Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ЦИКЛ СЕМИНАРОВ-ПРАКТИКУМОВ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ».

Представленный материал включает в себя два семинара для воспитателей и памятку. СЕМИНАР №1. Тема Звуки и буквы теоретическая часть. Цель Повторение педагогами теоретической основы понятий звук, буква. Задачи - оказание информационной и методической поддержки воспитателям - обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме. ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЙ по теме «Звуки и буквы теоретическая часть. Семинар №2. Тема Структура занятия по обучению грамоте. Цель Систематизирование знаний педагогов при планировании и составлении занятий по обучению грамоте. План 1. Общая структура занятий по обучению грамоте. 2. Последовательность работы над звуком. 3. Последовательность работы над буквой. 4. Структура занятий по дифференциации звуков. 5. Общие рекомендации при проведении занятий по ОГ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ЦИКЛ СЕМИНАРОВ-ПРАКТИКУМОВ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ».

СЕМИНАР №1.

Тема: Звуки и буквы (теоретическая часть).

Цель: Повторение педагогами теоретической основы понятий звук, буква.

Задачи:

- оказание информационной и методической поддержки воспитателям;

- обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме.

Что такое буквы и звуки?

Обычно говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. (В русском языке различают 42 звука речи).

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Буква – это специальный знак, который обозначает звук на письме. ( Всего 33 буквы).

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно, если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не «эр», «Л», а не «эль», «Ш», а не «ша» и т.д.

Детям старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:

ё - [й'о], е - [й'э], ю - [й'у], я - [й'а].

Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.

Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами. Например, губы – звуки [п], [б] и др., язык – звуки [к], [г] и др., зубы – звуки [с], [ц] и др.

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха). При гласных звуках воздушная струя свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий на своем пути (при их образовании участвует только голос, шума нет). При произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия (губы, зубы, язык) – в их произношении в той или иной степени присутствует шум.

А как же быть с сонорными звуками ([м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [й'])? При их произношении шума почти нет, хотя воздух также, как и при шумных согласных, на своем пути встречает преграду.

Гласные

 В  их образовании участвует только голос

[а],  [о], [у], [и], [ы], [э]

Согласные

Звонкие

Сонорные согласные

(голоса больше, чем шума)

[м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'],  [й']

Шумные звонкие согласные

(шума больше, чем голоса)

[б],  [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'],  [з], [з'],  [ж]

Глухие

Шумные глухие согласные

(состоят только из шума)

[п],  [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'],  [с], [с'], 

[ш], [щ'], [х], [х'], [ц], [ч']

Согласные звуки бывают: твёрдые и мягкие. Это определяется на слух!

Например, слова «кон» и «конь» [к о н] [к о н’]

- твёрдые –произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;

- мягкие– произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.

Например: [п']= (пь), [к']= (кь), [д']= (дь).

Важно научить ребёнка определять твёрдость/мягкость согласного звука, т.к. это нужно будет в дальнейшем при обучении грамоте (твёрдость и мягкость обозначается на письме последующей гласной буквой или «ъ» и «ь»).

Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б'], [т] – [т'], [л] – [л'] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:

- всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц];

- всегда мягкие согласные – [ч'], [щ'], [й'];

- звонкие согласные– произносятся с участием голоса.

Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».

- глухие согласные– произносятся без участия голоса. Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:

- всегда звонкие – [й], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р']; - всегда глухие – [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'].

Необходимо четко знать и различать звуки и буквы!

ИТОГ: В русском языке 42 звука. 6 гласных и 36 согласных. Для их обозначения на письме существует 33 буквы – 10 гласных, 21 согласная и ещё две особые буквы, которые не читаются – «Ъ» и «Ь».

6 гласных звуков:  [а]  [о]  [у]  [и]  [э]  [ы]

                                                 10 гласных букв:    а  о  у  э  ы  и  я  ё  е  ю

Буквы Я, Е, Ё, Ю  могут читаться как 2 звука: я - [йа], е - [йэ], ё - [йо], ю -[йу].

• 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Буквы

•21 согласная буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;

•Ь и Ъ знаки, которые не обозначают отдельных звуков.

Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом могут не совпадать.

Д/З сделать наглядные пособия по теме: Буква и звук + характеристика звука.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЙ по теме: «Звуки и буквы (теоретическая часть).

Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому необходимо владеть следующей информацией:

1.Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.

2.Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград . Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки. Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами

3. Признаки гласных и согласных звуков.

ПРИЗНАКИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

1.Произносятся голосом.

2.При произнесении гласных воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.

3.Сколько в слове гласных, столько и слогов в слове.

4.Обозначаются красным цветом.

5.Смягчают согласную: Я,Е,Ю,И.

ПРИЗНАКИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

1.Произносятся с шумом.

2.При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде языка, зубов, губ.

3.Согласный звук может быть твердым или мягким.

4.Твердый согласный обозначается СИНИМ цветом, мягкий- ЗЕЛЕНЫМ.

4.Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары.

Но есть исключения:

Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые;

Щ, Ч, Й – всегда мягкие.

5.Согласные смягчают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середине перед согласной – конь, коньки)

6.Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк) Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э»

Семинар №2.

Тема: Структура занятия по обучению грамоте.

Цель: Систематизирование знаний педагогов при планировании и составлении занятий по обучению грамоте.

План:

1.Общая структура занятий по обучению грамоте.

2.Последовательность работы над звуком.

3.Последовательность работы над буквой.

4.Структура занятий по дифференциации звуков.

5.Общие рекомендации при проведении занятий по ОГ.

I.Структура занятий

Занятия по знакомству со звуком и буквой и по дифференциации звуков состоят из нескольких частей и проводятся по строго определенной схеме:

1. организационный момент;

2. знакомство и работа со звуком;

3. знакомство и работа с буквой;

4. работа по формированию лексико-грамматического строя речи (на базе речевого материала данного занятия);

5. подведение итогов занятия.

II. Последовательность работы над каждым звуком такова:

1. знакомство со звуком — выделение его на слух;

2. уточнение артикуляции звука;

3. определение характеристик звука (гласный — согласный, глухой — звонкий);

4. выделение на слуховом уровне звука из ряда других

5. звуков,слогов, слов;

6. определение места звука в слове (с опорой на картинки);

7. определение твердости — мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки;

8. составление слогов, слов из заданных звуков;

9. подбор слов с определенным звуком.

III. Знакомство детей с буквой проходит в следующей последовательности:

1. знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве;

2. «печатание» буквы в воздухе, выкладывание из любых материалов (скрепки, нитки, бусины, крупа, лего, пластилин и др.) далее — в тетрадях по образцу;

3. чтение слогов с изучаемой буквой по таблицам.

4. В заключительной части занятия проводятся игры на развитие лексико-грамматического строя речи, внимания, памяти с использованием речевого и наглядного материала занятия.

IV. Структура занятий по дифференциации звуков такова:

1. организационный момент;

2. уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий;

3. дифференциация звуков:

o на слуховом уровне — выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий),

o определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки;

4. работа в тетрадях:

o запись слогов, слов на изучаемые звуки,

o составление звуковых схем слогов, слов;

5. составление слогов, слов из заданных звуков и букв;

6. работа по коррекции лексико-грамматического строя на базе речевого материала занятия;

7. подведение итогов занятия.

V. Общие рекомендации при проведении занятий по ОГ.

Все занятия проводятся по единой схеме, а их разнообразие достигается путем использования многочисленных игровых приемов и вариабельностью дидактических игр.

Методика ознакомления со звуком и буквой

Учитывая принцип поэтапного формирования умственных действий и принцип системности, знакомство со звуками и буквами проходит в определенной последовательности. Начало каждого занятия — сообщение темы, в ходе которого изучаемый звук выделяется на слух.

Для знакомства со звуками можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на интересующий звук; стихи с многократно повторяющимся определенным звуком; рассказы, в которых главное внимание направляется на слуховое восприятие данного звука. Звук при этом связывается с конкретным образом и произносится по подражанию («песенка водички» — [С], «песенка комарика» — [3]).

При изучении гласных звуков и йотированных гласных букв помощь в работе могут оказать фонетические сказки для дошкольников . Так как тема «Йотированные гласные» сложна для детей дошкольного возраста, следует лишь «прикоснуться» к ней (познакомить с буквами), объяснив, что обо всех «хитростях» этих букв ребята узнают позже — в школе. Для фонетического разбора следует подбирать слова без йотированных гласных.

После определения темы занятия (выделения звука на слух) детям предлагается произнести звук и обратить внимание на положение артикуляторных органов. По ходу работы дети отвечают на вопросы, которые нацеливают каждого ребенка не на простое произношение звука, а на необходимость проанализировать, «прочувствовать» его артикуляцию, например: «В каком положении губы (язык)?» Таким образом, полученные знания становятся осознанными, так как формируются на основе четких слуховых и кинестетических (двигательных) ощущений. Педагог при этом не просто проговаривает звук вместе с детьми, а, имитируя руками положение языка, заостряет их внимание на существенных моментах.

Далее проходит ознакомление с характеристикой звука. Например: звук [А] — рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом (педагог «дирижирует» и вместе с детьми пропевает звук выше-ниже). Дается объяснение, что такой звук называется гласным.

Звук [М] — губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, т. к. ему мешают губы; звук можно потянуть (педагог с детьми произносит звук длительно, показывая руками, что звук «тянется», но его нельзя произнести выше-ниже, т.е. нельзя петь). Объясняется, что такой звук называется согласным. Затем детям предлагается положить руку на шею и многократно произнести звук [М], при этом задается вопрос: «Что вы чувствуете?». Когда все убедятся, что «горлышко дрожит», логопед объясняет, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким.

После знакомства с характеристиками звука задается серия вопросов, направленных на закрепление полученных знаний:

o Звук [М] ([А]) — это какой звук? (Гласный/согласный.)

o Почему? (Гласный, так как можно петь, воздух не встречает преграды; согласный — петь нельзя, воздух встречает преграду.)

o У Какой согласный? (Глухой/звонкий.)

o Почему? (Глухой — горлышко не дрожит, не работают голосовые связки; звонкий — горлышко дрожит, голосовые связки работают.)

Следующий этап работы — выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов. Проводится игра «Услышишь — хлопни» (или аналогичные ей). Обязательное условие — дети выполняют задание с закрытыми глазами, что позволяет максимально активизировать речеслуховой анализатор каждого ребенка.

Целесообразно использовать различные варианты игры «Эхо», которая позволяет автоматизировать звуки, развивать слуховое восприятие звуковых и слоговых рядов, внимание, память. Ряды звуков, слогов, слов для запоминания даются с постепенным усложнением по объему и по содержанию.

Определение места звука в слове проводится с опорой на картинки. Например, педагог показывает картинку и проговаривает слово, а дети определяют место изучаемого звука (начало, середина, конец слова). Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуются в разной последовательности. При этом, после того как детьми определено место звука в слове, картинка выставляется на доску в соответствующий ряд (верхний, средний или нижний). Таким образом формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слуховой, но и на зрительный анализатор. Можно использовать паровоз с вагончиками (нач., сер., конец слова) , домик с этажами.

При изучении согласных звуков вводится следующий этап работы — формирование понятий «твердый — мягкий». Детям предлагается для прослушивания с одновременным показом картинок два слова — одно на твердый, другой на мягкий звук. Вопрос педагога, сопровождающий показ, нацеливает на то, чтобы ребята вслушались и определили, одинаково ли звучат первые звуки. После определения на слух разницы звучания педагог объясняет, что один звук — твердый, другой — мягкий, и картинки выставляются в ту или иную часть доски: на твердый звук — слева, на мягкий — справа ( картинка пёрышка и кирпича). Далее педагог упражняет детей в различении твердого и мягкого звука, проговаривая слова, предъявляя картинки и помещая их после ответов детей в соответствующую часть доски.

По окончании этого этапа работы детям еще раз задается серия вопросов на закрепление:

o О каком звуке мы сегодня говорили?

o Какой это звук?

o Почему его называют согласным (гласным)?

o Какой это согласный? (Глухой — звонкий.)

o Почему?

o Каким он может быть? (Твердым — мягким.)

Примечание. Необходимо обратить внимание на то, что при изучении первого согласного звука, который может быть твердым и мягким ([М]), целесообразно рассказать о мягком знаке, «говорящем» о том, что буква, написанная перед ним, обозначает мягкий звук.

После объяснения карточки с буквой «Ь» будет определять место картинок, слогов, слов с мягкими согласными звуками.

С первых занятий, следует «закрепить» место картинок на твердые и мягкие звуки (например: слева — на твердые, справа — на мягкие), картинок на звуки в начале, середине, конце слов (соответственно в верхнем, среднем, нижнем рядах).

Заключительный вид работы над звуком — самостоятельный подбор слов. По цепочке опрашиваются все дети. Каждый ребенок произносит слово с изучаемым звуком, указывает твердый он или мягкий; в начале, середине или конце слова находится. Если кто-то затрудняется подобрать слово самостоятельно, то к помощи привлекаются остальные дети (по желанию). Ребенок повторяет предложенное ему слово и сам определяет характеристики нужного звука.

Примечание. Работа по дифференциации звуков на слуховом уровне предусматривает: выделение звуков из ряда других звуков, из ряда слогов и слов. Например: игра «Услышишь — хлопни» — услышав один звук, надо хлопнуть один раз, другой звук — хлопнуть два раза;

o определение наличия того или иного звука и их места в слове с опорой на картинки.

Для развития фонематического синтеза используются задания на составление слогов, слов, произнесенных по отдельным звукам ([Ш], [А] — [ША], [Ж], [У] — [ЖУ]; [С], [У], [П] — суп, [К], [О], [3], [А] — коза); по слогам ([жу], [ки] — жуки, [ма], [ши], [на] — машина).

Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы пишем и читаем. Об этапах знакомства с буквой и их содержании говорилось выше («Структура занятий»), здесь же остановимся на некоторых моментах.

В заключительной части занятия проводится игра, направленная на развитие зрительного внимания, памяти, автоматизацию звуков, коррекцию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи. Используя выставленные ранее картинки, можно проводить такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный фотограф» и др.

Наглядный материал для знакомства со звуком подбирается так, чтобы его можно было использовать в ходе занятия и для составления звуковых и слоговых схем, предложений.

Подводя итог занятия, педагог еще раз задает серию вопросов, позволяющих закрепить знания, полученные детьми. В конце каждого занятия детям объясняется задание, которое они могут выполнить дома с родителями:

1. Подбор слова с твердым и мягким изученным звуком, определение его места в слове.

2. Игра «Скажи наоборот» — на закрепление твердости — мягкости (игра объясняется). Н-р: кон-конь

3. В тонких тетрадях:

o нарисовать бордюр, элемент буквы (дается образец);

o нарисовать картинки на изученный звук в начале,

o середине, конце слова; под картинками составить

•схемы слов, обозначить место изучаемого звука;

•o «напечатать» по строчке большой и маленькой изученной буквы.

Выполнение заданий дома позволяет лучше закреплять полученные знания. Практика показала, что дети выполняют их осознанно, зачастую сами объясняют родителям, что и как надо делать.

Д.З. составить интересный фрагмент занятия по знакомству и работе над звуком .

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области