Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Повторение темы «Имя существительное».

определение уровня сформированности умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль употреблять имена существительные в соответствии с орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КРАСНОРОГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ.А.К.ТОЛСТОГО"

Конспект урока по русскому языку

в 6 классе

Повторение темы «Имя существительное»

Подготовил:

учитель русского языка

и литературы

Алексо Елена Дмитриевна

с. Красный рог

2023 г.

Тема. Повторение темы «Имя существительное».

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Цель: определение уровня сформированности умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль; употреблять имена существительные в соответствии с орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами. Планируемые результаты:

Предметные: закрепление навыка правильного написания имен существительных, определения грамматических форм, употребления их в речи.

Метапредметные:

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: уметь сохранять заданную цель.

Личностные: проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Сценарий урока. 1. Оргмомент.

- С каким настроением вы начинаете урок? Просигнальте смайликом.

2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Слайд 1-2.

Письмо шестиклассника актеру Е. Евстигнееву

Известному актеру МХАТа Евстигнееву показали письмо шестиклассника: «Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаньяна как Мехаил Баярский»

Евстигнеева спросили:

- Как вы думаете, он сможет стать артистом?

- На это письмо мне тоже хочется ответить письменно, - сказал артист. Он взял ручку и написал всего одно слово: …

- Как вы думаете, какое?

(НИКАДА!)- показываю напечатанное.

- Почему так ответил Евстигнеев?

- Расшифруем слово МХАТ. Что мы знаем об этом слове? Справка.

Евгений Евстигнеев

Советский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР.

Родился 9 октября 1926 г., Нижний Новгород, СССР Умер 4 марта 1992 г. (65 лет), Лондон, Великобритания

Мы, взрослые, его любим по фильмам «Гиперболоид инженера Гарина», «Берегись автомобиля», «Золотой телёнок, «Гардемарины, вперёд» и, конечно же, «Собачье сердце».

А вам, детям, возможно, знакомы фильмы «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и «Чёрная курица, или подземные жители».

- Вот, чтобы в вашей жизни не было этого НИКАДА, вы должны…(ребята продолжают)

3. Словарный диктант. (2 уч-ся. Взаимопроверка)

Общение, вдохновение, кислород, осадки, благодать, корабль, морфема, суффикс, естественно, зоревать, секунда, ободок, монета, фломастер.

-Озвучим нормы отметки за словарный диктант.

Вопросы: 1) Найди в словарном диктанте сложное слово. Докажи это.

2) Найди в словарном диктанте слово, которое является исключением из правила правописания чередующегося корня. Вспомни это правило.

4. Подготовка к ВПР (распечатка). Задание 1

Поставьте знак ударения в следующих словах:

Торты, облегчить, цемент, квартал.

Задание 2.

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками. 2) Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски! 3) Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.

4) В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.

5. Проверка домашнего задания.

-тест. Проверка по образцу (эталону) Слайд 4.

6. Актуализация знаний

-Чтобы наш сегодняшний урок прошёл успешно, нам предстоит потрудиться. Ведь мы закончили изучение одной из самых распространённых частей речи. Как же она называется?

-Ученые подсчитали, что каждое второе слово – имя существительное. На каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных и только 26 глаголов.

7. Формулирование темы урока, планирование деятельности.

- А теперь пришло время сформулировать тему урока.

- Как вы думаете, чем же мы сегодня будем заниматься? Какова главная цель урока? Что значит систематизировать знания?

-А помогут нам упорядочить материал вопросы, напечатанные на раздаточном материале. Они и будут планом нашего занятия.

8. Систематизация и обобщение материала по теме «Имя существительное».

-Итак, читаем первый вопрос и отвечаем на него. (Дать определение существительного)

1) Синтаксический разбор предложения.

Пушистые снежинки осторожно касаются земли.

- Назовите части речи, которые не встретились в предложении. (местоим, имя числ, союз, предлог, частица, междометие)

- Найти изобразительные средства в данном предложении (эпитет: пушистые снежинки; олицетворение: снежинки касаются)

Морфологический разбор существительного: ЗЕМЛИ. Физминутка.

Большой пальчик мы потрем, Указательный пожмем, Средний с вами мы погладим, Безымянный пощипаем,

А мизинчик разотрем, Кистью дружно мы встряхнем И работать уж начнем.

2 вопрос: Что нового вы узнали о склонении и роде существительных?

Распределительный диктант.

Из предложенных слов выпишите существительные а) разносклоняемые

б) несклоняемые

в) существительные общего рода

Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя, непоседа

Определите род несклоняемых существительных 1) Густонаселен... Сан-Франциско,

2) огромн... Гоби,

3) полноводн… Конго, 4) солнечн… Тбилиси, 5) глубок... Онтарио

3 вопрос: Как на письме различить суффиксы –ек, - ик (-чик)?

- Я прочитаю стихотворение, а в должны выписать существительные с суффиксами –ЕК- и –ИК-

Выборочный диктант.

К Максимке раз пришел дружочек, Принес с собою пирога кусочек. Они присели на диванчик, Максим принес чайку стаканчик. Открыли ларчик, где игрушки, Звоночки, мячики, ушки. Зверюшек рядом посадили

И пир в столовой учинили.

4 вопрос: Расскажите о правописании букв Ч и Щ в суффиксе –чик (-щик).

Работа с текстом. (Напечатан)

Перед вами смешной, но «коварный» рассказ. Попробуйте в нем справитьсяс написанием суффиксов –чик-, -щик-.

Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон…иком, и камен…иком,и свар…иком, и экскаватор…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком, и электросвар…иком, и даже кровель…иком, когда выяснилось, что заговор…ики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.

Кровельщик - рабочий, занимающийся настилом и ремонтом крыш.

5 вопрос: Как мы определяем, когда нужно писать О, а когда - Ё в суффиксах существительных, имеющих значение «детёныш животного, птицы»?

(ОНОК после шипящих и Ч, ЁНОК- после мягких согласных, кроме Ч)

Фотодиктант.

На снимках изображены животные, которые встречаются в наших лесах.

Дифференцированное задание. 1 группа записывает полученные слова, обозначив суффиксы.

2 группа составляет словосочетания, подобрав к существительным определения (прилагательные), которые описывают этих животных по характеру и по цвету шерстки.

Слово учителя. Слайд

Из тридцати трех букв русского алфавита ни одна не вызывала столько споров, сколько буква «ё». До 18 века её вообще не было в алфавите. Вместо неё писали jo. (Напечатано)

Широкую известность буква "ё" приобрела благодаря знаменитому историку и писателю Н.М. Карамзину.

В первой книге его стихотворного альманаха "Аониды" с буквой "ё" были напечатаны слова "зарёю", "орёл", "мотылёк" и "слёзы", а также глагол "потёк". В связи с этим Карамзин считается автором буквы "ё".

12 декабря 2017 года исполнилось 251 лет со дня рождения Николая Михайловича Карамзина – российского историка, писателя, поэта, журналиста, почетного члена Петербургской Академии Наук.

9. Итог урока. Беседа по вопросам:

- Какую цель ставили на урок? - Добились поставленной цели?

- Какие задания было выполнять легко, а над какими пришлось попотеть?

10. Рефлексия.

-Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Просигнальте смайликом.

11. Домашнее задание. 1) п 37 упр 1-2 (тесты)

2) Написать сочинение-миниатюру на тему: «Что нового я узнал о существительном в 6 классе?»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области