ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О Лютова Богдана Михайловна
Предмет: Математика
Класс: 4 «Б»
Тема занятия: «Диаграммы»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: Первичное открытие и усвоение новых знаний и способов действий при изучении диаграмм
Задачи урока:
Дидактические
1. Познакомить с понятием столбчатой диаграммы
2. Формировать умение читать диаграммы и переводить их в таблицы
Развивающие:
1.Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;
2.Формировать умение анализировать, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, моделировать;
3.Формировать умение владеть диалогической формой речи;
4.Формировать умение строить монологические рассуждения, работать в парах.
Воспитательные:
1. Формировать интерес к изучению диаграмм
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Дидактические средства: учебник.
Интерактивное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Личностные | Метапредметные (П, Р, К) | Предметные | |||
1.Мотивация(самоопределение)к учебной деятельности. | Приветствует обучающихся. Здравствуйте, дети. Садитесь. Меня зовут Богдана Михайловна и я сегодня проведу у вас урок математики. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Что у вас лежит на парте? Должны лежать: учебник по математике, рабочая тетрадь и пенал. Сегодня наш урок математики мне бы хотелось начать с одной восточной мудрости. Давным - давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого придумал каверзный вопрос. Он поймал бабочку, спрятал её в кулаке и спросил: «Живая она ,или мёртвая?» А сам подумал, если скажет : «Живая», сожму руку и она умрёт. Если скажет «Мёртвая» — выпущу, она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос : « Живая она ,или мертвая?» Ответил: «Всё в твоих руках» Ребята, и успех нашего урока тоже в ваших руках. А что от вас требуется, чтобы урок прошёл успешно? Посмотрите на доску. На доске: внимание, трудолюбие, лень, усидчивость, хорошее настроение, сообразительность. Верно, а лень нам на уроке не нужна! | Приветствуют учителя. Слушают учителя внимание, трудолюбие, усидчивость, хорошее настроение, сообразительность. | Р: принимать и сохранять учебную задачу. | ||
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений. | Откроем тетради, запишем число и классная работа. Я сейчас буду читать утверждения, и если прочитанное мной утверждение верно– ставим +, если нет - -. Каждый ответ ставим под новым номером. 1. Сумма чисел 180 и 120 равна 300 2. частное чисел 1000 и 500 равно 2 3. если число 150 увеличить в 2 раза, получим 400 4. Площадь квадрата со сторонами 5 см и 5 см равна 25 см2 5. При умножении числа 35 на 2, произведение будет содержать 7 единиц второго разряда Теперь поменяйтесь тетрадями, и проверьте правильно ли ваш сосед выполнил работу. Сверяемся по слайду. Теперь посмотрите на слайд и разгадайте ребус.. Что у вас получилось за слово? А кто знает, что это такое? Давайте посмотрим на доску, что вы видите? Это диаграммы. Круговая и столбчатая. Но давайте сегодня обратим внимание на столбчатую диаграмму. Посмотрите на доску и опишите, что видите. Давайте представим фруктовый сад. В нем растут груши, вишня. Яблоки и сливы. Вася пошел собирать урожай. Собрал 3 груши, 8 вишенок, 2 яблока и 5 слив. Это диаграмма его урожая. Диаграмма – это рисунок или чертеж, на котором числа или значения величин изображены отрезками, полосками (столбиками), частями круга или другими величинами. Для изображения чисел (значений величин) на диаграммах задают масштаб, используя который и строят диаграммы. Масштаб у этой диаграммы чему будет равен? Верно А как тогда посчитать, сколько груш собрал Вася? Верно, а если бы масштаб был бы равен 2мя фруктам? Верно | + + - + + Диаграмма Ответы детей Описывают то, что видят Слушают учителя Описывают диаграмму Слушают учителя Одному фрукту 1*3=3 груши 2*3=6 груш | Положительный интерес к новому учебному материалу и способом решения новой задачи | Познавательные: строить логические рассуждения К: в парах проверять правильность выполнения задания | Вычислять устно |
3. Выявление мест и причин затруднения. | Давайте немного отдохнем и разомнемся. Давайте дружно встанем! Мы сидели, мы считали И немножечко устали Мы маленько потанцуем Разомнемся, отдохнем И опять считать начнем Один, два, три, четыре – дружно сели Тихо – пять! Вы отдохнули, давайте двигаться дальше! Посмотрите на доску. Что вы на ней видите? Верно, послушайте задачу. В класс закупили тетради, альбомы и ручки. Сколько штук каждого из этих предметов закупили? Масштаб – 30 шт Как нам посчитать, сколько тетрадок закупили в класс? Верно, а сколько альбомов закупили в класс? А ручек сколько? Верно Итак, как будет называться тема нашего урока? Какую цель мы с вами поставим? | Выполняют разминку Отвечают: диаграмму Если масштаб – 1см2 =30 шт, а в столбике с тетрадями 8 квадратов, то нужно 30*8=240 тетрадей 30*3=90 альбомов 30*6=180 ручек Диаграммы Научиться читать диаграммы | Положительный интерес к новому учебному материалу и способом решения новой задачи | К: владеть диалогической формой речи | Решать задачи удобным и верным способом Читать диаграммы |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | Посмотрите на слайд, вы видите задачи на сегодняшний урок. Сейчас я вам их прочитаю. Задачи: 1. Познакомиться с понятием столбчатой диаграммы 2. Научиться читать диаграммы 3. Уметь переводить диаграммы в таблицы | Слушают. | Положительный интерес к новому учебному материалу и способом решения новой задачи | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |
5. Реализация построенного проекта. | Откройте учебник на странице 16. Прочитайте определение в начале страницы. Теперь посмотрите на диаграмму под текстом. Какой масштаб у диаграммы? Исходя из масштаба, сколько килограмм весит утка? А заяц? А собака? Верно, молодцы | Читают задание 1 кг 3 кг 4 кг 8 кг | Положительный интерес к новому учебному материалу и способом решения новой задачи | П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Развивать логику и мышление |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Ребята, откройте тетради и запишите номер 81. Прочитайте задание. Какой масштаб у диаграммы? Что нам нужно посчитать? Как это сделать? Молодцы. Теперь перечертите таблицу в тетрадь и запишите туда полученные результаты. Запишем №82 Прочитаем задание Как определить масштаб диаграммы? Сколько тогда человек в 1 классе? А во 2 классе? А в 3 классе? Теперь начертите такую таблицу в тетрадь и запишите данные, которые мы вычислили | Дети записывают номер, читают задание 4 человека Количество учащихся каждого класса 1) 4*6=24 (чел) – в 1 классе 2) 4*7=28 (чел) – во 2 классе 3)4*6=24 (чел) – в 3 классе 4) 4*5=20 (чел) – в 4 классе Читают задание 12:4=3 (чел) – масштаб 3*5=15 (чел) 3*6=18 (чел) 3*7= 21 (чел) | Положительный интерес к новому учебному материалу и способом решения новой задачи | К: владеть диалогической формой речи . | Читать диаграммы |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Теперь записываем №83. Прочитайте задание. Вы это задание выполняете самостоятельно, каждый у себя в тетрадях, далее вы проверите его по эталону на доске. Ответы записываем полные, каждый под своим номером. Время на выполнение – 5 минут. На доске появляются ответы для самопроверки: 1) Олег занял первое место 2) Роме удалось взять высоту, равную 110 метрам, а Юре – высоту, равную 100 метрам 3) 120-90=30 (м). На 30 сантиметров прыжок Олега был выше, чем прыжок Гены Теперь оцените вашу работу. Если вы ответили верно на все 3 вопроса – поставьте себе отметку 5, если вы ответили верно на 2 вопроса – 4, а если только на 1 вопрос – ничего не ставьте. | Читают задание Выполняют задание самостоятельно Проверяют свою работу Оценивают свою работу по эталону | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Р: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области | Читать диаграммы |
8.Включение в систему знаний. | Сейчас подумайте и дайте ответ на следующий вопрос: где в жизни нам могут пригодиться знания по сегодняшней теме урока? В учебе – для визуального просмотра успеваемости учеников в классе | Предлагают свои варианты. | К: владеть диалогической формой речи, слушать мнения и ответы других | Узнать что-то новое, для чего пригодиться материал в жизни | |
9.Рефлексия к учебной деятельности. | Если на уроке вам всё было понятно, и вы хорошо разобрались с темой, поднимите большой палец вверх. Если у вас остались вопросы, то большой палец направьте в бок. Если тема оказалась для вас сложной, опустите большой палец вниз. | Оценивают свою деятельность на уроке. | Способность к самооценке | Оценивать правильность работы на уроке |