Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Формирование привычек и представлений к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» доклад из опыта работы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 муниципального образования Тимашевский район

«Формирование привычек и представлений к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

(доклад из опыта работы)

Подготовила воспитатель:

О.В.Костюк

Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье – это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

Возложение на образовательное учреждение и педагогов заботы о здоровье детей определяется рядом причин.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. И прежде всего, это касается здоровья.

Во-вторых, большая часть воздействий на здоровье детей – желательных и нежелательных – осуществляется именно в стенах ДОУ. Ведь здесь под присмотром педагога дети проводят большую часть времени.

В-третьих, медицина занимается не здоровьем, а болезнями, то есть не профилактикой, а лечением. Задача ДОУ иная – сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, то есть профилактическая.

В связи с этим необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы обучение, развитие и воспитание детей не наносило ущерба их здоровью.

Что такое здоровье? Как гласит толковый словарь русского языка: «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

Первые шаги к здоровью, стремлению к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья начинаются в дошкольном учреждении.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

•занятия физкультурой, прогулки;

•рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;

•дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;

•бережное отношение к окружающей среде, к природе.

В процессе воспитательной деятельности я стараюсь так строить свою работу, чтобы дети много двигались. Недаром древнегреческие мудрецы говорили : « Хочешь быть здоровым – бегай».

Созданная в нашей группе предметно-развивающая среда по сохранению физического здоровья и формированию здорового образа жизни включает в себя: - зону двигательной активности, с нестандартным оборудованием, лаконично и гармонично реализует их потребность в двигательной активности. На физкультурных занятиях дети закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с малым мячом, метание в цель и т. п. Также для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей, имеются так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.). Пространство в групповом помещении и на участке организовано таким образом, чтобы у детей появилась возможность для многовариативных спортивных игр.

В спортивном уголке имеется следующий спортивный инвентарь: мячи, скакалки короткие, атрибуты к подвижным играм, дуги, корзины, спортивные игры и другое стандартное и нестандартное оборудование.

Весь физкультурный инвентарь и оборудование соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, безопасен для детей, легко моется.

Обеспечено безопасное хранение физкультурного инвентаря, удобство его расстановки.

Физкультурный инвентарь предусматривает удовлетворение потребности детей разного уровня физической подготовленности в движении и их двигательных предпочтений в зависимости от пола.

Для проведения закаливающих мероприятий имеются массажные дорожки из бросового материала они оформлены ярко и красочно, чем очень привлекают детей. Эти дорожки легко моются и удобны в хранении.

Сохранению психического здоровья способствуют уголки музыкальный и театральный, мы с детьми назвали их «Играем в театр и музицируем»

Задачи уголков: развитие интонационной выразительности, мимики, жестов и движений, творческой активности, слухового восприятия и внимания, ритма, тембра, фонематического слуха. Формирование монологической, диалогической, связной речи.Эти центры более всего способствует поднятию эмоционального тонуса психологического комфорта детей. Для снятия излишнего возбуждения у детей я использую технологию релаксации, используя классическую музыку и звуки природы.

Так же планируем создать уголок уединения. Задачи уголка: Обеспечить детям возможность отдыха от окружающих, чувство защищённости.

Дети по своему темпераменту разные. Кто-то спокойно переносит шумную обстановку, царящую в группе, а кому-то необходимо отдохнуть от всех, побыть в тишине, уединиться в том месте, где он будет чувствовать себя спокойно и уютно, где он сможет, полистать любимые книжки, рассмотреть семейный альбом, обнять или поиграть со своей любимой игрушкой, просто помечтать, как бы спрятаться «в норку» и восстановить силы, или просто пообщаться друг с другом.

Всю работу в группе по охране психического здоровья я осуществляю при помощи игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций, применяем приёмы релаксации, организуем минуты тишины, музыкальные паузы, психогимнастику, а так же, и другие технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье, такие как пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, самомассаж и музыкотерапию.

Мною разработаны картотеки комплексов утренних гимнастик, подвижных игр, пальчиковых гимнастик, упражнений на развитие координации речи с движениями, упражнений на релаксацию, игр – тренингов, корригирующей гимнастики после сна, корригирующей гимнастики для глаз.

У детей нашей группы сформирована привычка, следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прической. Мы использовали и жизненные ситуации: общение с детьми (праздники, отдых) режимные процессы (умывание, питание, укладывание спать) для того, чтобы показать ребёнку, что «умеют» делать его руки, ноги, зачем нужны глаза, уши и как их беречь. Показывали, как правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки насухо. Объясняли детям, что во время мытья рук удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать различные заболевания, контролировала последовательность и качество всех элементов навыков

С развитием мелкой моторики непосредственно связано развитие речи. Поэтому дидактический стол, так же является частью центра развивающих игр. Дети могут поиграть с пирамидками, вкладышами, шнуровками, игрушками для развития пальчиковой моторики, мешочкам с разными наполнителями, разноцветными игрушками из разноцветных прищепок, интересными пособиями для развития дыхания. Здесь так же есть дидактические игры для закрепления цвета, формы, величины, ориентировки в пространстве. «Найди похожую фигуру», «Где чьё место», «Найди, где спрятано», занимательные игрушки для развития тактильных ощущений, мелкие бусы разных цветов и шнурки для их нанизывания. Для формирования устойчивых знаний проводятся дидактические игры: «Конструктор тела» - соотнесение частей тела, «Найди полезные продукты»- на формирование знаний о полезных и вредных продуктах; на развитие ощущений: «Что для носа хорошо, а что плохо», «Узнай на ощупь», «Угадай, кто позвал», «Что увидели глаза» и др.

Задачи различных уголков, в групповом помещении - развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображение у детей основ культуры общения через решение проблемных ситуаций, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

В просветительской работе по пропаганде здорового образа жизни принимают участие и сами дети, выступая на физкультурных досугах, проговаривая речевки на гимнастике, их родители, приносят в детский сад семейные фотографии и рисунки спортивных занятий дома. Наиболее популярны и любимы такие акции, как выставка стенгазет , фотовернисаж «Мы со спортом дружим», выставки рисунков «Спорт и мы». В выступления включаем театрализованные инсценировки с участием игровых персонажей Айболита, Мойдодыра, исполнение песен о важности занятий физкультурой, танцевальные композиции.

Понимая, что достичь успеха можно только в том случае, если нас поддержат родители, организовали ряд консультаций на тему «Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью», разработали памятки, рекомендации такие как « Режим дня», «Как заботиться о зубах», «Красивая осанка и здоровье», «Витамины – полезные продукты», «Помоги себе сам» и др.

Большую работу проводим по ознакомлению родителей с методиками проведения закаливающих процедур, как в детском саду, так и в семье. Разъясняя необходимость соблюдения основных принципов закаливания: постепенность, последовательность, систематичность, индивидуальность.

В работе с родителями используем различные тесты, которые помогают им определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье.

Обучая детей, я и сама научилась на многое смотреть их глазами, удивляться и радоваться. Я надеюсь, что знания, получаемые детьми в нашем детском саду, позволят сформировать у них правильное отношение к своему здоровью, взаимодействию с окружающей средой и людьми. Дети научатся понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для их жизни и здоровья, с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Свое выступление я хочу закончить словами выдающего ученого Н.М.Амосов.

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области