Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УДК

Смирнова Елизавета Алексеевна,

студент,

Уральский государственный педагогический университет,

Российская Федерация, 620091, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26,

e-mail: elizaveta.smirnova.98@bk.ru

Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста

АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена особенностям развития творческих способностей младших школьников. В статье поднимается проблема взаимодействия учебной деятельности и игровой. Рассмотрены важнейшие познавательные процессы человека, развивая которые происходит и развитие творческих способностей. Материал статьи может быть использован в работе учителя начальных классов, учителя-предметника или студента.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: учебная деятельность, психическое развитие, мышление, внимание, память, речь, творческое мышление, развитие творческих способностей.

Smirnova Elizaveta Alekseevna,

student,

Ural State Pedagogical University;

Russian Federation, 620091, Yekaterinburg, Kosmonavtov Ave., 26.

e-mail: elizaveta.smirnova.98@bk.ru

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

ABSTRACT. This article is devoted to the peculiarities of the development of creative abilities of younger schoolchildren. The article raises the problem of interaction between educational activities and gaming. The most important cognitive processes of a person are considered, developing which the development of creative abilities also takes place. The material of the article can be used in the work of a primary school teacher, a subject teacher or a student.

KEYWORDS: educational activity, mental development, thinking, attention, memory, speech, creative thinking, development of creative abilities.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований от 6-7 до 9-11 лет. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. 

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу-вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. Взрослые начинают предъявлять к нему повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе [3].

В этом возрасте ведущей деятельностью становится учебная, но это не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, трудовая и спортивная деятельность, искусство), в ходе которых совершенствуются новые достижения ребенка. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется мышление, память, внимание, речь. Доминирующим процессом в младшем школьном возрасте становится мышление. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. определяют, что мышление младшего школьника в первые два года обучения сходны с мышлением дошкольника. У них ярко выражен конкретно-образный характер мышления, при решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы или их изображение. В процессе обучения мышление становится абстрактным, это проявляется на уроках, когда ученик от действий с конкретными предметами переходит к умственным операциям [1].

И.Ю.Кулагина подтверждает точку зрения, что школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности, во всяком случае, при освоении основных школьных дисциплин [4].

В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Овладевая логикой науки, ребенок устанавливает соотношения между понятиями, осознает содержание обобщенных понятий, а это содержание, связываясь с житейским опытом ребенка, как бы вбирает его в себя. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам.

Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

От развития мышления зависит также развитие остальных психических процессов. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. В младшем школьном возрасте память приобретает осмысленный характер, если опирается на приемы логической обработки материала. В отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. В младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Первоначально школьники пользуются самыми простыми способами - длительным рассматриванием материала, многократным повторением материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Самоконтроль за результатами запоминания осуществляется на уровне узнавания: первоклассник, например, смотрит в текст и полагает, что заучил его, поскольку испытывает чувство знакомости [5].

У младших школьников преобладает произвольное внимание ребёнка привлекает всё яркое и необычное, поэтому ему трудно выделить главное в изучаемом материале. Ещё одна особенность внимания в данном возрасте − его неустойчивость, что является следствием преобладания возбуждения над торможением. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Младшим школьникам свойственны необычная широта эмоций и реактивность, лёгкость переключения от одной эмоции к другой. Они отличаются эмоциональной впечатлительностью, непосредственностью проявлений и внешней выраженностью эмоций. Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, менее развито у него и умение распределять внимание. Особенно ярко неумение распределить внимание проявляется во время написания диктантов, когда надо одновременно слушать, припоминать правила, применять их и писать. Но уже ко II классу у детей наблюдаются заметные сдвиги в совершенствовании этого свойства, если учитель так организует учебную работу учащихся дома, на уроке и их общественные дела, чтобы они учились контролировать свою деятельность и одновременно следить за выполнением нескольких действий. В начале обучения проявляется и большая неустойчивость внимания. Развивая устойчивость внимания младших школьников, учителю следует помнить, что в I и II классах устойчивость внимания выше при выполнении ими внешних действий и ниже при выполнении умственных [2].

Речь выполняет две основные функции: коммуникативную и сигнификативную, т.е. является средством общения и формой существования мысли. С помощью языка и речи формируется мышление ребенка, определяется структура его сознания. Сама формулировка мысли в словесной форме обеспечивает лучшее понимание объекта познания. Благодаря формированию речи, развитию памяти, мышления и внимательности у школьника формируется творческое мышление.

Что же такое творческое мышление? В словаре это понятие трактуется как один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Л.С. Выготский трактовал понятие творческое мышление как такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Е. Л. Яковлева понимает под творческостью реализацию человеком собственной индивидуальности, понимаемой как уникальность каждого отдельного Многие зарубежные психологи связывают творческое мышление с креативностью. Например, Дж.Гилфорд, разработавший концепцию креативности, Гилфорд, считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

А. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение

Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на Практике.

В. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые от наблюдения стороны.

Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.

Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено.

Таким образом, Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ. Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Немецкий социолог Э.Фромм определяет творческое мышление как способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.

Многие авторы понимали творческое мышление по-разному, но все сходились к тому, что это некая способность к созданию чего-то нового или демонстрация своей уникальности.

Многочисленные исследователи пытались сформулировать главное качество любой личности, обладающей творческим мышлением, которое лежит в основе способности к творчеству. При всем разнообразии конкретных формулировок все говорят примерно об одном и том же: «творческая личность - это свободная личность; а свободная личность - это личность, способная быть самой собой, слышать свое "Я", по определению К. Роджерса.

П.Торренс выделил факторы, влияющие на развитие творческих способностей детей:

-интеллект как способность;

-знания;

-стиль мышления;

-индивидуальные черты;

-мотивация;

- внешняя среда.

И наконец, характерные черты, позволяющее создавать нечто новое, нестандартное и интересное, т.е. черты творческого мышления:

1.Внимательность и «боковое мышление». Творческое мышление обязывает к тому, чтобы человек видел нестандартную основу явлений, событий, предметов. Чаще всего именно детали могут «напомнить» человеку о том, что какой-либо предмет можно использовать иначе. А если этот предмет видеть целостным, то вряд ли наблюдателя посетят мысли о каком-либо новом способе его применения, ведь оно и так существует. Простейший пример: кружка. Если ее воспринимать целостно, то мы знаем, что из нее пьют жидкость. Но если обратить внимание на ее форму, материал, и, например, оставить на рабочем столе, то рано или поздно появится мысль о том, что в нее удобно класть карандаши и ручки. Так появится «новое» изобретение – подставка для ручек.

2.Хорошая память. Творческое мышление не может быть у человека с короткой памятью, ведь творчество – длительный процесс, который требует созревания и знания сторонних фактов. Творец должен быть сконцентрирован на нескольких явлениях одновременно: самом предмете творения и явлениях, информация о которых позволят сделать его совершенным. Случайно увиденная вещь однажды всплывает в памяти и оказывается ключом к решению.

3.Гибкость и ассоциативность мышления. Творческое мышление часто сопровождается отказом от привычных гипотез. Если не проявить мыслительную гибкость и внимать устаревшим теориям, то это никогда не приведет к открытию. Ассоциативное мышление помогает творческому оригинально «связывать» и классифицировать предметы и явления, что, в свою очередь, приводит к уникальным идеям, одна из которых может оказаться гениальной [6].

Список литературы:

Режим доступа: http://fb.ru/article/37649/tvorcheskoe-myishlenie-kak-unikalnaya-sposobnost-mozga

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области