МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 62
имени Николая Бугайца
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2022 года протокол №19
Председатель
_____________Е.Н. Макарова
ПРОГРАММА
ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
«Занимательная математика»
Составила:
учитель начальных классов Кабалинова Яна Владимировна
г. Краснодар, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа№ 62 имени Николая Бугайца руководствуется Положением «Об оказании платных услуг муниципальным автономным общеобразовательным учреждением муниципального образования город Краснодар средней общеобразовательной школы № 62 имени Николая Бугайца», разработанным на основании и в соответствии с законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании», приказа департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар от 18.02.2015г. № 120, постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» № 706 от 15.08.2013г., Уставом МАОУ СОШ № 62, Гражданским Кодексом Российской Федерации, для достижения поставленных целей в установленном законодательством порядке осуществляет следующие основные виды деятельности:
- реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- осуществляет образовательную деятельность по программам дошкольного образования, реализация которых не является основной целью ее деятельности.
МАОУ СОШ № 62 предоставляет информацию о реализации в школе программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также дополнительных образовательных программ.
«Школа вправе сверх установленного муниципального задания, и в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания, выполнять работы, оказывать платные образовательные услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным Уставом в сфере образования для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых, при оказании одних и тех же услуг, условиях».
Дополнительные платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджетных средств.
Потребность в дополнительных платных образовательных услугах определяется по заявлениям родителей (законных представителей) с учетом мнения детей.
Порядок и условия оказания платных образовательных услуг устанавливается Положением об оказании платных дополнительных образовательных услуг, которое разрабатывается МАОУ СОШ № 62 на основе федерального законодательства.
В соответствии с образовательными запросами родителей будущих первоклассников (законных представителей), материально- технической базы МАОУ СОШ № 62 с целью обеспечения общего развития детей и обеспечения преемственности между дошкольным уровнем и уровнем начального общего образования школа предоставляет:
- обучение по, не предусмотренным основной общеобразовательной программой, дополнительным образовательным программам следующих направленностей:
- социально-педагогическая;
- художественно-эстетическая.
Новизна предшкольной образовательной программы «Занимательная математика» видится в следующем:
– предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
– содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Актуальность программы
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место.
«Занимательная математика», дошкольная авторская программа занятий предшкольной подготовки, разработанная на основе Методического пособия «Первые шаги в математику» / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004 г., рассчитана на 1 час в неделю.
Количество часов в год – 33 часа.
Предметные:
- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться знаками арифметических действий;
- составлять и решать задачи в одно действие сложение или вычитание;
- порядковый счет в пределах 20;
- состав числа первого десятка;
- предшествующее число, последующее, числа – соседи;
- понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;
- геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;
- знаки +, -, =, >,< и правильно их использовать;
- направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизувверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Количество и счёт. Этот раздел формирует представления о действии сложения как объединении частей в единое целое, об отношении и зависимости части от целого. Развивает общее представление о действии вычитания как части из целого, о взаимосвязях и взаимозависимостях целого и частей. Знакомит с понятиями «поровну», «не поровну», «больше», «меньше», «равно - неравно», «на сколько больше, на сколько меньше», со счётом в пределах 10, особенностью образования двузначных чисел. Даёт представление об арифметической задаче.
Величин. Формирует понятия «длиннее», «короче», «тяжелее», «легче», «между», «посередине», «впереди», «сзади».
Форма. Знакомство с геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, прямоугольником, кругом, овалом – их основные признаки. С объёмными фигурами: куб, пирамида, параллелепипед, конус, цилиндр, шар.
Ориентировка в пространстве. Формирует понятия «вверху- внизу», «слева - справа», «выше - ниже», «правее- левее». Умение ориентироваться на листе бумаги: находить точку, строчку, столбец.
Ориентировка во времени. Формирует представление о последовательности дней недели, времён года, месяцев. Понимание временных отношений «сначала - потом», «до - после», «раньше- позже», «вчера, сегодня, завтра».
3.Тематическое распределение материала.
Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности ученика |
Количество и счёт. | 20 | Знакомятся с числами от 0 до 10, учатся писать цифры в клетке – (печатные цифры). Считают в пределах 10, используя порядковые числительные (первый, второй). Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 10. Считают двойками до 10 и тройками до 12. Сравнивают числа – соседи. Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество. Преобразуют неравенство в равенство и наоборот. Узнают основные математические знаки +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач. Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства. Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал. Составляют число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка. Решают задания творческого характера. |
Величины | 8 | Учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно использовать в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету. Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам. Находят в группе предметов «лишний» предмет. Развивают глазомер (сравнивают предметы на глаз). |
Форма. | 2 | Знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради. Классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет). |
Ориентировка в пространстве. | 2 | Определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении; усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом. Учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через. Учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток. |
Ориентировка во времени | 1 | Знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами. Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра. Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно. |
Календарно-тематическое планирование - 33 часов
№п\п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Оборудование |
1 | Что нас окружает? Предметы. Знакомство с разными видами предметов. | Интернет доска. Таблицы, схемы, карточки с разными предметами. | ||
2 | Свойства предметов. Различие предметов по цвету, форме, размеру. Разные виды фигур. Знакомство с треугольником, квадратом, прямоугольником, кругом, овалом | Интернет. доска. Таблицы, схемы, карточки с разными фигурами. | ||
3 | Знакомство с понятиями: много, один. Цифра 1. | Интернет. доска. Таблицы, схемы, карточки с разными фигурами, цифры. | ||
4 | Сравнение предметов по цвету, форме, размеру. Знакомство со знаками =, Введение понятий «равно-неравно». | Интернет доска. Таблицы, схемы, карточки с разными фигурами, цифры, знаки. | ||
5 | Сложение. Знакомство с понятиями «часть, целое». Введение знака – «+». | Интернет доска. Таблицы, схемы, карточки с разными фигурами, цифры. | ||
6 | Сложение. Число 2. Цифра 2. Понятие «пара». Знакомство с примерами и их записью | Интернет. доска. Таблицы, схемы, карточки со знаками, фигурами, цифры. | ||
7 | Вычитание. Нахождение остатка. Нахождение части. Введение знака – « - » | Интернет доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
8 | Знакомство с понятиями: «на, над, под, между, посередине»». | Интернет. доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
9 | Сложение и вычитание. Число 3. Цифра 3. Состав числа 3. | Интернет доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
10 | Знакомство с понятием «справа, слева». Число 4. Цифра 4. Состав числа 4. | Интернет. доска. Таблицы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
11 | Знакомство с понятием «внутри, снаружи». Число 5. Цифра 5. Состав числа 5. | Интернет. доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
12 | Знакомство с понятием «впереди, сзади». Знакомство с понятием «раньше, позже». | Интернет. доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
13 | Сложение и вычитание. Число 6. Цифра 6. Состав числа6. | Интернет доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
14 | Знакомство с понятием «длиннее, короче». Число 7. Цифра 7. Состав числа7. Сложение и вычитание до 7 | Интернет доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
15 | Знакомство с понятием «тяжелее, легче». Сравнение по массе. Объём. Сравнение предметов по объёму | Интернет доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
16 | Число и цифра 8. Знакомство с арифметической задачей. | Интернет. доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
17 | Число 9. Цифра 9. Состав числа 9. Знакомство с понятием «на сколько больше, на сколько меньше». | Интернет доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
18 | Состав числа 9. Определение времени на циферблате часов. Разностное сравнение (на сколько больше? на сколько меньше?) | Интернет. доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры.Часы. | ||
19 | Дни недели. Понятия «вчера, сегодня, завтра». Сложение и вычитание в пределах 9. | Интернетдоска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
20 | Арифметические задачи на увеличение числа.Число 0. Цифра 0. | Интернет доска. Таблицы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
21 | Число 10. Состав числа 10. Игра «Чего на свете не бывает?» | Интернет доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
22 | Знакомство с новыми геометрическими фигурами: шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр | Интернет доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
23 | Знакомство с понятием «раньше-позже».Сложение и вычитание в пределах 10. Состав чисел первого десятка. | Интернет доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
24 | Сложение и вычитание в пределах 1. Присчитывание по1. | Интернет. доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
25 | Сложение и вычитание вида ± 2. | Интернет доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
26 | Сложение и вычитание вида ± 3. | Интернетдоска. Таблицы, схемы, предметные карточки, доска. | ||
27 | Сложение и вычитание вида ± 4. | Интернет доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
28 | Сложение и вычитание вида ± 5. | Интернет доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
29 | Сложение и вычитание вида ± 6. | Интернет доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
30 | Сложение и вычитание вида ± 7. | Интернет. доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
31 | Сложение и вычитание вида ± 8. | Интернет. доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
32 | Сложение и вычитание вида ± 9. Закрепление понятий «Сколько всего? Какой по счёту?» | Интернет. доска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. | ||
33 | Порядковый счёт: первый, второй, третий. Нахождение последующего и предыдущего числа в натуральном ряду чисел. | Интернетдоска. Таблицы, схемы, предметные карточки с разными фигурами, цифры. |
ЛИТЕРАТУРА
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса: