Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока биологии в 9 классе специальной коррекционной школы. Тема урока «Органы чувств».

Цель создать у учащихся представление о том, как люди воспринимают окружающий мир. Задачи Образовательная. Познакомить учащихся с органами чувств и их значением для человека учить беречь органы чувств. Коррекционно-развивающая.Развивать устную речь, логическое мышление, память, внимание, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитательная. Прививать навыки соблюдения правил здоровьесбережения умения работать в группе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект урока биологии в 9 классе специальной коррекционной школы

Тема урока: «Органы чувств».

Цель: создать у учащихся представление о том, как люди воспринимают окружающий мир.

Задачи:

Образовательная. Познакомить учащихся с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств.

Коррекционно-развивающая.Развивать устную речь, логическое мышление, память, внимание, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная. Прививать навыки соблюдения правил здоровьесбережения; умения работать в группе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: корзина; схематическое изображение лица человека; изображение глаз, языка, носа, ушей; апельсин, рисунок, круг, квадрат, стаканы с кислой, сладкой и солёной водой; мешочек, рукавица, тесты: «Органы чувств», памятки: «Береги зрение», таблица «Дежурный словарь», таблица «Составь вопрос».

Ход урока.

I. 1. Организационный момент. Доброе утро! Я рада вас видеть! Проверьте, готовы ли вы к уроку. Наш урок пройдёт под девизом:

Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно для работы,

То и буду выполнять!

(повторить хором)

2.упражнение на коррекцию логического мышления.

Выберите слова, которые подходят для описания здорового человека: стройный, сутулый, сильный, крепкий, бледный, неуклюжий, ловкий, весёлый, толстый.

Свой ответ начни со слов: Для описания здорового человека подходят слова …….., ……….., …………..

II. Подготовка к усвоению новых знаний.

Расшифруйте надпись на доске?

Познавать себя – значит совершать маленькие открытия.

Представьте себе: наш кабинет – научная лаборатория, а мы с вами исследователи!

- А кто такие исследователи?

Свой ответ начни со слов: Исследователь – это человек, который открывает …….. ………. (новые знания)

III. Изучение нового материала.

Я хочу вас познакомить с одним странным человеком. У этого человека нет ушей, глаз, носа, языка. Ребята, а вы знаете как называются эти части тела? (органы чувств)

Послушайте стихотворение:

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя.

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять.

А нос – чтоб запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

Уши, глаза, нос, язык, кожа – это органы чувств. Наш странный человек считает, что органы чувств ему не нужны. Как вы думаете, он прав?

Итак, предметом нашего исследования будут органы чувств. Запомните, как пишется это трудное словосочетание . Нам надо доказать странному человеку, что без органов чувств нельзя воспринимать окружающий мир.

Тема урока: «Органы чувств».

Отгадайте загадку: Есть у каждого лица два оконца,

На ночь сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются. (глаза)

Проверим как работают наши глаза.

- Что я вам показываю? (рисунок)

- Значит глаза умеют ……… (видеть)

- Как называется эта фигура? (круг) А эта? (квадрат).

- Значит глаза умеют определять форму предмета.

- Какого цвета круг? Квадрат?

- Значит глаза умеют определять ………..(цвет).

- Какая фигура находится дальше от вас, а какая ближе? ( Свой ответ начни со слов: Дальше от нас находится ………, а ближе к нам находится ……….)

Подведём итог: что могут видеть глаза?(Отвечайте полным предложением)

Глаза могут видеть цвет, форму, размер, определять расстояние. По глазам человека можно понять, что он испытывает: печаль или радость, удивление или испуг…

- Вернём глаза нашему человеку? ( к схеме человеческого лица прикрепляются глаза)

Запишите в тетради под цифрой 1. глаза – орган зрения.

Глаза очень нужны человеку. Зрение необходимо беречь. Следует помнить, что оно плохо восстанавливается. Человек, потерявший зрение, не видит красоту природы, не различает лиц людей, не знает, как выглядит сам. Надо охранять свое зрение и не забывать правила гигиены:

1.читай и пиши только при хорошем освещении;

2.следи за тем, чтобы книга или тетрадь была на расстоянии 30-35 см. от глаз;

3.не читай лежа,

4.не смотри подолгу телевизор;

5.не три глаза руками – так можно занести в глаз соринку или опасные бактерии;

6.не стесняйся носить очки, если у тебя плохое зрение. Давайте прямо сейчас и начнем заботиться о своем зрении и я предлагаю сделать гимнастику для глаз…

Какой орган будем исследовать сейчас, узнаете, если отгадаете загадку:

У одной головы два братца по разные стороны сидят,

Ничего не видят и не говорят. (уши)

Ваша задача определить, что вы слышите? ( «Лес и его звуки», голос кукушки). Какой орган помог вам услышать голос кукушки? Что умеют делать наши уши? (слышать звуки окружающего мира) Каким был бы мир без звуков? (скучным, неинтересным) Вернём нашему человеку уши? Помогите подобрать научное определение: Уши – это ….(орган слуха) Поставьте цифру 2 и запишите это в тетрадь. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств. Слух тесно связан с речью. Ребенок сначала слышит речь, а затем учится говорить. Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке – с помощью жестов. Берегите уши, соблюдайте правила гигиены:

1.Регулярно мойте уши;

2.никогда не ковыряйте в ушах спичкой, булавкой или другими острыми предметами. Так можно повредить ухо и потерять слух;

3.не слушайте громкую музыку, чаще отдыхайте в тишине;

4.если почувствуете боль в ухе или если в него что -то попадет, обратитесь к врачу.

Отгадайте загадку: Вот гора, а у горы две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит (нос)

Ученики закрывают глаза, чищу апельсин. Что почувствовали? Какой орган помог вам определить запах? Нос очень нужен человеку. Нос – это орган обоняния. Обоняние –то способность человека чувствовать запахи. С помощью обоняния мы различаем запах бензина и духов, цветов и уксуса и т. д. Если человек теряет обоняние, то не может различать запахи. Как сохранить обоняние? Закаляйтесь, берегите организм от частых насморков. Не курите, т.к. у курящих людей обоняние ухудшается. Вернём нос нашему странному человеку? Способность чувствовать запахи называется обонянием ( запомните это слово, табличка на доске). Подберите научное определение: 3. нос- это орган ……(обоняния). Запись в тетрадь.

Отгадайте загадку: Всегда во рту, а не проглотишь.(язык) Язык – одна из самых подвижных частей тела. Благодаря языку мы можем разговаривать. Язык помогает зубам пережевывании пищи. Но главное – он помогает узнавать вкус пищи. Сладкая она или соленая, кислая или горькая?

На столе три прозрачных стакана с кислой, сладкой и пресной водой. Можем ли мы на глаз определить что находиться в стаканах?

Значит надо исследовать жидкость в стаканах на вкус. Какой вкус почувствовали? Какой орган помог вам почувствовать вкус? Как язык смог почувствовать кислое, сладкое? На нём много красных точек-бугорков. Для сладкого, кислого, солёного, горького. ….. свой бугорок.

Нужен нашему человеку язык? Язык очень нужен человеку.

Дайте научное определение этому органу. Запишите: 4. язык – орган вкуса. Нельзя пробовать очень горячую пищу, так как можно обжечь язык.

О каком органе чувств эта загадка?

Зимой бывает вся в мурашках,

А летом загаром бронзовым покрыта. (кожа)

Определи предмет в мешочке надев рукавичку? Трудно? Сними рукавичку! Какой предмет: твёрдый? мягкий? какой формы? При помощи чего ты смог определить какой в мешочке предмет? (при помощи кожи; если отвечают, что при помощи рук, то попросить ущипнуть себя). Что помогло вам почувствовать боль?)

Кожа очень важна для организма. На коже много чувствительных клеток, которые воспринимают тепло, холод, боль, форму и величину предметов. Кожа – надежная защита организма. Если рассмотреть кожу через увеличительное стекло, то можно увидеть маленькие отверстия. Они называются порами. Через поры кожи наш организм дышит. Через поры выделяется пот. Кожа смазывается жиром. К жирной коже быстро пристает пыль и грязь. Если кожу долго не мыть, на ней скапливается много микробов. Во время умывания горячей водой с мылом жир размягчается, мыло растворяет его в воде. Вода смывает с кожи микробы. Кожа очень большой орган. Она покрывает всё наше тело. Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов и обморожений. Запишите: 5. кожа – орган осязания. Посмотрите в свой конспект! Сколько органов чувств у человека? Объедините свои записи фигурной скобкой справа и подпишите – органы чувств. Посмотрите, как пишется это словосочетание в словаре. Ответьте на вопрос: При помощи чего человек воспринимает окружающий мир? Ответьте полным предложением.

Что мы доказали нашему странному человечку? (Без органов чувств воспринимать ……. ……. нельзя.)

Физкультминутка

А) Соедини линиями:

Глаза орган осязания

Уши орган вкуса

Нос орган зрения

Кожа орган обоняния

Язык орган слуха

Тест « Органы чувств».

Б) Соедини линиями:

Орган зрения (……) различает и узнаёт предметы, их цвет, форму, величину

Орган слуха (……) определяет вкус

Орган вкуса (……) чувствует и различает запахи

Орган обоняния (…….) ощущает теплоту, холод, боль

Орган осязания (…..) слышит целый мир звуков

2. «Корзина вопросов» (на доске изображение корзины с прорезями для вопросов)

Составь вопрос об органах чувств? Запиши его на полоске бумаги и опусти в корзину. На следующем уроке зададим твой вопрос одноклассникам.

Для тех, кому трудно составить вопрос, подсказка на доске.

Какую роль в жизни человека играют …… ……?

Для чего человеку нужны …….?

Какой орган помогает ……….. запах цветов?

С помощью какого органа ты ……… книгу?

……………………………….. слышим целый мир звуков?

………………………………… определить вкус пищи?

Прочти, какой вопрос ты составил?

2. используя текст учебника составить памятку «Берегите зрение»

Памятка «Берегите зрение»

Глаза нужно беречь! Помните, испорченное зрение трудно исправить.

IV. Оценки за урок.

1.Проверка знаний. Тест «Органы чувств».

А) Соедини линиями:

Глаза орган осязания

Уши орган вкуса

Нос орган зрения

Кожа орган обоняния

Язык орган слуха

Тест « Органы чувств».

Б) Соедини линиями:

Орган зрения (……) различает и узнаёт предметы, их цвет, форму, величину

Орган слуха (……) определяет вкус

Орган вкуса (……) чувствует и различает запахи

Орган обоняния (…….) ощущает теплоту, холод, боль

Орган осязания (…..) слышит целый мир звуков

Используя текст учебника составить памятку «Берегите зрение»

Памятка «Берегите зрение»

Глаза нужно беречь! Помните, испорченное зрение трудно исправить.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области