выработать более адекватную самооценку, дает возможность ощущать реальные требования со стороны окружающих к уровню их познавательных возможностей и многое другое (слайд).
В рамках такой деятельности был успешно реализован социальный проект «Поверь в себя!», разработанный инициативной группой учащихся объединений «Малая академия наук» и «Краевед». Результатом стало создание клуба «Мы – вместе». Его цель - расширение сферы социальных контактов учащихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей) через организацию досуга, общения, творческого и духовно-нравственного развития. Рабочей детско-взрослой группой была составлена программа деятельности клуба с учетом запроса учащихся с ОВЗ и их родителей. В нее вошли встречи с юными исследователями природы, краеведами; мастер-классы с мастерами декоративно-прикладного творчества; общение в семейной гостиной, интеллектуальный квесты и экологическая викторина.
Детям с особыми образовательными возможностями предоставляется в нашем учреждении выбор из широкого спектра возможных форм взаимодействия с одарёнными учащимися. Это могут быть занятия в специальной проектной или творческой группе, в составе объединения на интегрированном занятии , в творческой мастерской , в малой группе, в паре, индивидуальные консультации и многое другое. В результате образовательные возможности «особенных» детей значительно расширяются, намечается индивидуальный путь интеллектуального роста.
Эти дети получают необходимую первоначальную подготовку для участия в интеллектуальных состязаниях, в межрегиональных, всероссийских и международных научных конференциях, конкурсах и олимпиадах, что, несомненно, влияет на положительную динамику самооценки учащихся с ОВЗ, стимулирует их интерес к интеллектуальной, в том числе, исследовательской деятельности. Это помогает им преодолевать те жизненные проблемы, вследствие которых они оказались в зоне риска «социальной эксклюзии».
Наш опыт работы с такими детьми убеждает в необходимости ее продолжения.
Я уверена, теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией, педагогическим коллективом, родителями в нашем учреждении, построенная на доверии, любви и ответственности поможет всем детям быстрее социализироваться, стать уверенными в себе и в своём успехе, читающими, умеющими работать над собой, а главное счастливыми. Своё выступление я хочу закончить цитатой из книги Ш. Амонашвили «Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земную жизнь. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру!»