Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Детская и подростковая агрессивность виды, причины, возрастные особенности проявления и рекомендации для родителей и педагогов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Детская и подростковая агрессивность: виды, причины, возрастные особенности проявления и рекомендации для родителей и педагогов.

Агрессия (лат. aggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение; противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. \https://gufo.me/dict/psychologie_dict/

Важно различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это действие. Агрессивность – готовность к совершению таких действий. Это свойство личности.

В учебном пособии «Девиантология: схемы, таблицы, комментарии» схематично, на основе анализа исследований и публикаций современных отечественных и зарубежных авторов, представлены виды и формы агрессии:

Михайлина М.Ю. приводит следующие причины возникновения детской агрессивности:

- неприятие детей родителями;

- безразличие или враждебность со стороны родителей;

- разрушение эмоциональных связей в семье;

- неуважение к личности ребенка;

-чрезмерный контроль или полное отсутствие его;

- избыток или недостаток внимания со стороны родителей;

- запрет на физическую активность;

- отказ в праве на личную свободу.

4. Нарушенная исследовательская активность ребенка.

5. За агрессивность принимают что-то другое.

Возрастные особенности проявления агрессии.

Название этапа

Возраст

Проявления агрессии

Младенчество

0 – 1 год

Импульсивные приступы упрямства, крик, кусание - выражение неудовольствия. Условно агрессивное поведение (нет намерения причинить ущерб)

Раннее детство

Конфликт между «обладать» и «отдавать», возрастает число физических насилий. Характерна реакция нападения. В 1,5-2 года дети отдают игрушки не добровольно, а уступая авторитету взрослого, включают собственные вещи во внутренние границы «Я». К 3-м годам ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные импульсы, выражать их в приемлемой форме. Нетерпение родителями к любым проявлениям открытой агрессии ведет формированию символической агрессивности (нытье, упрямство и др.)

Дошкольный возраст

3-7 лет

Проявления агрессии связано с полоролевой идентификацией ребенка. Смена форм агрессии: на смену простого физического нападения приходят более «социализированные» формы (оскорбления, соперничество). В 5-6 лет – игры-потасовки. Критика, вербальная, физическая агрессия со стороны родителей приводит к подражанию ребенка агрессору.

Младший школьный возраст

7 – 11 лет

Возрастают половозрастные различия в проявлениях агрессии. Мальчики используют прямые способы агрессивного поведения, девочки — косвенные. Агрессивность приобретает враждебную окраску

Подростки, старшеклассники

11 – 17 лет

В 11 лет подростки оценивают уровень своей агрессивности как очень высокий. У мальчиков — доминирование физической агрессии и негативизма, у девочек — негативизм и вербальная агрессия

Рекомендации для педагогов-психологов:

Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружением – родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин агрессивного поведения детей и подростков, в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

- изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

- изменение стиля взаимодействия с детьми;

- расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие из коммуникативных умений.

Самое важное – создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества – это главное условие предотвращения агрессивности.

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. Авторами Лютовой Е.К. , Мониной Г.Б. были предложены шесть рецептов избавления от гнева, которые могут быть полезны всем родителям:

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев

6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее

Рекомендации для педагогов.

Действия взрослых и педагогов, которые могут усиливать напряжение и агрессию у детей и подростков:

повышение голоса, изменение тона на устрашающий;

демонстрация власти «Будет так, как я скажу»;

крик, негодование;

агрессивные позы и жесты;

сарказм, насмешки;

оценка личности ученика и его близких (черты характера, внешность, национальность и т.п.);

использование физической силы;

втягивание в конфликт других людей;

настаивание на своей правоте;

нотации, проповеди;

угрозы или наказания;

оправдания, защита;

обобщения типа: «Все вы одинаковые»;

придирки;

сравнения с другими детьми;

команды, жёсткие требования, давления;

подкуп, награды;

передразнивания.

Для того чтобы демонстрировать неагрессивное поведение педагог может пользоваться следующими приёмами:

выдерживание паузы;

предоставление возможности подростку успокоиться наедине;

внушение спокойствия невербальными средствами;

прояснение ситуации наводящими вопросами;

использование юмора;

признание чувств и интересов собеседника;

сообщение своих интересов.

В ситуации агрессивного поведения ребенка, педагогу необходимо:

контролировать собственные негативные эмоции;

сохранять положительную репутацию ребёнка;

демонстрировать своё собственное твёрдое поведение, лишённое агрессии; акцентировать внимание на поступках, а не на личности ребёнка;

обсуждать проступок (лучше это делать наедине, без свидетелей, когда страсти улягутся и обе стороны успокоятся);

не усиливать напряжение ситуации (т.е. не использовать те действия, которые могут повлечь за собой напряжение и агрессию).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области