МБУ ДО ДТДМ "Истоки"
Открытое занятие по теме: «Рыба.»
Сахнова Екатерина Витальевна
Педагог дополнительного образования по скорочтению
2021 – 2022 уч. г.
Развернутый план-конспект занятия Т/О «Юный мнемотехник» (обучающиеся 9-10 лет)
Тема занятия: «Рыба».
Метод «Рыба» - это один из лучших способов для работы с текстовым материалом.
Метод «Рыба» ("Фишбоун" (Рыбий скелет))– схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Цель:
Задачи занятия:
а) основные (коммуникативные):
1) объяснить и научить приёмам и способам выполнения метода;
2) разнообразие применения метода «Рыба »
б) развивающие:
1) развивать критическое мышление обучающихся;
в) сопутствующие:
приобретать и совершенствовать навыки в рамках вышеупомянутых умений;
Оборудование занятия:
1)Образцы «Рыбы»;
2) раздаточный материал (задания )
Используемые педагогические технологии: технология уровневой дифференциации, индивидуализация обучения, игровые технологии.
Структура занятия:
1)Организационный момент (2 минуты)
2)Повторение изученного материала (3 минуты)
3)Работа по раздаточным материалам (5 минут)
II. Проверка домашнего задания (15 минут)
III. Обучение мнемотехнике (10 минут)
1)Объяснение темы (5 минут)
2)Выполнение заданий по прослушанной теме (5 минут)
IV. Заключительный этап (10 минут)
1)Практика работы с методом «Рыба» (7 минут)
2)Подведение итога занятия и объяснение домашнего задания (3 минуты)
Ход занятия:
I. Начало занятия (10 мин.)
1. Организационный момент (2 мин)
Задачи:
1) проверить готовность классного помещения к занятию;
2) проверить наличие необходимого оборудования;
3) провести организационную беседу с классом, ввести обучающихся в атмосферу активной работы;
4) сообщить обучающимся общие задачи и порядок работы на занятии;
2.Повторение изученного материла (3 минуты)
Педагог раздаёт учебный материал для («Скелет рыбы») для дальнейшей работы по тексту.
Задача: создание настроя обучающихся на восприятие информации на заданную тему и на активное участие в работе.
3.Работа по раздаточным материалам (5 минут)
Педагог раздает обучающимся раздаточные материалы с целью научиться быстро, правильно работать с текстом и вычленять важное.
Составление схемы Фишбоун
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
II. Проверка домашнего задания (10 мин)
1.обучающиеся читают/пересказывают заданный на дом текст на оценку.
2.Проверка выполненных упражнений.
III. Заключительный этап (10 минут)
1.Совместное выполнение заданий с обучающимися.
Задача: закрепление пройденного материала на практике.
2.Подведение итога занятия и объяснение домашнего задания.