Детская и подростковая агрессивность: виды, причины, возрастные особенности проявления и рекомендации для родителей и педагогов.
Агрессия (лат. aggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение; противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. \https://gufo.me/dict/psychologie_dict/
Важно различать понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это действие. Агрессивность – готовность к совершению таких действий. Это свойство личности.
В учебном пособии «Девиантология: схемы, таблицы, комментарии» схематично, на основе анализа исследований и публикаций современных отечественных и зарубежных авторов, представлены виды и формы агрессии:
Михайлина М.Ю. приводит следующие причины возникновения детской агрессивности:
- неприятие детей родителями;
- безразличие или враждебность со стороны родителей;
- разрушение эмоциональных связей в семье;
- неуважение к личности ребенка;
-чрезмерный контроль или полное отсутствие его;
- избыток или недостаток внимания со стороны родителей;
- запрет на физическую активность;
- отказ в праве на личную свободу.
4. Нарушенная исследовательская активность ребенка.
5. За агрессивность принимают что-то другое.
Возрастные особенности проявления агрессии.
Название этапа | Возраст | Проявления агрессии |
Младенчество | 0 – 1 год | Импульсивные приступы упрямства, крик, кусание - выражение неудовольствия. Условно агрессивное поведение (нет намерения причинить ущерб) |
Раннее детство | Конфликт между «обладать» и «отдавать», возрастает число физических насилий. Характерна реакция нападения. В 1,5-2 года дети отдают игрушки не добровольно, а уступая авторитету взрослого, включают собственные вещи во внутренние границы «Я». К 3-м годам ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные импульсы, выражать их в приемлемой форме. Нетерпение родителями к любым проявлениям открытой агрессии ведет формированию символической агрессивности (нытье, упрямство и др.) | |
Дошкольный возраст | 3-7 лет | Проявления агрессии связано с полоролевой идентификацией ребенка. Смена форм агрессии: на смену простого физического нападения приходят более «социализированные» формы (оскорбления, соперничество). В 5-6 лет – игры-потасовки. Критика, вербальная, физическая агрессия со стороны родителей приводит к подражанию ребенка агрессору. |
Младший школьный возраст | 7 – 11 лет | Возрастают половозрастные различия в проявлениях агрессии. Мальчики используют прямые способы агрессивного поведения, девочки — косвенные. Агрессивность приобретает враждебную окраску |
Подростки, старшеклассники | 11 – 17 лет | В 11 лет подростки оценивают уровень своей агрессивности как очень высокий. У мальчиков — доминирование физической агрессии и негативизма, у девочек — негативизм и вербальная агрессия |
Рекомендации для педагогов-психологов:
Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружением – родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин агрессивного поведения детей и подростков, в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:
- изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
- изменение стиля взаимодействия с детьми;
- расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие из коммуникативных умений.
Самое важное – создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества – это главное условие предотвращения агрессивности.
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. Авторами Лютовой Е.К. , Мониной Г.Б. были предложены шесть рецептов избавления от гнева, которые могут быть полезны всем родителям:
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев
6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее
Рекомендации для педагогов.
Действия взрослых и педагогов, которые могут усиливать напряжение и агрессию у детей и подростков:
повышение голоса, изменение тона на устрашающий;
демонстрация власти «Будет так, как я скажу»;
крик, негодование;
агрессивные позы и жесты;
сарказм, насмешки;
оценка личности ученика и его близких (черты характера, внешность, национальность и т.п.);
использование физической силы;
втягивание в конфликт других людей;
настаивание на своей правоте;
нотации, проповеди;
угрозы или наказания;
оправдания, защита;
обобщения типа: «Все вы одинаковые»;
придирки;
сравнения с другими детьми;
команды, жёсткие требования, давления;
подкуп, награды;
передразнивания.
Для того чтобы демонстрировать неагрессивное поведение педагог может пользоваться следующими приёмами:
выдерживание паузы;
предоставление возможности подростку успокоиться наедине;
внушение спокойствия невербальными средствами;
прояснение ситуации наводящими вопросами;
использование юмора;
признание чувств и интересов собеседника;
сообщение своих интересов.
В ситуации агрессивного поведения ребенка, педагогу необходимо:
контролировать собственные негативные эмоции;
сохранять положительную репутацию ребёнка;
демонстрировать своё собственное твёрдое поведение, лишённое агрессии; акцентировать внимание на поступках, а не на личности ребёнка;
обсуждать проступок (лучше это делать наедине, без свидетелей, когда страсти улягутся и обе стороны успокоятся);
не усиливать напряжение ситуации (т.е. не использовать те действия, которые могут повлечь за собой напряжение и агрессию).