ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ.
Инвестиции – это любые имеющиеся средства, призванные служить удовлетворению будущих потребностей, для чего они отвлекаются от текущего использования и вкладываются в определенное направление, приносящее выгоду. (И.И. Иваницкая, Вестник Научноисследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования).
Признаками инвестиций являются:
• Осуществление вложений инвесторами, которые имеют собственные цели;
• Способность инвестиций приносить доход;
• Целенаправленный характер вложения капитала в объекты и инструменты инвестирования;
• Определенный срок вложения средств; 3
• Использование разных инвестиционных ресурсов, характеризующихся в процессе осуществления спросом, предложением и ценой.
Объектами инвестиционной деятельности являются:
• вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды,
• оборотные средства,
• ценные бумаги,
• земля и так далее. Субъектами инвестиционной деятельности могут выступать:
• инвесторы (заказчики),
• подрядчики и пользователи объектов,
• поставщики товарно-материальных ценностей,
• банки,
• инвестиционные компании,
• граждане государства и зарубежных стран. По формам собственности выделяют:
частные,
• государственные,
• совместные (смешанные) инвестиции Под частными (негосударственными) инвестициями понимают вложения средств частных инвесторов: граждан и предприятий негосударственной формы собственности.
Государственные инвестиции - это государственные вложения, осуществляемые органами власти и управления, а также предприятиями государственной формы собственности. Они осуществляются центральными и местными органами власти и управления за счет бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств. Под совместными (смешанными) инвестициями понимают вложения, осуществляемые отечественными и зарубежными экономическими субъектами. По срокам вложений выделяют кратко-, средне- и долгосрочные инвестиции. Для краткосрочных инвестиций характерно вложение средств на период до одного года. Под среднесрочными инвестициями понимают вложение средств на срок от одного года до трех лет, а долгосрочные инвестиции вкладывают на три и более.
По характеру участия в инвестировании выделяют:
• Прямые инвестиции - это инвестиции, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10% акций или уставного (складочного) капитала организации.
• Портфельные инвестиции - это покупка акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в уставном (складочном) капитале организации.
• Инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных, указываются как прочие - торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии 5 Правительства Российской Федерации, прочие кредиты (кредиты международных финансовых организаций и т.д.), банковские вклады.
Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений. Это лишь один из видов инвестиционных ресурсов, направляемых на создание новых, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Инвестиции же кроме основных фондов могут вкладываться в оборотные фонды, различные финансовые активы и отдельные виды нематериальных активов.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов для развития экономики и социальной среды.
Инвестиционная политика ориентирована на:
- определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, производственной, технологической, территориальной и по формам собственности;
- выбор приоритетов;
- повышение эффективности инвестиций.
Система критериев эффективности инвестиционной политики:
• Прирост инвестиций, Рост валового национального продукта, Рост физического национального потребления на душу населения и дохода на душу населения,
• Повышение эффективности хозяйственных связей на рынке товаров, услуг, капитала, Снижение финансового риска в экономике
• Повышение эффективности структуры производства и потребления национального продукта, Рост товарного выпуска и рыночной капитализации предприятий в приоритетных отраслях экономики,
Формы участия государства в реализации инвестиционной политики:
• организатора инвестиционно-финансового рынка;
• участника инвестиционно-финансового рынка;
• менеджера инвестиционных процессов.
Государство как организатор инвестиционно-финансового рынка
• Снижение системного риска инвестиций
• Снижение специфического риска инвестиций
• Развитие внутренних инвестиционных возможностей
• Повышение экспортного потенциала
• Изменение структуры экономики
• Глобализация инвестиционных возможностей
• Рекапитализация банковского сектора
• Увеличение кредитования реального сектора
• Повышение эффективности фондового рынка
• Создание новых инструментов фондового рынка
• Развитие инвестиционных институтов
• Привлечение прямых иностранных инвестиций
Государство как участник инвестиционно-финансового рынка
• Повышение доходов от государственного имущества
• Повышение доходов от государственных инвестиций
• Снижение стоимости заимствования
Государство как менеджер инвестиционной политики
Функции государства в реализации государственной инвестиционной политики:
1) установочная (целеполагающая);
2) мобилизующая;
3) стимулирующая;
4) контролирующая. Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период.
Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.
Мобилизующая функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.
Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание
оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты[5].
Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.
Создание широкой сети современных технополисов позволило бы России не только сохранить научно-технический потенциал, но и заложило бы основу для разработки и создания конкурентоспособной, наукоемкой продукции.
Необходимо отметить еще одну важную функцию технополисов – сдерживание "утечки мозгов", что весьма актуально для современной России, которая превращается в мирового лидера в этой сфере. Развитие технопарков, где создаются благоприятные условия для научной и коммерческой деятельности, могло бы затормозить этот процесс.
Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.
Содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.