Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок по обществознанию в 6 классе на тему «Потребности человека»

Способствовать формированию представлений о духовном мире человека, потребностях как источнике активности человекапознакомить учащихся с ролью и значением потребностей в жизни человека дать представление о классификации потребностей показать противоречивость влияния потребностей на жизнь личности обсудить проблему духовного мира человека выделить характерные черты мыслительного и чувственного мира человека способствовать воспитанию у учащихся понимания здорового образа жизни, отрицательного отношения к курению, алкоголизму, наркомании.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Потребности человека. Обществознание 6 класс.

Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью, видами и значением потребностей в жизни человека; показать противоречивость влияния потребностей на жизнь личности; обсудить проблему духовного мира человека; выделить характерные черты мыслительного и чувственного процессов.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться характеризовать иерархию потребностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы и дополнительный текст и вопросы; приобрести умения и навыки анализа проблемы, проведение дискуссии и участия в эвристической беседе; работать с документами, выполнять проблемные задания, вырабатывать навыки работы в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: различать виды потребностей; классифицировать в соответствии с собственными ошибками; применять полученные знания, умения;

Метапредметные – 1) коммуникативные: планировать учебное сотрудничество достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; 4) личностные: формирование заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.

Тип уроков: открытие нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой этап.

На прошлых уроках мы с вами изучали деятельность и ее виды. Давай вспомним то, о чем мы с вами говорили.

1.Что такое деятельность? Каковы отличительные черты деятельности?

Ответы учащихся: Деятельность - способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого человек сознательно изменяет окружающий мир и самого себя. Отличительные черты деятельности человека: сознательный характер, изменение окружающей действительности (преобразующий характер), продуктивный характер, человек вступает в отношения с другими людьми (социальный характер).

2. Что же является ведущим в любой деятельности человека? (Мотив, верно ребята. Сегодня на уроке мы обсудим основные мотивы или другими словами потребности человека).

Тема урока «Потребности человека».

План урока:

1. Что такое потребность.

2. Какие бывают потребности.

3. Истинные и ложные потребности.

Проблемный вопрос: -Может ли человек развиваться на протяжении всей жизни удовлетворяя только определенный вид потребностей?

III. Введение в новый материал.

Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» (§4, с. 33). Почему описанная в рубрике ситуация выглядит почти фантастичной?

Ответ учащихся: человек всегда к чему-то стремится, чего-то желает, что-то делает для осуществления своих желаний.

IV. Работа по теме урока.

Прежде всего ответим на вопрос: Что такое потребности? Какие примеры потребностей вы можете привести? Чем они отличаются?

Потребность – осознаваемая нужда в чем-либо. В питании, отдыхе, одежде и т.д. Потребности отличаются те, что без некоторых из них мы прожить в состоянии, а другие же должны удовлетворить незамедлительно.

Каковы потребности человека? Можно ли ответить на вопрос, что человеку нужно? Ведь у каждого есть свои желания: одному нужна книга, другому – плеер, третьему – компьютер. Кстати, я предлагаю вам задуматься над вопросом: а почему ни у кого нет потребности, например, получить в подарок мотыгу или каменный топор?

Сегодня мотыга или каменный топор никому не нужны, но когда-то они пользовались популярностью. А могла ли у первобытного человека возникнуть потребность в мобильном телефоне?

Нет, потому что он и представить себе не мог такие вещи.

Значит, мы можем с вами сделать очень важный вывод: потребности человека не могут быть одинаковыми во все времена. Они меняются с течением времени и зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития хозяйства, техники, науки и т.д. Потребности животных носят более или менее стабильный характер и ограничены биологическими нуждами; потребности же человека всё время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создаёт у людей потребности, которых не было у предыдущих поколений.

А какие потребности есть у вас? (Учащиеся отвечают и записывают ответы на доске, на следующий урок можно собрать все их записи в облако слов: см. приложение 1).

2. Сейчас я предлагаю вам систематизировать потребности, т.е. объединить в группы, в первую очередь ответить на вопрос: какие именно желания рождают потребности иметь то или иное? Работа с учебником на стр. 34. Прочитайте и выделите основные группы потребностей человека.

В первую очередь выделяют биологические (материальные) потребности – это потребности, связанные с физическим выживанием: потребности в пище, воде, жилище, защите от неблагоприятных явлений природы, отдыхе, сне. Но обратите внимание, что и эти первичные физиологические потребности «очеловечены»: человек не будет рвать зубами сырое мясо, если имеет возможность приготовить его и съесть, воспользовавшись столовыми приборами, он не будет при обычных обстоятельствах пить из лужи, т.е. ему нужны и другие необходимые условия удовлетворения этих потребностей.

Теперь давайте перейдем к следующей группе потребностей.

Все эти потребности можно объединить в одну группу – социальные потребности, т.к. они возникают только в обществе, и туда входят жажда дружбы, привязанности, общения, заботы, понимания. В советское время был очень популярен фильм «Доживем до понедельника». И один из героев фильма в cвоем сочинении по литературе на тему «Что такое счастье» написал: «Счастье – это когда тебя понимают». Трудно не согласиться с этим утверждением. Особенно вам и особенно в вашем возрасте, когда многим из вас начинает казаться, что вас перестают понимать и излишне ограничивают вашу свободу. К сожалению, вы сможете понять ваших родителей только тогда, когда сами будете иметь детей, но тогда ваши сегодняшние переживания во многом сотрутся из памяти и вам также сложно будет находить общий язык со своими детьми, как и сегодня вашим родителям с вами.

Для выяснения третьей группы потребностей я предлагаю вам обратиться к тексту учебника рубрики «Жил на свете человек» на стр. 35. Читая дополнительный материал, подумайте, что заставляло Шампольона действовать? Что именно сделало его счастливым?

Таким образом, мы можем выделить третью группу потребностей – духовные потребности: потребности в знаниях, в творческой деятельности, создании прекрасного, самореализации.

Это деление потребностей условное, потому что кто-то одевает одежду для тепла, а кто-то для подтверждения своего статуса в обществе и тогда эта потребность становиться уже не материальной, а социальной. И таких примеров можно привести множество. Т.е. классифицируя потребности всегда надо помнить о тех мотивах, которые движут людьми.

Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. Древнеримский император Диоклетиан утратив интерес к государственным делам, отрекся от всех титулов и занялся выращиванием фруктов и овощей. Старый приятель стал уговаривать его вернуться. «Друг мой, внимательно посмотри на возделанное моими руками: вначале на государство, а потом вон на ту прекрасную капусту – и скажи, в чем я добился больших успехов?» - ответил Диоклетиан. Т.е. Мы видим на этом примере, что самореализоваться можно и на государственном уровне, и на своем собственном огороде.

Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили виды потребностей. В этом нам поможет своеобразная игра. Я продемонстрирую вам отрывок из мультфильма «Простоквашино», а вы назовете потребности, которые там отражены

«Зима в Простоквашино» отрывок.

3. У всесторонне развитого человека представлены все потребности.

Где же пределы наших потребностей и могут ли они быть удовлетворены полностью? Почему потребности одного человека удовлетворяются в большей степени, чем потребности другого?

Вспомните сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»: сначала старухе понадобилось новое корыто, затем – изба, далее она пожелала стать столбовою дворянкой, потом потребовала, чтобы рыбка сделала ее царицей, а когда она получила все это, то захотела стать владычицей морскою. Некоторые люди подобны этой старухе, для них существует лишь слово «хочу»! Между тем думающие люди давно поняли, что потребности человека должны быть разумными.

Разумные потребности предполагают понимание того, что возможности их удовлетворения человеком ограничены, и они не должны противоречить нравственным правилам общества и способствовать развитию лучших человеческих качеств. Такие потребности называют истинными. К ним относят потребности в еде, одежде, сне, жилье, безопасности. Но если человек не имеет жизненных ценностей или эти ценности неустойчивы, то он очень часто заменяет свои потребности в общении, саморазвитии и т.д. ложными потребностями. Об этом виде потребностей не сказано в учебнике, и я бы хотела вам рассказать о них особо. Как вы думаете, ребята, что скрывается за этими словами?

Ответы учащихся.

Ложные потребности – это искусственные потребности, которые ведут к нравственной деградации личности или ее физическому разрушению. Слово «искусственные» означает, что эти потребности не являются врожденными, а усваиваются человеком под влиянием окружающей среды или рекламы, принося больший или меньший вред личности. Это вредные привычки (курение, алкогольная зависимость), употребление наркотиков, зависимость от интернета, компьютерных игр и телевидения, потребительство (неуемное накопление материальных благ как смысл жизни). Если кто-то из вас, ребята, уже имеет одну из вышеперечисленных зависимостей, то это очень плохо. Ведь ложные потребности усваиваются людьми быстрее, чем социальные и духовные, пользы не приносят никакой, а вот избавится от них бывает очень сложно. Например, каждый курильщик с детства знает, что капля никотина убивает лошадь. И все равно курит.

Наверное, единственный вывод, который мы можем сделать - Остерегайтесь ложных потребностей!

IV. Закрепление изученного материала (определение верного или неверного суждения).

V. Подведение итогов урока.

Итак, мы можем с вами сделать вывод: удовлетворение потребностей – это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, отдых, развлечения. Даже действия, на первый взгляд не приносящие никакой пользы человеку, на самом деле имеют причины. Например, милостыня для того, кто ее дает, является удовлетворением его высших духовных потребностей в помощи и сострадании. Человек без потребностей мертв!

VI. Рефлексия.

Ребята перед вами на доске три предмета: Чемодан, мясорубка и корзина. На ваших столах есть листочки разного цвета: синие, желтые и серые. Я предлагаю вам взять желтый листочек и написать на нем те, моменты, которые показались интересными. А затем приклеить к изображению чемодана.

Синий – то, что оказалось ненужным бесполезным и прикрепить к плакату с мусорной корзиной.

Серые – то, что нужно доработать, додумать: отправляется к листу мясорубка.

VII. Домашнее задание.

§ 4, стр. 33-36. Ответить на вопросы 1-3 рубрики «В классе и дома» пользуясь памяткой «Учимся размышлять» на стр. 34. В рабочей тетради выполнить на выбор задания к § 4 5,6 или 8.

Приложение 1.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области